Арендные отношения
p> При сохраняющейся в России банковской практике (краткосрочные кредиты предпочтительнее средне- и долгосрочных) получение ссуды на такой срок весьма проблематично. Найдется не так много банков, которые будут согласны
"заморозить" свои деньги на 3 года и даже дольше. Правда, Минэкономики уже выступило с предложением, которое позволит поставить "лизинговые" кредиты в более выгодные по отношению к остальным условиям.

Предполагается, что банки-кредиторы будут освобождены от уплаты налога на прибыль с процентов по этим ссудам. Однако Министерство финансов, по словам г-на Соколова, это предложение пока не поддерживает, несмотря на то что, если его одобрят, "объем лизинговых операций возрастет сразу во много раз".

Минэкономики утверждает, что лизингодателями в России могут быть только частные фирмы, а "государственные лизинговые компании - это крайне вредно", поскольку они будут оттягивать средства из федерального бюджета. А вот "здоровым частникам" министерство намерено оказывать всяческую поддержку и содействие. Предполагается, в частности, что ряду существующих и вновь создаваемых лизинговых компаний будет присвоен статус "образцовых"
(или "модельных"). У самих компаний, которые получат такое дополнение к названию, помимо всеобщего почета и уважения будет еще ряд важных преимуществ, вплоть до привилегированного положения при рассмотрении их заявок в инвестиционных конкурсах и возможности получения льготных государственных кредитов.

Со своей стороны, Минэкономики намерено отрабатывать на этих компаниях методические и нормативные документы - предполагается, что "отличники" будут работать в различных отраслях. А осуществление лизинговых операций в машиностроении, авиации и, скажем, в сельском хозяйстве - совершенно разные вещи.

На начало 1996 года количество наиболее активных лизинговых компаний составляло порядка 25. Из них министерство уже выделило ряд компаний, которые считает старейшими и сильнейшими в области лизинга. Не исключено, что они будут и первыми образцовыми лизинговыми компаниями.

Как заявил Вячеслав Соколов, это компании "Балтлиз" (поначалу специализировавшаяся на передаче в лизинг судов), "Лизингбизнес",
"Московская лизинговая компания" (лизинговые услуги в области малого бизнеса) и "Росагроснаб" (аграрно-промышленный комплекс). Последней компании, впрочем, предоставляет льготы при закупке оборудования для лизинга уже другое министерство - Минсельхозпрод.

Лизинг, как новое направление в предпринимательской деятельности
России, требует постоянного обслуживания принимаемых нормативно-правовых актов и их систематической корректировки, с учетом постоянного мониторинга за действительностью системы нормативно-законодательных документов, выявления положений, препятствующих развитию лизинга и их своевременного устранения.

В России в настоящее время основными нормативными документами, создающими правовые предпосылки развития лизинговой деятельности, являются:

•Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. №1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности"; •Постановление
Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" и утвержденное им "Временное положение о лизинге"; •Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. №1133 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли; •Федеральный закон РФ от 26 января
1996 г. №l5-ФЗ " О введении в действие второй части Гражданского кодекса
РФ; •Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р о проведении
Международной конференции по развитию лизинга в РФ; •Постановление
Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. №167 "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ".

В стадии разработки находится Закон РФ "О лизинге" и проект постановления Правительства РФ "О фонде содействию развития лизинга в РФ".
Формирование налогового режима, приемлемого для лизингодателей, определяют в основном:

•Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. №746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской
Федерации";

•Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.
№633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности";

•Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. №105 "О отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций.

При этом в Постановлении №633 предусматривается выполнение некоторых положений о налоговых льготах:

•освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;

•освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, полученную ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга;

•освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего - уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.

Основными задачами Фонда содействия развитию лизинга в Российской
Федерации являются:

•участие в разработке и реализации государственной политики и государственных программ в области лизинга в России;

•создание оптимальных условий для развития конкуренции в различных сферах производства путем финансовой поддержки лизинговых проектов, направленных на развитие предпринимательства, малого бизнеса и производства конкурентоспособной продукции;

•осуществление совместно с государственными, общественными и другими организациями экспертизы и конкурсного отбора инновационно-инвестиционных программ, проектов и мероприятий, связанных с лизинговой деятельностью, направленных на решение проблем содействия развитию лизинга в России и участие в их инвестировании;

•международное сотрудничество в области лизинга;

•участие в разработке законодательных и правовых актов по вопросам развития лизинга в России; - участие в организации и инвестирование проведения коммерческих выставок, ярмарок новой техники и технологий, конференций, симпозиумов, лекций, семинаров по вопросам, связанным с лизингом;

•организация подготовки и повышения квалификации специалистов по лизингу.

При этом в процессе своей деятельности Фонд сможет предоставлять инвестиционные гарантии субъектам лизинга, кредитовать лизинговые компании и лизингополучателей, оказывать консультационные услуги по лизинговой деятельности, в том числе по подбору необходимых технологий и средств производства по юридическим, инвестиционным и другим вопросам лизинговых сделок, а также представлять зарубежные фирмы при осуществлении ими деловых контактов с лизинговыми компаниями и участвовать в работе федеральных органов власти при обсуждении вопросов, от носящихся к развитию лизинга.

Для обеспечения контроля за деятельностью Фонда предусматривается коллегиальный орган Попечительский совет Фонда.

Для ограждения лизингового рынка от случайных и ненадежных участников предусмотрено лицензирование деятельности лизинговых компаний. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. №1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Министерство экономики РФ разработало Положение о лицензировании деятельности лизинговых компаний, которое утверждено Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. №167. Этим
Положением предусмотрена выдача Министерством экономики Российской
Федерации лицензий лизинговым компаниям и другим организациям на срок до 5 лет.

Известно, что западные лизинговые компании высказывали негативное мнение о необходимости лицензирования компаний-нерезидентов. Поэтому в настоящее время предусмотрена уведомительная практика, которая заключается в следующем: лизингополучатель обязан в месячный срок уведомить комиссию, что он заключил лизинговый договор с компанией-нерезидентом.

Такой шаг связан с желанием создать благоприятные условия для привлечения западных инвестиций. Ну а если у лизинговой компании- нерезидента бизнес в России будет развиваться успешно и она решит открыть у нас филиал или дочернюю компанию, то тогда уже ей придется пройти лицензирование.

В перспективе, в процессе развития лизинговой деятельности и роста числа лизинговых компаний, Минэкономики России предполагает делегировать право лицензирования подобной деятельности исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации. Однако при этом следует иметь в виду, что компании, получившие региональные лицензии, смогут вести лизинговую деятельность только в этом регионе.

Стоит также отметить, что ни банкам, ни компаниям, занимающимся оперативным лизингом, получать лицензию не надо.

Лизинг в период становления и развития нуждается в государственной поддержке, необходимость которой обусловлена экономической ситуацией в стране - инфляцией, высокими ставками рефинансирования, низкой платежеспособностью потенциальных лизингополучателей.
"Федеральной программой развития лизинга в Российской Федерации на 1996-
2000 гг." предусматривается инвестирование за счет государственного бюджета около 8 трлн. руб., а также привлечение капитальных вложений за счет негосударственных источников инвестирования до 30 трлн. руб. При этом как правило, государственная поддержка (в размере 20-50% от стоимости проекта) будет осуществляться на конкурсной основе среди коммерческих инновационно- инвестиционных проектов с использованием лизинга.

С учетом существующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовой базы лизинга и ее дальнейшего развития предусматривается увеличение доли лизинга к 2000 г. в общем объеме инвестиций до 20% со следующей разбивкой по годам:

1996 г. - 1%, 1997 г. - 5%, 1998 г. - 12%, 1999 г. - 19%, 2000 г. -
20%.

В сравнении с опытом развитых стран это половина достигнутого ими в настоящее время. Лизинг в большинстве стран в общем объеме инвестиций составляет более 30 - 40%. В обозримом будущем лизинг внесет необходимый вклад в Российскую экономику.

На московской международной конференции по развитию лизинга в РФ одной из главных проблем нормального существования этого рынка было признано отсутствие надежной нормативной базы.

Подготовка проекта закона ведется уже два года, однако он пока не принят. Впрочем, за это время были созданы предпосылки для формирования правовой базы лизинговых операций. Год назад предпринималась попытка правительственным постановлением создать необходимое правовое поле. Но многие правильные порученческие пункты того постановления опять же не выполнены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать