Смысл таких патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы (или отдельных лиц) изобретать новые продукты, процессы и т.п., поскольку с помощью патентов гарантируется получение дохода именно авторам изобретений.
Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт
в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту
изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса
конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени,
усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут
обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента.
Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных
индустриальных гигантов - “Нэшнл кэш реджистер”, “Дженерал моторз”,
“Ксерокс”, “Полароид”, “Дженерал электрик”, “Дюпон”, если назвать
нескольких. Деятельность компании “Юнайтед шу машинери” - ярчайший пример
того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть
монопольной власти. “Юнайтед шу” стала исключительным поставщиком некоторых
важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она
распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного
оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать
“привязывающее соглашение”, в котором производители обуви соглашались также
брать в аренду всё другое сапожное оборудование у “Юнайтед шу”. Это
позволило “Юнайтед шу” монополизировать рынок, пока правительство не
предприняло в 1955 г. антитрестовские расследования, имевшие частичный
эффект.
Научно-исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно- исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.
Фирмам, частным предпринимателям г. Иркутска выдавался патент на право
торговли на неопределенный период времени, пока фирма будет его оплачивать
(например, для оптовой торговли - 0,2 % от объема реализации). (В связи с
введением налога с продаж с 1.11.98г. патент на право торговли был
отменен).
Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путём выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по связи выдаёт лицензии радио - и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнанно, что ограничение вследствие этого предложения такси создаёт монополистические доходы владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины.
2.4.Собственность на важнейшие виды сырья
Институт частной собственности может быть использован монополией как
средство создания эффективной преграды для потенциальных конкурентов.
Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в
процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
Существует несколько классических примеров. “Алюминиум компани оф Америка”
удерживала своё монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы
благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов -
главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. Одно время
“Интернэшнл никель компани оф Кэнада” (называемая теперь “Инко”)
контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. Также
трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда
существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде
главных стадионов и арен.[2,c.34]
2.5.Нечестная конкуренция
Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной конкуренции теперь являются незаконными или граничащими с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес. Например, хотя федеральное законодательство запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, как можно на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией, предназначенной для того, чтобы сделать банкротами соперников?
3.Сущность монополии. Её формы, типы и виды
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому
при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило,
используется троякое определение монополии, а именно монополия
определяется:
. как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
. как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
. как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей
Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии (рис.2).
Рис. 2
P
P=d=AR
Q
0
MR
Эта особенность приводит к тому, что график спроса для монополиста уже не совпадает с графиком предельного дохода, как это наблюдается в случае совершенной конкуренции. Каждый последующий экземпляр товара не только сам имеет меньшую цену, чем предыдущий, но и удешевляет всю партию товара, предназначенную монополистом к продаже. Поэтому график предельного дохода монополиста имеет более крутой наклон, нежели график индивидуального спроса на его продукцию.
Попытаемся определить правило максимума прибыли для монополиста.
Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим
доходом и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в
точке максимума прибыли MR=MC (т.е. предельный доход равен предельным
издержкам).
Рис. 3
P, MR,
MC D
MC
P
m
E
D(AR)
Q MR Q m
Равенство предельного дохода предельным издержкам для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm.
Если монополист захочет сократить объем продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm , то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из- за того, что его предельные издержки MC будут во все большей мере превышать предельный доход MR. На графике возможный проигрыш в этом случае характеризуется заштрихованным участком справа. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR=MC, и реализация данного объема выпуска по цене Pm, соответствующей цене спроса (для этого объема).[6,c.85]
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:
1) простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
2) картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
3) синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
4) тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;
5) комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.
Различия между формами монополий относительны. С развитием наблюдается переплетение различных форм монополий
Поскольку монополизм в ХХ веке предстал как явление весьма “ёмкое” по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации.
Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типов монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньшей мере, 6 основных разновидностей данного явления:
1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
2) технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отраслей металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
3) монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
4) монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;