Арендные отношения
p> Можно использовать также вариант расчетов, который базируется на некотором установленном в соглашении проценте от объема реализации продукции, произведенной на лизинговом оборудовании, от суммы полученной прибыли.

Платежи, как правило, вносятся по согласованному сторонами графику, который прилагается к лизинговому соглашению, и могут иметь периодичность ежемесячную, ежеквартальную или ежегодную. Единовременные платежи в виде аванса осуществляются в сочетании с периодическими взносами, если они оговорены в соглашении сторон.

В зависимости от финансового состояния лизингополучателя в соглашении может оговариваться порядок выплаты лизинговых платежей равными долями, с увеличивающимися или уменьшающимися размерами, в зависимости от устойчивости финансового положения лизингополучателя.

Операции по лизингу (финансовому) могут осуществляться только при наличии соответствующей лицензии у лизингодателя. При отсутствии ее, указанные операции подлежат отражению в учете в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, исходя из содержания договора (сделки по сдаче в аренду имущества, сделки купли-продажи).

При финансовом лизинге лизинговое оборудование учитывается у лизингополучателя - в бухгалтерском учете отражается на счете - 03
"Долгосрочно арендуемые основные средства". У лизингодателя же отражается на счете 09 "Арендные обязательства к поступлению". При этом приобретенное по лизинговому договору оборудование приходуется на счете 09 "Арендные обязательства к поступлению" субсчет "Арендные обязательства не размещенные", с отнесением на указанный счет помимо договорной стоимости оборудования, соответствующих таможенных пошлин, сборов налога на добавленную стоимость, а также иных затрат, увеличивающих балансовую стоимость основных средств, в соответствии с "Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" от 30 декабря 1993 г. №160.

Стратегия и тактика планирования деятельности предприятия в условиях рынка строится на основе бизнес-плана, представляющего собой комплексное технико-экономическое и организационное обоснование путей достижения поставленных целей. Как правило, бизнес-план формируется с участием специалистов по маркетингу, сбыту, снабжению, организации производства, юриста и экономиста-финансиста. Последний на основе информации, содержащейся во всех разделах бизнес-плана, оценивает необходимые ресурсы, затраты, ожидаемые финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия при выбранной финансовой стратегии.

Учитывая позитивные особенности лизингового механизма, Правительство
Российской Федерации приняло ряд постановлений, активизирующих роль лизинга в экономике России.

Во исполнение этих постановлений, в том числе Постановления
Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", разработана "Федеральная программа развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 г.", которая призвана способствовать решению важнейших задач, стоящих перед экономикой страны: структурная перестройка, конверсия, обновление основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование внедрения научно-технических достижений.

Целью "Федеральной программы развития лизинга в Российской Федерации на 1996-2000 г." является создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно-законодательной базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организация фонда содействия развитию лизинга в Российской Федерации и другие мероприятия.

В настоящее время на рынке лизинговых услуг работает большое количество лизинговых компаний, число которых постоянно растет. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования (имущества). Причем при дефиците финансовых ресурсов, эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащение их производства, т.е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
Поэтому целесообразно воспользоваться его возможностями и более активно внедрять в производственную деятельность.

Лизинг обладает высоким потенциалом экономического сотрудничества с зарубежными странами, в связи с чем международный лизинг получает все более широкое распространение.

Преимущества лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоят в том, что предприниматель может начать дело, располагая лишь частью (примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и оборудования (имущества). Предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходом которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата. При этом лизинг стимулирует аккумулирование средств частных инвесторов, в том числе населения, вклады которых в банках на 1 декабря 1995 г. составляли 65,0 трлн. руб.

Лизинг в России и на Западе, его место в комплексе мер по повышению инвестиционной активности

На российском лизинговом рынке присутствуют следующие группы лизингодателей:

•коммерческие лизинговые компании – дочерние компании крупных банков:
РГ-Лизинг (Сбербанк), Промстрой-лизинг (Промстройбанк), Лизингбизнес
(Мосбизнесбанк), Инкомлизинг (Инкомбанк);

•коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);

•полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;

•лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);

•иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий (IVECO, Scania, DAF).

Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов, схожие с западными, а значит, наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал.

Лизинговые компании, созданные государственными и муниципальными структурами, жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. По состоянию на начало 1996 г. практически все существующие такие компании деятельности не вели. Во многом
"отраслевые" лизинговые компании ориентируются на государственную поддержку. Не ведут деятельности и прочие лизинговые компании, дочерние предприятия различных торговых домов, фирм-производителей, а также созданные частными лицами (!). Не имея доступа к достаточным финансовым ресурсам, эти компании лизинговых сделок не заключают. Ряд иностранных фирм- производителей (в основном это касается рынка большегрузных автомобилей) используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Лизинговые сделки, заключаемые ими, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

Ряд лизинговых компаний наравне с собственно лизингом использует в своей деятельности механизм купли-продажи имущества в рассрочку. Несмотря на то, что по сути определений лизинга как вида деятельности и договора лизинга как подвида договора аренды, такие операции не имеют никакого отношения к лизингу, они тем не менее соответствуют "упрощенному" пониманию лизинга со стороны клиентов как сделки, в которой: а) кредитор финансирует приобретение заемщиком некоторого имущества; б) финансирование осуществляется не в денежной, а в натуральной форме;

в) финансируемое имущество является обеспечением сделки через сохранение на него права собственности кредитора: г) заемщик оплачивает периодически платежи, возмещающие как средства, вложенные кредитором на начальном этапе сделки, так и создающие доход.

Нельзя не отметить, что ряд банков (Восток-Запад, Российский кредит,
Межпромбанк) выбрали для себя способ участия в лизинговых сделках не через дочернюю лизинговую компанию, а через механизм выдачи гарантий в пользу лизинговых компаний (обычно иностранных). Такая деятельность также не является лизингом, однако и в отношении данных субъектов рынка сложилось мнение о том, что они "занимаются лизингом".

На начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 наиболее активных лизинговых компаний такие как: АО "Балтийский лизинг", "Лизингбизнес",
"Аэролизинг", Московская лизинговая компания, Российская ассоциация лизинговых компаний, "Рослизинг", Межрегиональный центр содействия лизинга, лизинговая фирма "Транслизинг", Российско-Германская лизинговая компания,
АО "Агролизинг", "РАМ - технолизинг", "Интеррослизинг", Лизинговая компания
Международного Московского Банка. Более 50 компаниями поданы заявки на лицензирование лизинговой деятельности.

Первыми были зарегистрированы компании "Росагроснаб" (лизинг отечественной сельскохозяйственной техники) и "Аэролизинг" (лизинг самолетов). Много лизинговых компаний создано банками - "Интеррослизинг"
(ОНЭКСИМ-банк), "Балтлиз" (петербургский Промстройбанк), "Лизинг-бизнес"
(Мосбизнесбанк), "Инкомлизинг" (Инком-банк), "Межсбер-Юраско Лизинг"
(Межэкономсбер-банк) и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать