Анализ ценообразования в картеле (ОПЕК)
p> В заключении теоретического анализа ценообразования в картеле можно сказать, что цена в ней образуется за счет установления квот по объему производства для каждой фирмы—участницы картеля. Именно это и является главной проблемой согласования решения между членами по вопросу установления квот, т.е. если фирма ими не довольна, то для увеличения своей прибыли она может их превысить. И не смотря на существование методов предотвращения нарушения картельного соглашения, даже в ныне существующих картелях наблюдается это явление.

3. Исследование ценообразования в ОПЕК

3.1 История и структура ОПЕК

Рассмотрим картель ОПЕК и его структуру по следующему плану:

1. История создания ОПЕК

2. Страны-члены ОПЕК на сегодняшний день

3. Цели, декларируемые ОПЕК

4. Членство в ОПЕК

5. Функционирование ОПЕК

6. Система органов ОПЕК

7. Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые фонды ОПЕК

ОПЕК-(организация стран-экспортеров нефти) (Organization of the petrolium exporting countries) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

Рассмотрим историю создания ОПЕК. Стремясь активизировать борьбу против нефтяных монополий, развивающиеся страны—экспортеры жидкого топлива пришли к выводу о необходимости объединить свои силы и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок—Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и
Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК).
ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в
Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Первоначально перед ОПЕК ставилась задача увеличения концессионных платежей. Однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов. Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако- саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Появление на международной арене новой организации— межправительственной ассоциации развивающихся стран—производителей нефти было воспринято в кругу капиталистической нефтяной промышленности как событие малозначительное. Нефтяные монополии с самого начала считали ОПЕК инородным телом на рынке, пытались не признавать ее и вели тактику поддержания непосредственных контактов с отдельными нефтедобывающими странами. В известной мере это им удавалось вплоть до 1971 года, так как в
60-х годах мировой рынок нефти продолжал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, Абу-Даби (теперь это Объединенные
Арабские эмираты), Алжир, Нигерия и другие развивающиеся страны, которые в условиях постоянного превышения текущего предложения над спросом фактически конкурировали друг с другом. Однако стремление повысить свои доходы от нефти, в конечном счете, приводило эти страны к необходимости присоединения к ОПЕК. Так, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.),
Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в конечном итоге установить национальный контроль над нефтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они—развивающиеся страны, экономика которых финансировалась в основном за счет нефти, и были объектами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в принципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

Вместе с тем общим интересам членов ОПЕК, кроме неблагоприятной ситуации на рынке и мощи «нефтяного империализма», в определенной мере противостояла различная степень экономического развития и социально- политическая разнородность ее членов. В 60-х годах боязнь перед всесилием монополий, усугубленная неудавшейся попыткой Мосаддыка национализировать иранскую нефть в начале 50-х годов, и консерватизм правителей наиболее крупных, но отсталых стран — экспортеров нефти во многом объясняли декларативный характер ряда по существу прогрессивных решений конференций
ОПЕК. В то же время нефтяные компании, стремясь сохранить свои позиции, вынуждены были идти на некоторые уступки. Наиболее значительным из них было согласие компаний не включать расходы по выплате арендной платы (роялти) в расчет подоходного налога, что увеличило долю дохода нефтедобывающих стран до более чем 60% от справочной цены на нефть. Крупные государства Запада шли лишь на мелкие, частичные уступки, которые не затрагивали основ неравноправных взаимоотношений и в то же время служили своеобразной гарантией их долговечности.

В принятом на конференции ОПЕК в 1968 году Заявлении об основных направлениях политики стран-членов было отражено общее стремление установить национальный контроль над основным богатством этих стран. Приход к власти прогрессивных режимов в Ираке в 1966 году и в Ливии в 1969 году, а также вступление Алжира в ОПЕК в 1971 году привели к усилению движения нефтедобывающих стран за установление национального суверенитета над нефтяными ресурсами.

Катализирующее воздействие на позицию арабских членов ОПЕК, занимающих доминирующее положение в организации, имел ближневосточный конфликт. Даже наиболее консервативные и прозападные режимы стран Персидского залива, поддерживая справедливую борьбу арабских стран—жертв агрессии Израиля, вольно или невольно оказывались вовлеченными в общее русло борьбы арабских народов и были вынуждены поддерживать законные требования радикальных членов ОПЕК, что, в конечном счете, в немалой степени способствовало успеху, как отдельных нефтедобывающих стран, так и организации в целом.

