Таким образом, для признания этих видов должностных
преступлений оконченными требуется установить, что указанные в
законе последствия фактически наступили и что они явились
следствием именно деяния данного лица по службе. Наступление
общественно опасных последствий, предусмотренных в ст. ст. 285, 286,
288, 293 УК, при отсутствии или недоказанности причинной связи между ними и деянием лица, связанным с его должностным положением
исключает наличие состава такого вида преступлений.
Третьим обязательным признаком любого состава преступления
является субъективная сторона . Этот признак для большинства
должностных преступлений характеризуется, как указано в УК, только
умышленной виной. Исключение составляет состав халатности, для него
характерна неосторожная вина в виде преступного легкомыслия либо
небрежности. В субъективную сторону любого состава преступления также в ходят факультативные признаки : мотив и цель. В группе
рассматриваемых нами , таких преступлений как, ст. 286- превышение
должностных полномочий; ст.287 - отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию; ст. 288- присвоение полномочий должностного
лица; ст. 291- дача взятки------ эти признаки являются действительно
факультативными и на квалификацию не влияют. Но в этой группе
присутствуют такие преступления, для которых мотив и цель становятся
необходимыми признаками субъективной стороны. К ним относятся:
ст. 285- злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная
заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской
деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки
(корыстный мотив) ; ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная
заинтересованность).
И наконец, последний обязательный признак любого состава
преступления – субъект. Субъектом должностных преступлений ( кроме ст.
288 - присвоение полномочий должностного лица; и ст. 291- дача взятки)
являются лица, наделённые соответствующими полномочиями по службе.
Работники органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Согласно прим. 1 к ст. 285 УК, субъектами
должностных преступлений могут быть четыре категории работников:
1)- Должностные лица - « лица, осуществляющие постоянно или
временно функции представительной власти, а также занимающие
постоянно или временно в организациях должности, связанные с
выполнением организационно - распорядительных или административно -
хозяйственных обязанностей, либо выполняющие такие обязанности в
указанных организациях по специальному полномочию. В настоящее время
российская правовая доктрина не имеет единого подхода вопросу о
признании должностным лицом лиц, выполняющих указанные выше функции
в негосударственных организациях» ( см. Энциклопедич. юридический
словарь 1996 г.). В этом определении к указанным организациям можно
отнести государственные органы, органы местного самоуправления,
государственные и муниципальные учреждения, а также Вооружённые силы
РФ, другие войска и воинские формирования. Для признания лица
должностным существенное значение имеет содержание и характер
выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних
ситуациях выполняют должностные, а в других – профессиональные
функции (медицинские работники, педагоги всех уровней). В одних
случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка
диагноза, проведение операции за незаконное вознаграждение). В этой
ситуации названные и другие работники, выполняя только свои
профессиональные либо производственные функции, не могут быть
признаны должностными лицами и отвечать за преступления,
предусмотренные гл.30 УК ( получение взятки т.д.). В других же
случаях они наделяются, хотя бы временно, организационно -
распорядительными обязанностями: педагог является членом приёмной
аттестационной комиссии, врач является членом ВТЭК и т.п. При наделении
этих лиц должностными обязанностями и полномочиями, они становятся
должностными лицами и субъектами преступлений, содержащихся в гл. 30
УК. Факт возложения на работника материальной ответственности не
превращает его в должностное лицо ( рядовые кладовщики, повара,
водители- экспедиторы, кассиры). В случаях причинения ими
материального ущерба они при отсутствии в их действиях состава
преступления могут нести лишь гражданско- правовую ответственность.
Если же действия были преступными, такие лица могут быть
привлечены за хищение путём присвоения или растраты, если
ценности им вверены по ст. 160 УК. В судебной практике не раз
отмечалось, что заключение работником договора ответственности за
сохранность вверенных ему ценностей не является основанием для
признания его субъектом должностного преступления.
2)- Лица, занимающие государственные должности Российской
Федерации.: В соответствии с законом « Об основах государственной
службы Российской Федерации» от 05.07 1995г., эти должности
устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами
и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий
государственных органов. К этой категории закон относит должности
Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат
Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов
Совета Федерации РФ и др.
3)- Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ- государственная должность, сказано в Законе « Об основах государственной службы», означает должность в органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Можно теперь перечислить основные обязанности лиц, находящихся на государственной службе (относится к п.2 и п.3 см. выше): обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции, реализация федеральных законов и законов субъектов РФ, добросовестное исполнение должностных обязанностей, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, принятие в пределах компетенции обращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь , честь и достоинство граждан и др.
4)- Государственные служащие и служащие местного самоуправления- не относятся к числу должностных лиц. Для наличия такого
исключения, т.к. первые три категории субъектов относятся к
должностным лицам, в законе указаны два условия: а)- лицо должно
находиться на государственной службе в органах местного
самоуправления; и б)- лицо не должно обладать полномочиями
должностного лица. Органы местного самоуправления – это выборные и
другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного
значения. Эти субъекты (относящиеся к п. 4) могут нести
ответственность по рассматриваемым нами статьям только в случаях,
предусмотренных соответствующими статьями
( ст. 288, ст. 292).
Мы рассмотрели все признаки , присущие этой группе преступлений и подводя черту можем вывести определение преступлений, которые относятся к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления---- это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.
После более подробного рассмотрения группы должностных преступлений нужно остановиться на таком явлении, как коррупция.
«Коррупция- преступная деятельность в сфере политики или
государственного управления, заключающаяся в использовании
должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для
личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом
преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным
понятием, охватывающим ряд должностных преступлений ( таких, как
взяточничество, злоупотребление служебным положением.)» - см.
Энциклопедический Юридический словарь, 1996 г.
По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне.
Мздоимец - чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и
жрецом - главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в
народных сказаниях двухтысячелетней давности. Коррупция фигурирует уже в кодексе царя Хаммурапи...
В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие
формы преступного поведения. Но когда говорят, что «политика - грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается
функциональная аморальность, противоправность или криминальность
должностных лиц. Самыми опасными «функциональными» или
«профессиональными» формами их преступного поведения являются
государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция
(продажность власти). Они стали мирровыми проблемами. Международное
сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих
кругов, особенно их коррумпированностью. Восьмой Конгресс ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана,
1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного
управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной
администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние
ощущается во всём мире. Анализ борьбы с коррупцией в отдельных
странах показывает на огромный разрыв между принципами равенства
всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к
уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно - правового
контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к
преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных
субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к
преступлениям, совершаемым управляемым ей народом. Величина указанных
деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той или иной стране.