249
35
116,3551
детские
257
280,5
23,5
109,144
офисная мебель
99
112
13
113,1313
итого
1345,2
1568
222,8
116,5626
Данные анализа показали, что более высокими темпами выросли запасы мебели для кухни (29,5082%) и мягкой мебели – на 26,50933%. Запасы мебели для гостиных увеличились на 53 тыс. руб., что составляет 16,9872% и спальных комнат (с 214 тыс. руб. до 249тыс. руб., что составляет 16,3551%). Увеличилась доля запасов мебели для прихожих, детских комнат и офисной мебели (на 8,805%, 9,144% и 13,1313% соответственно).
По всем группам товаров фактические товарные запасы в сумме за отчетный год значительно выросли на 116,5626%. На данное явление незначительно повлияло улучшение работы предприятия, это увеличение связано в основном с повышением розничных цен на товары.
Итак, рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам. Увеличение средних запасов привело к замедлению товарооборачиваемости. В магазине «Колорит» произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного вовлечения оборотных средств.
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости в торговой организации проводят по каждому предприятию, а внутри их – в разрезе структурных подразделений. Выясняют, как товарные запасы обеспечивают развитие торговли, удовлетворение спроса покупателей и какие имеются резервы их оптимизации, ускорения времени обращения товаров.
Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т. п. по данным актов переоценки товаров и информации об их распродаже можно изучить целесообразность и эффективность переоценки. Необходимо также проанализировать правильность размещения товарных запасов в магазине. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций и выставок-продаж.
3.2 Планирование товарных запасов
Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. При этом между данными показателями существует прямая взаимосвязь:
; ,
Где Nтз.дн. – норма товарных запасов в днях оборота;
ТЗпл. – плановая сумма товарных запасов, руб.
Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов.
Произведем планирование товарных запасов методом удельных приращений, в основе которого лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.
,
где L – коэффициент соотношений товарного запаса и розничного товарооборота.
Преобразовав эту формулу, получим:
Таблица 13 – Расчет норматива товарного запаса на конец 2007 года
Год |
Товарооборот |
Тов. запас |
Коэф. Lэ |
2004 |
67353 |
1456,2 |
31,49 |
2005 |
81728 |
1345,2 |
22,14 |
2006 |
101032 |
1568 |
24,34 |
Базисный темп изменения коэффициента L, % 77,29 |
|||
Среднегодовой темп изменения коэффициента L, % 87,92 |
|||
2007 год |
123739,954 |
1627,1 |
21,39 |
На основе таблицы 13 коэффициент L на планируемый год составит:
Lпл. = 24,34 * 87,92 / 100 = 21,39
ТЗпл. = = 1627,1 тыс. руб.
Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарные запасы торгового предприятия должны увеличиться на 59,1 тыс. руб., что составляет 3,8 % от суммы товарных запасов 2006 года.
4 Анализ валового дохода
Основным источниками прибыли от реализации является валовой доход от реализации товаров.
Валовой доход равен сумме торговых надбавок.
Валовой доход – это выручка от реализации товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.
Валовой доход состоит из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку.
К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относятся :
- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
- условия поставки товаров;
- экономическая обоснованность торговой надбавки;
- количество и качество дополнительных услуг.
Увеличение объема товарооборота означает рост массы валового дохода : чем больше продано товаров, тем больше совокупная масса средств, полученных от торговой надбавки.
Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только найти определенную грань, чтобы, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой – сохранить конкурентоспособные цены.
Торговая надбавка является источником получения прибыли, покрытием издержек предприятия и базой для уплаты налогов.
По ряду социально значимых товаров государство регулирует размеры этих надбавок (хлеб, хлебобулочные изделия, молочные продукты, детские товары и др.)
Качественным показателем валового дохода от реализации является уровень валового дохода:
Сумма валового дохода = сумме торговых надбавок
Увд = (Сумма ВД / То ) * 100 %
Уровень валового дохода показывает размер доходов на один рубль товарооборота.
В таблице 14 приведен расчет валового дохода магазина «Колорит».
Таблица 14 - Динамика показателей по валовому доходу магазина
Показатель
2005 год
2006 год
Отклонение (-), (+)
Темп отклонения (%)
Товарооборот
81728
101032
19304
123,61981
∑ валового дохода
19589
24635
5046
125,75935
Уровень валового дохода (%)
23,96852976
24,383364
0,4148339
101,73074
Товарооборот на 1 рубль валового дохода
4,172137424
4,1011569
-0,0709805
98,298701
∑ валового дохода на 1 рубль т/та
0,239685298
0,2438336
0,0041483
101,73074
Уровень валового дохода рассчитывается по формуле:
=
=
Т/от на 1 рубль ВД = = 81728 / 19589 = 4,1721
Т/от на 1 рубль ВД = = 101032 / 24635 = 4,1012
∑ВД на 1 рубль Т/та = = 19589 / 81728 = 0,2397
∑ВД на 1 рубль Т/та = = 24635 / 101032 = 0,2438
В связи с увеличением товарооборота на 23,62% сумма валового дохода возросла на 5046 тыс. руб. Данные таблицы свидетельствуют о росте суммы валового дохода над товарооборотом: 125,75935% и 123,61981% соответственно. В результате такого соотношения увеличился уровень валового дохода, который показывает долю валового дохода в товарообороте. Его доля повысилась с 23,96852976% до 24,383364%. Относительное увеличение этого показателя составило 0,4148339%, а темп повышения составил 101,73074%. Показателем эффективности формирования валового дохода является величина товарооборота на 1 рубль валового дохода. Этот показатель увеличился с 3,78563 тыс. руб. до 4,2735925 тыс. руб. Абсолютный рост этого показателя составил 0,4879609 тыс. руб., т.е на каждый рубль валового дохода объем товарооборота увеличился на 0,4879609 тыс. руб.. Сумма валового дохода на 1 рубль товарооборота также увеличилась, так как это обратный показатель предшествующему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12