Важным объективным моментом, предопределившим усиление роли ОПЕК в мировом капиталистическом хозяйстве, являлся дальнейший форсированный рост потребления нефти в развитых капиталистических странах за счет жидкого топлива, добываемого в странах ОПЕК. Потребление жидкого топлива в
1950—1970 годах увеличилось трехкратном размере. При этом к началу 70-х годов наметилось замедление тенденции географической диверсификации импорта нефти в страны Запада в силу естественной ограниченности богатых и дешевых нефтяных место рождений. «Новые» нефтедобывающие страны (Ливия Алжир,
Нигерия и т. д.), которые, по замыслу нефтяных монополий, должны были конкурировать с ОПЕК и, в конечном счете, привести ее к развалу, влились в
ОПЕК. Тем самым еще больше усилилась зависимость развиты; капиталистических стран, потреблявших 85% производимой в несоциалистическом мире нефти, от импорта жидкого топлива из государств- членов ОПЕК. Это явилось свидетельством того, что в современных условиях наряду с экономической зависимостью большинства развивающихся стран от капитализма имеет место и зависимость иной рода — определенная зависимость основных индустриальных центров последнего, особенно стран Западной Европы и Японии, от энергетических и сырьевых резервов развивающихся стран.

К началу 70-х годов на долю этих стран приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60—добычи и 90 % (экспорта нефти в капиталистическом мире).

В тот же период медленно начинала набирать силу тенденция освоения более дорогих морских и арктических месторождений. Однако этот процесс мог получить дальней шее развитие лишь после повышения цен на нефть, тем более что с начала 70-х годов предложение стало отставать от быстро растущего спроса. Одной из причин отставания предложения была политика некоторых стран ОПЕК (Ливии, Кувейта, Венесуэлы и др.), потребовавших у компаний сокращения добычи нефти в связи со снижением показателя кратности запасов.

Используя сложившиеся благоприятные условия на рынке, страны ОПЕК начали активнее наступать на позиции монополий. В авангарде борьбы оказались наиболее прогрессивные и радикальные члены ОПЕК. Первые акций по национализации нефтяных концессий были предпринять в Ливии (1970 г.),
Алжире (1971 г.), Ираке (1972 г.). Более консервативные участники ОПЕК предложили монополиям систему участия в нефтяных концессиях. Однако главным направлением борьбы ОПЕК до обострения энергетического кризиса в 1973—1974 годах было увеличение доходов от нефти путем, как определенного перераспределения доходов компании, так и повышения цен на нефть.

Первым наступление на позиции компаний начал прогрессивный режим
Ливии, потребовавший увеличения ставки подоходного налога до 55% и повышения цен. Позиция Ливии получила активную поддержку других членов
ОПЕК, среди которых выделялись Ирак и Алжир как наиболее прогрессивные участники организации, а также Венесуэла и Иран. Экономика последних была относительно развита, и проводимая в них индустриализация на капиталистической основе требовала все больших объемов капиталовложений.

Стремление монополий противостоять требованиям ОПЕК и внести раскол в его ряды ни к чему не привело. Наоборот, в рамках так называемой
«лондонской политической группы», призванной быть противовесом ОПЕК, обнажились непримиримые противоречия «сестер» и аутсайдеров, которые были вынуждены в итоге подписать соглашение с ливийским правительством.

Хотя первый успех был скромен (цены были повышены на 30 центов за баррель, а подоходный налог впервые" за 20 лет увеличен до 55% в среднем), пример Ливии, фактически выступившей в единственном числе против целой группы нефтяных компаний, имел большой психологический эффект, так как способствовал развенчанию мифа о всесилии нефтяных монополий и положил начало цепной реакции решительных выступлении ОПЕК против давно отживших отношений в капиталистической нефтяной промышленности. XXI конференция
ОПЕК, состоявшаяся в декабре 1970 года в Каракасе, официально закрепила успех Ливии. Наиболее важными ее решениями были:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать