Москвой и Санкт-Петербургом. В Калуге, Пензе, Новосибирске, Ростове-на-
Дону, Петрозаводске, Челябинске и некоторых других российских городах действуют региональные лизинговые компании.
То, что лизинговые фирмы создаются в России либо при государственной
поддержке (как в случае с "Росагроснабом"), либо при поддержке крупного
банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга - производственное
оборудование - дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник
более или менее дешевых финансовых ресурсов. Иногда дуэт "банк - лизинговая
компания" превращается в трио за счет присоединения к нему страховой фирмы.
А специалисты из компании "Ивановская марка", дочерней фирмы ивановского
завода "Автокран", советуют включать в "лизинговый холдинг" еще и какое-
нибудь малое предприятие (для ускорения амортизации оборудования), и какое-
нибудь предприятие, пользующееся налоговыми льготами (как говорится, для
оптимизации финансовых потоков).
Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки), а также малое и микропредпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности после принятия федеральной программы по развитию лизинга. Кстати, согласно проекту этой программы, в России должно быть создано семь региональных лизинговых центров и единый лизинговый банковский консорциум.
Спектр имущества, передаваемого в лизинг российскими компаниями,
достаточно широк. Это легковые и грузовые автомобили, промышленное,
технологическое и строительное оборудование, вычислительная техника,
офисное оборудование, речные и морские суда, самолеты, подвижной
железнодорожный состав. В отличие от других стран в России пока нет данных
о том, какой вид имущества пользуется наибольшей популярностью при лизинге.
В Европе, например, это лизинг легковых автомобилей, на долю которого
приходится почти 40% объема всех лизинговых сделок, а с учетом грузовых
машин этот показатель превышает 50%.
Наши компании пока определяют свою нишу в этом бизнесе. С каждой лизинговой сделкой пополняется банк данных по видам оборудования и машин, улучшаются связи с производителями. Все это позволяет лизинговым компаниям закупать имущество для сдачи его в лизинг по более низким ценам, чем сделал бы это сам пользователь, лучше ориентироваться в ценовой и маркетинговой политике, проводимой производителями и поставщиками оборудования.
Бурное развитие лизинга началось на Западе в 80-х годах прошлого века.
Тогда американская компания "Белл" стала сдавать в аренду свои телефонные
аппараты, что дало стимул быстрому развитию услуг связи. Спустя полвека
Генри Форд использовал аренду для расширения сбыта автомобилей.
В 50-x годах в Соединенных Штатах, а через некоторое время и в
Западной Европе в лизинг стали активно передаваться средства производства,
и это произвело самую настоящую революцию в арендных отношениях.
В настоящее время 25 - 30% инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80% новых видов продукции производятся как раз на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего "лизинговых инвестиций" среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46% от общего объема) и Англия (35.8%), а среди стран Восточной Европы - Чехия.
В каждой стране превалирует та или иная форма лизинговых компаний. В
США, например, это независимые и дочерние компании производителей.
Возможно, это связано с тем, что в США до 1963 г. банковскому капиталу было
запрещено участвовать в лизинговом бизнесе в качестве учредителей. В
настоящее время на первые роли в мировом лизинговом бизнесе выходят
компании, созданные производителями машин и оборудования. Не случайно в
первой десятке ведущих мировых лизинговых фирм находятся дочерние компании
таких известных производителей, как "Дженерал моторс", "Дженерал электрик",
"Ай-Ти энд Ти", "Ай-Би-Эм". А общей тенденцией в развитии всех лизинговых
компаний является то, что их функции существенно расширяются, и они от
простого финансирования сделки переходят к комплексному обслуживанию своих
клиентов, предлагая им широкий спектр специальных дополнительных услуг.
При этом более двух третей этих капиталовложений приходится на создание лизинговых активов промышленными отраслями, занятыми в производстве индустриального оборудования, автомобилей неиндивидуального пользования, а также компьютеров и офисной техники. Таким образом, эти отрасли получают дополнительный стимул к развитию.
В Европе чаще всего пользуются услугами лизинговых компаний частный
сектор (42.4%), промышленность и строительство (38.1%). В аренду чаще всего
берут магазины розничной торговли (27.1%), промышленные здания (25.6%) и
офисы (19.1%). А из оборудования предпочтение получают легковые автомобили
(38.8%), промышленное оборудование (24.3%), а также компьютеры и оргтехника
(13.9%).
Популярность лизинга на Западе вполне объяснима. Его преимущество по
сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что
бизнесмен-лизингополучатель может начать дело, располагая лишь частью
(примерно 1/3) средств, необходимых для приобретения помещений и
оборудования. А инвестор-лизингодатель предоставляет не денежные средства,
контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, но
непосредственно средства производства. То же происходит и в случае, когда
лизингополучатель занимается обновлением и расширением своего
производственного аппарата.
ВИДЫ ЛИЗИНГА
В настоящее время используются три основных вида лизинга - финансовый, оперативный и обратный.
При финансовом лизинге лизингодатель изготавливает или приобретает в
собственность указанное лизингополучателем оборудование и передает ему его
за плату во владение и пользование. При этом срок, на который имущество
передается в лизинг, часто совпадает со сроком его полной амортизации.
Имущество может перейти в собственность лизингополучателя как по истечении
срока лизинга, так и ранее после внесения им всей установленной выкупной
суммы.
При ОПЕРАТИВНОМ ЛИЗИНГЕ срок пользования имуществом значительно короче срока его амортизации, что позволяет арендодателю многократно передавать имущество в лизинг. При этом и арендаторы часто имеют право досрочно возвратить взятое в лизинг имущество и тем самым получают возможность постоянно использовать в производстве самое современное оборудование. Это объясняет тот факт, что в зарубежной практике число договоров аренды в десятки раз превышает число договоров финансового лизинга.
При ОБРАТНОМ ЛИЗИНГЕ собственником имущества изначально является будущий лизингополучатель. Именно он продает его лизингодателю, а затем заключает с ним договор аренды на это имущество. Такая схема лизинга может оказаться чрезвычайно распространенной именно в российских условиях, поскольку позволяет предприятиям получить оборотные средства.
Лизинговый “бум” на пороге?!
(перспективы и проблемы развития)
Нынешнего количества лизинговых компаний, которые работают на российском рынке, явно недостаточно. Их как минимум должно быть на порядок больше.
С 20 июля 1996 года Министерство экономики приступило к выдаче
российским компаниям лицензий на предоставление лизинговых услуг. Стоит
отметить, что министерство проводит целенаправленную политику, дабы
"привить" эту форму бизнеса в России - практически все нормативные и
законодательные документы по этому вопросу принимались по инициативе
Минэкономики.
Реализация всех положений доктрины министерства в этой области
способна привести к настоящему "лизинговому буму". Предполагается, в
частности, что к 2000 году значительно возрастет число как компаний,
предоставляющих эту услугу (лизингодателей), так и компаний-пользователей
(лизингополучателей).
Определение новой для России формы бизнеса, взятое из подготовленного
Минэкономики Федерального закона о лизинге, звучит следующим образом:
"Лизинг - это вид обязательств в предпринимательской деятельности,
направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных
финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим или
юридическим лицом во временное пользование на определенный срок за
определенную плату".
Российские компании, правда, еще далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. В 1996 году объем инвестиций, которые будут направлены на лизинг, оценивается в 1% от общероссийского. По мнению заместителя начальника инвестиционного управления Минэкономики Вячеслава Соколова, приближение к мировым стандартам произойдет не раньше чем в начале следующего тысячелетия (в 2000 году объем "лизинговых" капиталовложений в России составит 20% от общего).
Переоценить значение подобного факта вряд ли возможно.
Если в России структура распределения лизинговых средств последует западному образцу - а по мнению экспертов Министерства экономики, так и произойдет, то большая их часть будет направлена в объекты производственного назначения.
При этом доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс в период до 2000 года будет снижаться, а в машиностроение, лесную и химические отрасли возрастать. Эти отрасли, по-видимому, и будут основными субъектами лизинга при условии его стремительного развития. Машиностроение при этом станет основным производителем оборудования, закупаемого лизингодателями, а лесной и химический комплексы выступят как главные лизингополучатели.
Минэкономики наряду с другими заинтересованными ведомствами проводит
работу по правовому и нормативному обеспечению условий для грядущего
"лизингового бума" - за последние 2 года на эту тему было принято 4
законодательных и около десятка нормативных документов. В завершающей
стадии разработки находятся закон о лизинге и федеральная программа
развития лизинга на 1996 - 2000 годы.
Одно из принципиальных решений для развития этого рынка в России уже принято и используется - все платежи лизингополучателей по использованию взятого оборудования включаются в себестоимость, а не выплачиваются, как ранее, из прибыли (постановление правительства №1133 от 20 ноября 1995 года). Лизингополучатель находится также в привилегированном положении и в части выплаты налогов - по существующему законодательству, он освобожден от необходимости выплаты налога на имущество по объектам лизинга.
Ситуация с лизингодателями сложнее. Ведь эти компании закупают оборудование у производителей, так сказать, на свой страх и риск и за полную стоимость. Учитывая, что приобретаемая лизингодателем техника зачастую стоит довольно дорого (нефтехимическое оборудование, самолеты, другие транспортные средства и т. д.), лизинговой компании ничего не остается, как брать деньги в кредит. Оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией составляет три года.