Таким образом, рассматриваемая статья построена по схеме ст. 353 УК. В ней нет основного и квалифицированного составов, а налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких, но дифференцированных по минимальному размеру санкции, которые находятся под одной "крышей".
Запрет жестокого обращения с Военнопленными требует некоторой
конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого
понятия жестокого обращения. Исходя из предшествующего опыта человечества,
Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный
состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев,
восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения
оружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленных
должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации,
захваченные неприятелем. Жестокое обращение - это причинение не вызываемых
военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе
пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания,
унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовой
литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет
применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует
интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка
возможна путем применения психического, а не физического воздействия.
Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК -это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.
Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории,. угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольную эвакуацию; б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.
Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава -
разграбление национального имущества на оккупированной территории.
Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника
крупномасштабного изъятия и присвоения "по праву победителя" исторических и
культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от
формы собственности. По этот запрет не подпадают действия, которые: а)
предприняты с целью временно сохранить ценности от случайных военных
действий; б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с
репарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны,
развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран -победительниц
на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном
договоре). Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское
руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества
имущества, в том числе "бесхозного", а тем более организация такого захвата
и вывоза (например, складирование имущества трофейными командами с
последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой для руководящих
политических и военных деятелей) несомненно является формой разграбления
имущества в смысле ст. 356 УК.
Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушения законов и обычаев войны. Но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, о принудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающие оружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы в прифронтовой полосе.
Интересный вопрос - соотношение рассматриваемой нормы и нормы и
крайней необходимости. Например, явится ли преступлением в смысле ст. 356
УК разрушение определенного числа строений и вывоз полученных таким образом
строительных материалов для создания укреплений, предназначенных защитить
военнослужащих от огня противника. Международно-правовые документы
учитывают эту возможность, оговаривая, что незаконное присвоение имущества
наказуемо, если оно не вызывается военной необходимостью. Но ее критерии
могут определяться лишь с учетом всех обстоятельств конкретного случая, а
не заранее. Поэтому при квалификации деяния по ст. 356 УК надо уделять
внимание аргументации отсутствия крайней (военной) необходимости.
То, что деяния, предусмотренные комментируемой статьей, относятся к категории особо тяжких не исключает, однако, вопроса о квалификации по совокупности в случае тяжких последствий, так как рассматриваемое преступление является оконченным с момента совершения указанных в законе действий.
Субъективная сторона рассматриваемых деяний - прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта[3], минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.).
Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие
приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их
исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК по
своей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о
высших политических и военных деятелях не вытекает из смысла закона. Наряду
с "убийцами за письменным столом" (выражение, используемое в работах
германских историков и юристов), ответственность, несомненно должны
нести и лица, осуществляющие конкретные деяния, предусмотренные ст. 356
УК.
Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение
оружия массового поражения, запрещенного международным договором.
Преступление является оконченным с момента запуска ракеты - носителя такого
оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону
противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия
массового поражения говорилось при рассмотрении ст. 355 УК.
Наемничество (ст. 359 УК). Мы отнесли наемничество к группе военных
преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны
(применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях,
когда действия, составляющие объективную сторону наемничества совершаются
до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны
в ходе последних. Вместе с тем, говоря о непосредственном объект
наемничества как преступления, надо отметить его двойной характер:
посягательство осуществляется и на отношения мира между государствами,
генерируя напряженность в этих отношениях.
Ответственность по ст. 359 УК наступает при наличии двух условий. Одно из них, в отличие от текста предыдущей статьи УК подразумевается, а не оговорено прямо: уголовно-правовой запрет наемничества осуществляется в рамках Устава ООН о запрещении вербовки, использования и обучения наемников. (1989 г.). Другое условие: использование определения наемника, которое дает закон. Согласно примечания к ст. 359 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо; а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей; б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях.
Ст. 359, как и ст. 356 УК карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия, как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК многовариантна.
Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или
иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в
боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом от
предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное
обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется
наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения;
единовременно или регулярно;. в денежной или иной форме и т.д.).
Использование в вооруженном конфликте или военных действиях
предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их
обслуживание связью, транспортом и т.д.
Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные частью 2 ст. 359 УК: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается (часть 3 ст. 359 УК) ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях. Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженного конфликта (военных действий).
Субъективная сторона всех форм наемничества квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемого лица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма- Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.
Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного часть 3 - специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование завербовавшей его стороны.
Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 ст. 359 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (ч. 2) - особо тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное ч.3 (участие завербованного лица в боевых действиях) является тяжким преступлением.
Преступления против человечества.
В эту группу преступлений по УК входят геноцид (ст. 357 УК) и экоцид
(ст. 358 УК). Их непосредственным объектом являются общественные отношения,
обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или
религиозных групп населения и т.д. При геноциде преступные действия
непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий
для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к
исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на
разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий
населения, проживающего на данной территории.