Преступления в сфере экономической деятельности
Оглавление
Введение 2
Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности. 3
Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности. 5
Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 9
Преступления в денежно-кредитной деятельности 20
Практическое задание. 28
Заключение 30
Литература 31
Введение
Реформирование народного хозяйства России без создания адекватного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создало благоприятные условия для роста экономической преступности. В результате в период перехода к рынку экономическая преступность в России стала более организованной и профессиональной. Резкое сокращение сфер легальной интеллектуальной деятельности в результате длительного сжатия государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно устремляются прежде всего в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической направленности не имеет непосредственных потерпевших - физических лиц и потому выявляется с трудом.
Только учтенный ущерб от преступлений и административных
правонарушений в сфере экономики составил в 1996 году почти 8 трлн. рублей
- около 0, 3% ВВП. По мнению специалистов, до 70% доходов, полученных
незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской
деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального
предпринимательства.
По имеющимся оценкам специалистов Совета безопасности Российской
Федерации, в 1996 году доля "теневого" сектора составляла: в торговле -
63%, в сельском хозяйстве - 48%, в промышленности - 11%, в транспорте и
связи - 9%. Госкомстат оценивал долю "теневой" экономики в ВВП в 1996 году
в 23%, в 1997 - уже в 25%. Таким образом, легальный сектор экономики,
образующий налогооблагаемую базу, постепенно сужается.
Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.
Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности.
Нормы об уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности сосредоточены в главе 22 УК. Они направлены на защиту законной предпринимательской деятельности, охрану естественной государственной монополии на товарно-денежную систему, изделия, драгоценные металлы, права потребителей товаров и услуг, защиту таможенных и налоговых отношений, установленных в Российской Федерации.
С учётом коренных изменений общественных отношений в сфере экономической деятельности, существенного расширения возможностей предпринимательства и форм собственности при переходе к рыночным отношениям серьезные изменения претерпела именно эта глава (в УК РСФСР 1960г. - часть составов относилась к главе хозяйственных преступлений).
Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере экономической деятельности - производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
Непосредственным объектом могут выступать конкретные общественные отношения, связанные с определённой сферой экономики, конкретным экономическим отношением.
Объективная сторона большинства рассматриваемых преступлений в
сфере экономической деятельности заключается в совершении их путём действий
(например, понуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения).
Часть преступлений может совершаться путём бездействия (например, злостное
уклонение от погашения кредиторской задолженности).
Составы, имеющие материальную конструкцию, предполагают обязательную взаимосвязанность деяния, общественно опасных последствий и причинной связи между ними (например, незаконная банковская деятельность). Формальные составы предполагают для правовой оценки лишь установления факта общественно опасного деяния (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).
Субъектом преступлений в сфере экономической деятельности
могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
Субъекты некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта
-должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землёй).
Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности предполагает умышленную форму вины, либо может иметь две формы вины.
В зависимости от непосредственного объекта все преступления
можно разделить на три группы: а)посягающие на законную предпринимательскую деятельности (статьи 169,
170, 171, 172, 173, 174, 175, 176, 177,
178,180,182,183,184,185,187,195,196,197,200 УК); б)посягающие на государственную монополию в сфере экономической
деятельности (статьи 181, 186, 190, 191, 192, 193 УК); в)таможенные и налоговые (статьи 188, 189, 198, 199 УК).
Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности.
Появление и развитие различных форм предпринимательской деятельности —
характерная черта преобразований, происходящих в нашем обществе. Экономика
реально начинает базироваться на различных формах собственности. Возникли
многочисленные коммерческие и иные (некоммерческие) организации, аппарат
которых не участвует в государственном управлении, но многие служащие
аппарата этих организаций наделены управленческими полномочиями в
структурах и, злоупотребляя данными полномочиями, они подчас способны
причинить серьезный вред правам и законным интересам граждан, интересам
организаций, в которых они работают или других организаций, общественным и
государственным интересам. Это обстоятельство определило появление в новом
Уголовном Кодексе России главы о преступлениях против интересов службы в
коммерческих и иных организациях.
Интересно, что преступления такого рода были известны еще русскому
"Уложению о наказаниях уголовных и исправительных" 1885 года и "Уголовному
уложению" 1903 года. Ответственность за аналогичные деяния предусматривает
и современное уголовное законодательство многих зарубежных стран.
Деяния, предусмотренные ст.ст. 201 и 204 УК 1996г., по своей
объективной стороне весьма сходны с деяниями, предусмотренными
соответственно cm. 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями" и
ст.ст. 290, 291 УК "Получение взятки", "Дача взятки". Поэтому остановимся
лишь на специфике составов, предусмотренных в главе о преступлениях против
интересов службы в коммерческих и иных организациях. Прежде всего выделим
некоторые вопросы, относящиеся к субъекту злоупотребления
полномочиями и коммерческого подкупа. Он определяется как "лицо,
выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации".
Представляется, что понятие управленческих функций как видно из примечания
к ст. 201 УК, охватывает в качестве родового такие же функции, которые
присущи должностному лицу (организационно-распорядительные или
административно-хозяйственные), в государственном и муниципальном секторе.
Заслуживает пристального внимания ещё одно положение, содержащееся в
примечании к рассматриваемой статье: она распространяется на все
"коммерческие организации, независимо от формы собственности". Эта
формулировка -поскольку понятие "организация" здесь употребляется не в
традиционном смысле, как часть перечня "предприятие, учреждение,
организация", а как родовое, обобщённое обозначение.
Из положений ст.ст. 201 и 204 УК усматривается, что объектом
соответствующих составов преступлений являются интересы службы в
коммерческих организациях, независимо от формы собственности, а равно в
некоммерческих (негосударственных и немуниципальных) организациях, т.е.
общественных, благотворительных и т.п., в которых извлечение прибыли, если
оно имеет место, является средством обеспечения основной деятельности, а не
самоцелью. Представляется, вместе с тем, что трактовка объекта как
"интересов службы" есть непосредственная интерпретация комплекса
общественных отношений, связанных с поддержанием баланса законных интересов
владельцев и служащих коммерческих или некоммерческих организаций, их
клиентов, вкладчиков и кредиторов с интересами общества. Иными словами,
видовой и родовой объекты рассматриваемых преступлений находятся в сфере
общественных отношений, реализующих конституционные основы
предпринимательской, иной коммерческой экономической деятельности либо в
сфере реализации конституционных основ общественной, благотворительной и
т.п. негосударственной (немуниципальной) деятельности, в том числе
использующей предпринимательство в качестве вспомогательного направления.
Формулировки ст. 201 УК "Злоупотребление полномочиями" имеют некоторые
отличия от ст. 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями".
Последняя статья говорит о корыстной или личной заинтересованности в
использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки
интересам службы. Статья же 201 УК говорит о действиях вопреки законным
интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или
других лиц либо нанесения вреда другим лицам. Эти расхождения носят в
основном редакционный характер, связанный с различием служебного статуса.
Но цель нанесения вреда другим лицам выделена лишь в ст. 201 УК.
Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.
Злоупотребление полномочиями управленцев коммерческой или иной организации
влечёт уголовную ответственность лишь при причинении существенного вреда
правам и законным интересам граждан или организаций либо интересам общества
или государства. Условие причинения существенного вреда для должностного
преступления закон не воспроизводит: здесь для уголовной ответственности
достаточно самого факта существенного нарушения чьих-либо прав и законных
интересов.
Отметим ещё два момента. Во-первых, отчетливо видно намерение законодателя в максимальной степени "наказывать рублём" лицо, злоупотребившее служебными полномочиями в коммерческой или иной организации.
Во-вторых, с учётом общего статуса коммерческой или иной организации, законодатель сузил возможности привлечения к ответственности её служащих за злоупотребления полномочиями. А именно, если вред причинён только организации (её владельцам), уголовное преследование осуществляется лишь по заявлению или с согласия организации, т.е. лица или лиц, управомоченных выступать от её имени. Расширение таким образом диспозитивности уголовного преследования (уголовной ответственности и наказания виновных) направлено на обеспечение интересов организации. Ведь не исключено, что сохранение доброго имени, которому будет нанесён ущерб оглаской факта внутренних злоупотреблений, для фирмы важнее, чем преследование виновного. В то же время диспозитивность имеет границы, связанные с выходом причиненного вреда (имущественного, морального, организационного и т.п.) за рамки исключительных интересов организации.