Преступность среди несовершеннолетних

В социологии употребляется понятие социальной адаптации, содержание которого не сводится к первона­чальному биологическому смыслу приспособления. Со­циальная адаптация предполагает взаимодействие лич­ности и социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс социальной адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого ор­ганизма к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям существования значительно сложнее биоло­гического. Человек — носитель сознания — обладает способностью не только воспринимать новые для него требования своего социального окружения, но и про­гнозировать их эволюцию. Простое приспособление за­меняется активным регулированием процесса взаимодей­ствия со средой. Адаптация человека на социальном уровне приобретает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружаю­щей среды, с другой — под его воздействием происходит изменение самой среды4.



1.2. Виды и уровни адаптации личности.


Адаптация личности как способ включения ее в си­стему норм, социальных и моральных ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе политических, нравственных, правовых явлений, с усвоением предписаний политичес­ких, нравственных и правовых норм в качестве собствен­ных жизненных установок.                     

Правовая культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в котором со­циально-психологическим процессам формирования пра­вовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое воспитание охва­тывает одновременно правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового поведе­ния и социально-правовой активности.

Достижение соответствия потребностей и устремле­ний личности целям и задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Главная ее особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и общества должны носить характер осознан­ного и свободного подчинения личности социальным (правовым) нормам и ценностям.

Итак, существует два вида адаптации: социальная и пси­хологическая. Социальная адаптация по сути означает установление нормальных, социально полезных отноше­ний, социальную реабилитацию гражданина. Психоло­гическая — это усвоение субъектом стандартов поведе­ния и ценностных ориентации. Психологическая адапта­ция неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности. Поэтому социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Однако возможны и такие ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются: чело­века хорошо приняли в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу.

Социальная и психологическая адаптация в социоло­гической и философской литературе рассматривается на различных уровнях:

I — общества в целом (в масштабе макросреды);

II — социальной группы (в масштабе микросреды);

III — индивида (внутриличностная адаптация).

Вывод о существовании адаптации личности на уров­не общества не получил общего признания среди спе­циалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образ­цы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достичь орга­нического единства с макросредой (обществом), не ин­тегрироваться с ней.

 В качестве примера неадаптированности личности на уровне общества, отрешенности и безразличия к со­циальной стороне своего существования можно рас­сматривать героя повести А. Камю «Посторонний». Примером же социальной и психологической адаптации личности на уровне общества могут служить жизнь и творчество Николая Островского.

Выделение социальной и психологической адаптации личности на уровне социальной группы (коллектива — микросреды) является общепризнанным. Адаптация личности в социальной группе представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности «врастания» человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной деятельности и общения человек утвер­ждает свою индивидуальность и вместе с тем, в извест­ной мере, интегрируется с группой. Однако при этом конфликт с обществом не допускается, лицо воздержи­вается от нарушения правовых норм хотя бы под стра­хом наказания.

Неадаптированность личности может привести к воз­никновению конфликтных ситуаций. В социальной пси­хологии рассматриваются следующие виды конфликтных ситуаций:

1) противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной действительностью;

2) переоценка своих возможностей и недооценка их

другими людьми;

3) острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно важными действиями;

4) конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений личности и социальных убежде­ний людей, мнением которых человек дорожит.

Социальная неадекватность может быть результатом определенного несоответствия уровня притязаний как уровню объективных возможностей группы (ближайше­го окружения), так и субъективным данным, индиви­дуальным способностям личности.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентации среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, осознание социального статуса и связанного с ним ролевого поведения.           

В зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа адаптационного про­цесса:

I — преобладает активное воздействие индивида на социальную среду;

II — пассивное, конформное вхождение в группу;

III— активное воздействие среды на индивида.

1.3. Этапы социальной адаптации.


В связи с тем, что социальная адаптация представ­ляет собой протекающий во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому, правиль­нее говорить об этапах социальной адаптации.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:

первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;

второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;

третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представите­ли последней признают некоторые его ценности;

четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ас­симиляции»), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях кардинального рас­хождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако, поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее, сравнительно редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы.

Прежде всего следует указать на необходимость вы­работки у осужденных в процессе исполнения и отбы­вания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих впоследствии их социальную адаптацию. Социальная адаптация освобожденных от отбы­вания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности лич­ности, ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого объективные предпосыл­ки: поиск подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств.

Итак, социальная адаптация ос­вобожденных от отбывания наказания проходит следую­щие три этапа.

1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройст­вом. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания — самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно пере­оценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять.

2. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с психологическими и нравствен­ными трудностями освобожденного от отбывания нака­зания. В этот период происходит изменение его социаль­ных ролей, функций, и, как правило, возникает необхо­димость в изменении установившихся навыков и при­вычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социаль­ной среде с большим внутренним напряжением, психо­логическими срывами, с постоянными стрессовыми со­стояниями.

3. На этапе правовой адаптации происходит утверж­дение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положи­тельных результатов исправительно-трудового воздей­ствия и достижении целей исправления судимого лица.

При оценке успешности протекания такого сложно­го социального процесса, как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные показатели.

 Объективные критерии фиксируют внешние признаки примерное поведение, честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в обще­ственной жизни трудового коллектива и др.).

Субъективные критерии социальной адаптации осво­божденных от отбывания наказания характеризуют сте­пень (уровень) осознанности личностью необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям обще­ства, удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам, семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на нее.



Глава 2. Адаптационные проблемы бывших заключенных.

2.1. Социальные проблемы адаптации бывших заключенных.


Одним из основных направлений борьбы с рецидив­ной преступностью является оказание лицам освобожденным от наказания по­мощи в трудовом и бытовом устройстве. Это относится не только к постпенитенциарной адап­тации, но и ко всем лицам, отбывшим наказание, соеди­ненное с ограничением свободы. Следует отметить, что уровень рецидивной преступности здесь достаточно вы­сок, что обычно объясняется ошибками судов, применя­ющих указанные виды наказания, а также недостатками организации карательно-воспитательного процесса. Однако, как верно отмечал Б. С. Никифоров, «...даже пра­вильно назначенное и надлежащим образом исполненное наказание далеко не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию преступника и предупреждению новых преступлений». Поведение отдельного лица после от­бытия наказания зависит не только и, пожалуй, не столь­ко от результатов карательно-воспитательного воздей­ствия, сколько от влияния на него факторов постпени­тенциарной адаптации. Одни из них способствуют за­креплению результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать