Прокурор на досудебной стадии уголовного процесса

Этот надзор следует отличать  от прокурорского надзора за всей деятельностью указанных органов. Так, при выполнении органами милиции административных функций объектом прокурорского надзора является точное исполнение законов должностными лицами органов милиции в сфере ее административной деятельности. Этот надзор осуществляется прокуратурой в порядке общего надзора. Тогда же, когда милиция выступает в качестве органов дознания, производящего расследование по уголовным делам, объектом надзора является исполнение  законов в деятельности должностных лиц органов дознания при расследовании преступлений. Такой надзор осуществляется в порядке и методами надзора за предварительным расследованием.

Характерным признаком прокурорского надзора за предварительным расследованием является то, что в отличие от общего надзора он осуществляется в процессуальной форме. Каждое действие прокурора при осуществлении этого надзора предусмотрено и регламентировано уголовно-процессуальным законом. 

Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовных дел сле­дует рассматривать в двух аспектах:

а) проверка прокурором законности и обоснованности поста­новлений о возбуждении уголовных дел;

б) проверка прокурором законности и обоснованности поста­новлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Эти участки дея­тельности прокуроров должны быть тесно между собой связаны.

Рассмотрим особенности деятельности прокурора. В связи с недавним изменением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (далее РФ), и созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре РФ»[2], Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич приказал:

   1) В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ[3] (далее УПК РФ) систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его  отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.

         При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.[4]

   2) Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.

В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовного дела и материалов к ним, поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю. Упраздняется институт обязательного получения следователем, дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела публичного обвинения (изм. ст.37, 146 и 156 УПК)[5]. Вводится уведомительный порядок, согласно которому следователь, дознаватель незамедлительно направляет копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в  ст. 447 УПК РФ.

В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.

Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе  проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.[6]

   3) Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного. При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.[7]

   4) Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.[8]

   5) Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

Также изменились уголовно-процессуальные сроки, в соответствии чс изменениями в ст.223 УПК, общий срок производства предварительного расследования в форме дознания увеличивается до 30 суток (ранее был срок в 20 суток) с возможностью его продления прокурором ещё на 30 суток (ранее он мог продлить не более чем на 10 суток). В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен прокурором соответствующего уровня до 6 и 12 месяцев.

При осуществлении своих властно-распорядительных полномочий прокурор фактически является руководителем расследования. Что касается предварительного следствия, то функции прокурора по надзору и руководству предварительным расследованием в литературе рассматриваются в качестве самостоятельных. Можно найти указание на то, что надзор за следствием и руководство следствием – понятия одно-порядковые, однако не тождественные, каждым из них обозначается самостоятельное направление в деятельности прокурора.

Эта позиция подвергалась обстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну плоскость, а затем провести грань между ними, заранее  обречена на неудачу. «Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадии предварительного следствия как осуществления им функций надзора наряду с функцией руководства, состоит в том, что при такой трактовке деятельности прокурора игнорируется специфические особенности этой отрасли надзора. Здесь надзор не может быть  сведен к одному лишь наблюдению за исполнением законов.[9] Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуального руководства следствием, вывод может быть  только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к следователям прокуратуры.[10]

В связи с новыми изменениями УПК РФ, прокурор лишается следующих прав: - самостоятельно возбуждать уголовное дело и принимать его к своему производству;

    - участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;

    - разрешать отводы заявленные следователю, а также из самоотводы. Решение об отводе следователя принимается руководителем следственного органа (п.5 ч.1 ст.39 УПК);

    - отстранять следователя от дальнейшего производства расследования. Указанное решение применяется руководителем следственного органа (п.6 ч.1 ст.39 УПК);

    - передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому.

В соответствии с вышесказанным, я считаю, что данные изменения внесенные в законодательство, существенно ограничили процессуальные полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, в том числе по отношению к следователю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать