Соотношение доказательств и данных, полученных в результате ОРД

Оперативно-розыскная деятельность соприкасается с уголовным процессом лишь той своей частью, которая призвана оказывать помощь и содействие органам расследования и прокуратуре в раскрытии особо опасных преступлений и изобличении опасных преступников

 Оперативно-розыскная деятельность, находясь за пределами уголовного судопроизводства, является самостоятельным видом государственной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность может предшествовать возбуждению уголовного дела и играть важную роль в обнаружении признаков  преступления и в подготовке условий для успешного раскрытия и расследования преступлений. Она может проводится параллельно с уголовно-процессуальными, следственными действиями, оказывая помощь и содействие в успешном проведении последних.

Существенным признаком уголовного процесса, отличающим его от всех других видов государственной деятельности, в том числе и оперативно-розыскной,  является то, что производство по уголовным делам осуществляется в установленных законом процессуальных формах.

Под процессуальной формой понимаются узаконенные способы построения уголовного процесса в целом, его отдельных стадий и институтов, а также установленный законом порядок совершения действий в ходе уголовного судопроизводства и решения стоящих перед ним задач.

«Процессуальная форма, - как справедливо отмечает М.С.Строгович, - это не пустая формальность, это абсолютно необходимое условие правильности расследования и разрешения уголовных дел»[6].

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется  не в уголовно-процессуальных формах, а на базе совершенно иных по сравнению с уголовным судопроизводством принципов, совершенно иными методами и средствами. Важнейшие из них явно несовместимы с принципами, методами и средствами уголовного судопроизводства, и прежде всего несовместима конспирация (негласность), органически присущая оперативно-розыскной деятельности, с гласностью, без которой в сущности не может нормально функционировать уголовное судопроизводство.

Далее, если уголовное судопроизводство требует детальной правовой регламентации и исключительно законодательного ее регулирования, то оперативно-розыскная деятельность обязательно предполагает допущение достаточно широкого усмотрения ведущих ее должностных лиц в пределах предоставленных им законом и другими нормативными актами полномочий; в силу этого она не поддается исключительно законодательному регулированию: здесь наряду с законом и в пределах предусмотренных законом, обязательно предполагаются и подзаконные, ведомственные акты (положения, инструкции, приказы), без  которых нормальное правовое регулирование ее оказывается невозможным.

Таким образом, правовая  природа этих двух видов государственной деятельности совершенно различна вследствие специфики их непосредственных целей и задач, их предметов, а также методов и средств достижения их целей.

Недаром опыт истории побудил в свое время законодателей многих стран принять формальное решение об отделении уголовного судопроизводства от деятельности администрации (в том числе от производства сыска. И многолетний опыт деятельности наших органов госбезопасности и органов внутренних дел красноречиво свидетельствует о том, что любые попытки совмещения, "сращивания" уголовно-процессуальных действий с оперативно-розыскными действиями, то есть смешение непосредственных целей и задач, предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, неизбежно ведут к деформации и уголовного судопроизводства, извращениям его форм и гарантий и, как следствие, к грубейшим нарушениям законности. Одновременно это чревато и подрывом основы оперативно-розыскной деятельности - принципа конспирации, в результате чего данная деятельность перестает быть эффективной.

Четкое разграничение предметов, принципов, методов и средств уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности - объективная необходимость, с которой нельзя не считаться. Однако проведение такого разграничения требуется не для того, чтобы оторвать, изолировать друг от друга эти два вида государственной деятельности и возвести между ними некую непреодолимую стену. Оно нужно для другой цели -для последующей их интеграции на вполне рациональной, научной основе, с тем чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между следователями и оперативными подразделениями при раскрытии особо опасных преступлений.

Известно, что успешное решение задач уголовного судопроизводства по делам о наиболее опасных преступлениях, совершаемых обычно опытными, изощренными преступниками, возможно лишь тогда, когда предварительное расследование обеспечивается хорошо разработанными и целеустремленно проводимыми оперативно-розыскными и административными мероприятиями оперативных подразделений. Борьба с такими преступлениями требует слаженного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями, без чего невозможно успешное решение задач как следственного, уголовно-процессуального, так и оперативного характера. Именно поэтому проблема организации такого взаимодействия остается одной из актуальнейших уже в течение многих лет. Многократные ее обсуждения убедительно подтвердили, что организация эффективного взаимодействия между следователями и оперативными подразделениями в целях успешного решения следственных и оперативных задач возможна лишь на основе предусмотренного в нашем

законодательстве строгого разграничения их функциональных обязанностей. Последнее в свою очередь вполне осуществимо при учете качественных различий, существенной специфики предметов, принципов, методов и средств уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, при недопущении смешения их качественно различных непосредственных целей и задач, которые всегда должны четко формулироваться перед соответствующими следователями и оперативными работниками. Только таким путем возможно рационально распределить, права, обязанности и ответственность между ними в ходе решения ими тесно взаимосвязанных оперативных и процессуальных задач. Лишь при этих условиях возможно обеспечить такое положение, чтобы каждый из них, имея для этого необходимые права и неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом.

При этом, конечно, роль уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе решения различных по своему характеру задач не может быть одинаковой. Задачи чисто уголовно-процессуального характера должны решаться непосредственно методами и средствами уголовного судопроизводства, на основе строгого соблюдения всех принципов и норм советского уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность в этом случае должна рассматриваться как основная деятельность, по отношению к которой все оперативно-розыскные средства и методы должны носить вспомогательный, подсобный характер.


2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.  Гносеологическая природа доказывания и оперативно – розыскной деятельности

         Соотношение доказательств и данных, полученных в результате оперативно- -розыскной  деятельности необходимо рассматривать в ключе их единой гносеологической природы. Процесс познания составляет основу, как доказывания, так и оперативно – розыскной деятельности.

          Являясь разновидностью познавательной деятельности, как доказывание так и оперативно – розыскная деятельность  целом развиваются в соответствии с законами познания, за­конами теории отражения. Как в любом процессе познания, в доказывании и в оперативно – розыскной деятельности, имеет место чувственное и рациональное познания, осуществ­ляемое субъектами этой деятельности.. Возможность и не­обходимость применения чувственного и рационального познания в опера­тивно-розыскной деятельности, в доказывании как и в других областях познания, обуслов­лены самой объективной действительностью. Обстоятельства и факты обра­зующие объект оперативно-розыскной деятельности или объект доказывания  отражаются в окру­жающем мире различными сторонами и свойствами. Однако не все из них находят прямое отражение в действительности, а, следовательно, непосред­ственно проявляются во вне. Например, мотивы лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, довольно редко получают такое отражение, но это не значит, что они не могут быть установлены в процессе оперативно-розыскной деятельности. Возможность познания неви­димого, неслышимого заложена в самих событиях объективной действи­тельности, в объективных связях, существующих между явлениями, доступ­ными для непосредственного восприятия органами чувств и явлениями не­доступными для такого восприятия.

         Указанной выше предпосылки недостаточно, чтобы познать отноше­ния и свойства, недоступные непосредственному восприятию органов чувств. Другая предпосылка заложена во взаимосвязи чувств и разума, их принадлежности к человеческому сознанию. Причем связь в сознании чело­века между чувственным и рациональным должна отражать, воссоздавать связи, существующие в объективной действительности между свойствами и явлениями, доступными соответственно для чувственного и рационального познания[7].

           Субъект познания, устанавливая при помощи доказательств обстоятельства дела, точно также как и в любых других областях человеческой деятельности, переходит от чувственного восприятия отдельных фактов, признаков, свойств тех или иных объектов, играющих роль доказательств, к логическому осмыслению воспринятого, к рациональному мышлению.

          Чувственному познанию в оперативно-розыскной деятельности и в доказывании  соот­ветствует часть, именуемая собиранием доказательств или оперативной информации, а рациональному познанию - их оценка, происходящая в процессе мыслительной деятельности. Оценивая доказатель­ства или оперативную информацию субъекты оперируют результа­тами чувственного непосредственного и опосредованного познания, то есть сведениями, содержащимися в доказательствах или оперативной информации.

          Следует согласиться с Зайковским В.Н.,  который отмечает,  что вплоть до извлечения информации об исследуемом событии из её первичных носителей говорить об отличиях оперативно – розыскной информации и доказательств не имеет смысла, поскольку таких понятий на тот момент вообще не существует.[8] Оба они возникают только с началом активного воздействия на носители информации оперативно- -розыскных подразделений органов дознания и следственно – судебных органов с целью её извлечения оттуда. То есть, как оперативные материалы, так  и доказательства имеют общий первоисточник – материальные и идеальные  

“следы”, оставленные элементами преступления в реальном мире, а значит, оба они являются разновидностями такого родового понятия как “ информация об обстоятельствах, связанных с преступлением”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать