4) показатели использования трудовых ресурсов включают в себя показатели обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.
5) показатели производства и сбыта продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, её качество, ритмичность производства, объема отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах.
6) показатели себестоимости продукции - это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.
7) показатели прибыли и рентабельности.
8) показатели финансового состояния предприятия
Для оценки ФСП, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
а)наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
б)оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;
в)оптимальность
структуры активов предприятия и степень
производственного риска;
г)оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
д)платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).
Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать: с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.
Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки — для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики — для своевременного получения платежей, налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
1.2.Факторы, влияющие на изменение финансового состояния предприятия
Любое предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия [1].
Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:
• внешние экономические факторы - многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения.
• внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др.;
• внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др.
• внешние научные и технические факторы способствуют предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.
• коммуникационные внешние условия - уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций.
• природно-климатические факторы рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.
Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияние на результативность его деятельности.
Не меньшее влияние на деятельность предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия. Их также можно сгруппировать следующим образом [1]:
• производственно-технические факторы - включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.
• социальные условия и составляющие - отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий.
• экономические факторы - представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов.
• информационная составляющая - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием.
• маркетинговый фактор - предусматривает обеспечение потребностей
покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.
• фактор деловых отношений и поведения сотрудников - установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения — не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении.
Важное значение для деятельности предпринимательской организации имеет также поставщики, конкурентная внешняя среда, когда одновременно действуют несколько соперничающих друг с другом субъектов хозяйствования, предлагающих одноименные товары или услуги.
Значительную часть деловой среды предприятия составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консультационные фирмы, различные транспортные организации и др., оказывает предприятию широкий спектр услуг.
Глава 2. Современное финансовое состояние предприятия
2.1.Краткая историческая справка
1971 г. - начало строительства птицефабрики "Удмуртская". В 1980 году появилась первая продукция предприятия - мясо птицы. В 1986 году директором ПТФ "Удмуртская" был назначен Александр Дмитриевич Ушаков. Уход А.Д.Ушакова из жизни в 1990 году совпал с началом ухудшения экономического положения в стране. Пришедший на его место директор не смог найти эффективных механизмов управления работой птицефабрики в новых условиях. В результате к 1997 году предприятие оказалось на грани банкротства, производство продукции было прекращено.
Преодолеть тяжелейший кризис предстояло новому директору - Валентине Павловне Ушаковой. Менее чем за два года ей удалось восстановить производственный цикл и спасти предприятие от гибели.
В 1998 году получено свидетельство о государственной регистрации птицефабрики "Удмуртская" как открытого акционерного общества [1]. Открытое акционерное общество «Удмуртская птицефабрика» создано на основании Федерального закона «Об акционерных обществах» от 24.11.94., Гражданского кодекса РФ от 21.10.1994 г. и иным действующим законодательством. Зарегистрировано общество 08.05.2002 года администрацией г. Глазова. ОАО «УПФ» является юридическим лицом, имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых федеральным законом и настоящим уставом. Имеет расчетный счет в банке, печать, фирменное название и может выступать истом и ответчиком в арбитражном суде. Место нахождения: 427630, г. Глазов, ул. 70 лет Октября, 13А.
Основной вид хозяйственной деятельности предприятия ОАО «УПФ» - производство и сбыт продукции мяса бройлеров, племенного яйца, торфоплеменного компоста.
С 1 августа 2005 года ОАО "Удмуртская птицефабрика" вошла в состав "Удмуртского птицеводческого холдинга".
Предприятие стабильно наращивает производство. Новаторские технологии по переработке продукции, современное оборудование, а также богатый и разнообразный ассортимент позволяют птицефабрике лидировать не только на продовольственном рынке Удмуртии, но и сотрудничать с соседними российскими регионами. Постоянными партнерами ОАО "Удмуртская птицефабрика" стали предприятия Удмуртской республики, Нижегородской, Пермской областей.Качество выпускаемой продукции было не раз оценено на международных выставках, ярмарках: