Банки, их роль в рыночной экономике
p> . Определение стратегических целей и формулирование политики.

. Подбор людей на руководящие посты.

. Создание комитетов. В крупном банке, как правило, имеется четыре комитета: административный (текущие вопросы), учетно-ссудный

(заключения о выдаче кредита), комитет по доверительной деятельности

(инвестирование средств), ревизионный (проверка финансового состояния отделов банка).

. Контроль за ссудными и инвестиционными операциями.

Директора занимают ключевые позиции в органах управления банка. Они несут ответственность за свои неправомерные действия или злоупотребления.
Против директора может быть возбуждено уголовное дело за предоставление ложных отчетов, кражу и растрату денег, дачу неверных сведений государственным органам, необоснованную выдачу ссуд должностным лицам
(например, ревизорам) и т.д. Директора могут нести ответственность также за убытки, которые образовались из-за их неверных рекомендаций или халатности.
Строго наказывается нарушение федеральных и штатных законов о банках
(например, выдача ссуды одному заемщику в большем размере, чем это предусмотрено законодательством).

Для руководства и осуществления практических операций совет директоров формирует структуры банка. По степени самостоятельности и объему полномочий управленческий состав имеет три уровня:

. высшие менеджеры;

. администраторы;

. лица, наделенные надзорными и ревизионными функциями.

Высшие менеджеры обладают наибольшей степенью самостоятельности при принятии решений, и сфера их полномочий распространяется на все стороны деятельности банка. Главное в их работе - координация деятельности отдельных служб, определение конкретных программ, консультации, оценка результатов работы отделов и т.д.

К категории администраторов относятся руководители отдельных функциональных служб, отвечающие за свой участок работы. Они действуют в рамках утвержденных программ и полномочий. Главная цель - обеспечить нормальную работу своего отдела, тогда как общие цели банка находятся у них на втором плане.

Персонал третьего уровня - надзиратели - это наиболее квалифицированные оперативные работники, которым поручается руководство узкоспециализированной группой или участком и которые оказывают помощь рядовым работникам, разрешают спорные и сложные вопросы, дают консультации по конкретным случаям, занимаются обучением персонала.

К числу высших должностных лиц банка, управляющих его повседневной деятельностью, относятся:

. председатель совета директоров;

. президент;

. казначей;

. контролер;

. ревизор.

Председатель совета директоров обычно не занимается оперативной работой. Он созывает и ведет совет директоров, участвует в выработке стратегических решений, представляет банк на различных форумах и т.д. В некоторых банках он совмещает пост с постом президента.

Президент - это управляющий всей деловой жизнью банка. Как правило, он определяет характер повседневной деятельности банка. Реальная роль президента зависит от многих обстоятельств. Иногда он может сосредоточить главные усилия на налаживании связей банков с властями, общественными организациями и другими финансовыми учреждениями. Но чаще он участвует в выработке оперативных решений, дает указания о выдаче крупных кредитов, оценивает перспективных клиентов и т.п.

Как правило, в крупных банках имеется также большое число вице- президентов, которые отвечают за работу крупных отделов или региональных подразделений банка.

Очень важен в банке пост казначея. Он отвечает за непосредственное осуществление всех оперативных функций, являясь связующим звеном между главными отделами банка. По его указанию и с его разрешения производится учет и продажа векселей, акцептование тратт, индоссирование различных документов. Он дает разрешение на выдачу ссуд, прием депозитов, выдачу сберегательных книжек, осуществляет покупку ценных бумаг для банка, контролирует кассовые операции, несет ответственность за правильность банковской документации и отчетности.

Казначей является обязательным членом совета директоров и его постоянным секретарем. Основные различия между функциями президента банка и казначея заключается в том, что президент осуществляет общий контроль и надзор, а казначей практически руководит выполнением операций. Президент и вице-президент при этом имеют большую самостоятельность в принятии стратегических решений, а полномочия казначея ограничены уставом банка.
Даже в относительно небольшом банке казначей не может лично контролировать весь объем операций. Он имеет заместителей, которым передоверяет часть функций.

Еще два важных должностных лица – контролер и ревизор банка. Контролер возглавляет бухгалтерскую работу и отдел статистики. Кроме того, он занимается проблемами введения новых методов работы, автоматизацией и т.п.

Ревизор осуществляет комплексную и выборочную проверку работы банка, его отдельных подразделений. Его главная функция состоит в том, чтобы установить, нет ли злоупотреблений и растрат, выполняются ли все требования закона и устава банка в отношении операций и отчетности. О результатах проверок он докладывает совету директоров.

4 Организационная структура банка.

Структура банка, количество отделов, специализация служб, состав руководства, распределение полномочий и т.д. зависят от многих факторов, и определяется экономической целесообразностью. В общеорганизационной структуре банка можно выделить два типа отделов: отделы, выполняющие линейные функции, и отделы, выполняющие штабные функции.

Линейные отделы непосредственно заняты выполнением операционной работы, например, принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой ценных бумаг и т.д. Термин «линейный» характеризует характер связей этих отделов с высшими эшелонами банка. Линейные функции делегируются с высших этажей команд иерархии на низшие, что создает непрерывную «цепь команд» или
«линию» команд по вертикали, связывающую один уровень с другим.

Штабные отделы занимаются обслуживанием линейных отделов, оказывают им помощь для повышения эффективности их деятельности. Примером могут служит отделы планирования, кадров, юридический, статистики и т.д.

Теория менеджмента рекомендует четко разграничивать функции отделов разных типов и всегда иметь в виду, что штабные отделы обладают лишь правом оказывать помощь и давать консультации. Как правило, штабные отделы всегда выделяются в отдельный блок.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.


1 Типы банковской системы.

Практика знает несколько типов банковской системы:

. распределительная централизованная банковская система;

. рыночная банковская система;

. система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки.
Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой.
Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки – коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему
Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.
Различия между этими двумя типами системы представлены в Таблице 2.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего эмиссию денег. Его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.
Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых – обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Таблица 2. Сравнение распределительной и рыночной банковской системы.
|Распределительная |Рыночная банковская система |
|(централизованная) банковская | |
|система | |
|По типу собственности |
|Государство – единственный |Многообразие форм собственности |
|собственник на банки | |
|По степени монополизации |
|Монополия государства на |Монополия государства на банки |
|формирование банков |отсутствует, любые юридические и |
| |физические лица могут образовать |
| |свой банк |
|По количеству уровней системы |
|Одноуровневая банковская система |Двухуровневая банковская система |
|По характеру системы управления |
|Централизованная (вертикальная) |Децентрализованная (горизонтальная) |
|схема управления |схема управления |
|По характеру банковской политики |
|Политика единого банка |Политика множества банков |
|По характеру взаимоотношений банков с государством |
|Государство отвечает по |Государство не отвечает по |
|обязательствам банков |обязательствам банков, так же как |
| |банки не отвечают по обязательствам |
| |государства |
|По характеру подчиненности |
|Банки подчиняются правительству, |Центральный банк РФ подотчетен |
|зависят от его оперативной |парламенту, коммерческие банки |
|деятельности |подотчетны своим акционерам, |
| |наблюдательному Совету, а не |
| |правительству |
|По выполнению эмиссионной и кредитной операции |
|Кредитные и эмиссионные операции |Эмиссионные операции сосредоточены |
|сосредоточены в одном банке (кроме |только в Центральном банке РФ; |
|отдельных банков, которые не |операции по кредитованию предприятий|
|выполняют эмиссионные операции) |и физических лиц выполняют только |
| |коммерческие банки |
|По способу назначения руководителей банка |
|Руководитель банка назначается |Руководитель ЦБ РФ утверждается |
|центральной или местной властью, |парламентом. Председатель |
|вышестоящими органами управления |(Президент) коммерческого банка |
| |назначается его Советом |

Банковская система России находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система, так или иначе, происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого.
Рыночная система России, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать