6) монополизм, характерный для командно-административного типа экономики
Монополии также можно классифицировать по видам: закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав; естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком; открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
4.Ущерб, наносимый монополиями, и необходимость государственного регулирования
Итак, мы выяснили, что такое монополия, каковы её формы, виды и типы.
Теперь было бы целесообразным разобраться, почему установление монополий
является нежелательным, с общественной точки зрения. Для этого удобно
провести графическое сравнение совершенной конкуренции и простой монополии.
В части А рисунка 4 представлен рынок совершенной конкуренции, в части Б
этого же рисунка ситуация в условиях монополии.
А).
Цена,
доход,
издержки Излишки потребителя
тыс. руб. Д(Ипред)
K Cпред.
Излишки производителя
Сотрасл.
0. Q
Количество продукции
Б).
Цена,
доход, излишки потребителя
издержки
тыс. руб M чистые потери
N
К излишки производителя Дпред. С
0 Q
Количество продукции
Рассмотрим более подробно ситуацию для монополии. Для простоты
ситуации кривые спроса и предложения оставляем теми же, что и в случае
совершенной конкуренции. Для извлечения максимальной прибыли фирма-
монополист ограничивает объём производства на уровне не 7, а 4 единиц
продукции и устанавливает цену 310 тыс. рублей за единицу. Потребители
получают излишек, равный площади, ограниченной кривой спроса и линией цены.
Монополист со своей стороны получает существенный излишек производителя.
Четвёртая единица выпуска, проданная за 310 тыс. рублей, заключает в себе
лишь 150 тыс. рублей издержек производства и приносит тем самым излишек в
размере 160 тыс. рублей. Общие размеры излишков производителя-монополиста
равны площади заштрихованной части рисунка 4 Б.
Сравнение чистой монополии и совершенной конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в условиях монополии излишек потребителя меньше, тогда как излишек производителя больше, а суммарные излишки потребителя и производителя в условиях чистой монополии меньше совокупных излишков в условиях чистой конкуренции.
Последнее положение отражает экономическую неэффективность монополии,
как следствие не использования ряда потенциальных преимуществ, получаемых
от торговли. Дело в том, что в данном примере при расширении производства
от 4 до 7 единиц продукции выигрыш и потребителей, и производителей
увеличивается. Однако эти потенциальные преимущества остаются
неиспользованными. Мало того, они к тому же никому не достаются. На рисунке
4 чистые потери обозначены треугольником, лежащим между кривыми спроса и
предложения и линией, указывающей объём выпуска продукции, соответствующий
максимуму прибыли монополиста. Площадь этого треугольника символизирует
собой ущерб, который терпят агенты рынка из-за монополистического
диктата.[3,c.48]
Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики присущи черты естественной монополии. В связи с этим возникает необходимость общественного регулирования цен и тарифов монополизированных рынков.
Проиллюстрируем выбор государственного регулирования естественной монополии, используя рисунок 5.
Рис. 5 Регулируемая монополия.
Цена, доходЦm M издержки
Цn N
Цk К
Дпред.
С
Qm Qn Qk Q
Предположим, что предприятие-монополист несёт большие постоянные издержки, в результате чего кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки всё ещё снижаются.
В случае отсутствия регулирования рынка предприятие-монополист с целью
максимизации прибыли выбирает объём выпуска продукции, равный Qm, при цене
Цm. В результате монополист получает значительную экономическую прибыль,
что иллюстрируется превышением цены над средними общими издержками (отрезок
ML). Однако данный уровень цены вызывает ограниченный спрос на предлагаемый
монополией товар или услугу.
Требование эффективного распределения ресурсов и более полного
удовлетворения потребностей в данном товаре или услуге вынуждает
государственные органы устанавливать верхнюю цену для монополиста, равную
предельным издержкам, как соответствующую общественно оптимальным условиям
реализации продукции. Такой ценой на рисунке 5 является Цк. При данной
административно установленной цене (Цк) монополист будет максимизировать
прибыль или минимизировать убытки, производя Qk единиц продукции, т.к. в
новых условиях именно при этом выпуске будет выполняться условие равенства
Дпред (Ц) =Ипред. В данном случае мы сталкиваемся с ситуацией, при которой
путём назначения цены происходит как бы имитация условий и результатов
чистой конкуренции, связанных с распределением ресурсов. Равенство Цк=Ипред
указывает на эффективное распределение ресурсов для этого продукта или
услуги.
В то же время установленная общественно оптимальная цена может породить ситуацию, при которой цена, равная предельным издержкам, будет столь низкой, что средние общие издержки не будут покрываться. Эта ситуация показана на рисунке 5: кривая средних общих издержек (Исробщ) находится над ценой спроса (Цк). Такое навязывание общественно оптимальной цены регулируемому монополисту означает для него убытки в краткосрочных периодах и банкротство в долгосрочном аспекте его деятельности.
Поэтому весьма важен в этом деле взвешенный подход к системе
ценообразования на рынке монополиста, который обеспечивал бы установление
цены, включающей в себя “справедливую” прибыль. Исходя из того, что валовые
издержки включают в себя нормальную или “справедливую” прибыль, цена должна
совпадать со средними общими издержками. Такой ценой на рисунке 5 является
Цn. В точке N пересекаются кривая спроса и кривая средних издержек. Поэтому
цена Цn обеспечивает получение монополисту справедливой прибыли.
Очевидно, что регулирование цен, каким бы способом оно не происходило, может одновременно содействовать и снижению цены, и увеличению объёма производства и вызвать сокращение экономической прибыли монополиста.
5.Государственное вмешательство в деятельность монополий в условиях экономики рыночного типа
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной
экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом
экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в
деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени
общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта
политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных
разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
[4,c.67]
Существуют различные подходы к характеристикам направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В- третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В- четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.
В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные
государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее
общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных
направления: 1)активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих
монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2)
государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем
рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация
монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
6.Активизация конкурентных рыночных структур. Либерализация рынков
Данное направление не связано с подавлением монополий
непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что сила монополии
тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем,
соответственно, более развитыми являются конкурентные рыночные структуры.
Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы
создать в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить
своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе.
Как правило, к таким профилактическим антимонопольным мерам относят снижение таможенных налогов, отмену квот, ликвидацию других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок продукции иностранных предприятий, создание для зарубежных вкладчиков капитала условий, стимулирующих их инвестиционную деятельность. Внутри страны немалую роль могут сыграть меры по стимулированию процессов диверсификации, поддержке малого бизнеса, венчурных фирм, либерализации процедур лицензирования, государственная помощь фирмам, осваивающим такие виды технологии, которые позволяют производить продукцию, выпускаемую монополиями, меры по поддержке независимых изобретателей и т. п.[5,c.67]
Особо впечатляющими в этом отношении являются мероприятия рыночных
стран по поддержке и стимулированию развития новых фирм, в первую очередь -
малого бизнеса. В настоящее время в большинстве стран сформировались целые
системы мер по обеспечению такой поддержки, которые включают в себя, как
правило, помощь малым фирмам в финансовом, материально-техническом,
информационном и консультационном отношениях. Финансовая поддержка
заключается, прежде всего, в обеспечении новым фирмам многочисленных
источников венчурного капитала. Поддержка и помощь в материально-
техническом отношении предполагает создание возможности покупки (или
получения в аренду) для новых фирм на льготных условиях производственных
помещений, транспортных средств, оборудования. Информационная поддержка
включает в себя обеспечение для новых фирм возможности пользования
техническими библиотеками, информационными сетями, банками данных.
Консультативная помощь состоит в развитии доступных консультативных служб,
способных сориентировать новых предпринимателей в вопросах налогообложения,
страхования, оформления патентов, маркетинга и т. п.