В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.
Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство,
которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время в
России действуют два закона, прямо относящиеся к работе банков. Это
Федеральные законы «О Центральном банке РФ» (1995 г.) и «О банках и
банковской деятельности» (1996 г.). Помимо этого в систему банковского
законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты
банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных
платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. Банковская система не
может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские
ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях
экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для
значительных инвестиций не представляется возможным. В 1996 г. более 40%
российских предприятий являлись убыточными, остатки их денежных средств на
счетах, аккумулируемых банками, а также на счетах граждан были
незначительны. Все это сдерживает развитие банковской системы. На рынке
банковского продукта торговля кредитами, короткими деньгами (особенно после
кризиса межбанковских кредитов в августе 1995 г.) не занимала пока видного
удельного веса. Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными
карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной
технической базой российских банков.
2 Банковская система России в условиях становления рынка.
Кризис, начавшийся в середине 1998 г., подвел черту под длительным этапом экстенсивного развития российской банковской системы, который сам по себе не был однородным.
1 Эмиссионное развитие (1992 – 1995гг.).
Данный период характеризовался процессом создания огромного количества мелких банков (с 1.01.93 по 1.01.96гг. количество зарегистрированных кредитных организаций увеличилось с 1,7 тыс. до 2,6 тыс.). Это было обусловлено как низкими требованиями к стартовому капиталу банка при его создании, так и огромной привлекательностью банковского бизнеса, который очень быстро освоил возможности «делания денег» на инфляции и на постоянном падении курса рубля. Основными источниками доходов банковской системы стали: присвоение части эмиссионного дохода государства и перераспределение добавленной стоимости от реального сектора к банковскому посредством участия предприятий в уставном капитале банков, "бесплатного" использования банками средств на текущих и расчетных счетах. Ресурсы банковской системы формировались преимущественно за счет средств предприятий, доля которых в ее пассивах составляла в 1994г. 35%, а в 1995г. – 24%, что многократно превышало долю депозитов населения, обесценившихся в результате высокой инфляции
Этот период развития банковской системы закончился летом 1995г., когда
усилия правительства и ЦБ по нормализации макроэкономической ситуации
начали приносить свои плоды – инфляция быстро и устойчиво снижалась, курс
рубля стал повышаться в абсолютном значении. Столь резкое изменение
макроэкономической ситуации в первую очередь подорвало позиции тех банков,
которые не захотели изменить свои взгляды на экономические реалии.
Разразился банковский кризис, в ходе которого обанкротился целый ряд
относительно крупных российских банков (например, "Мытищинский",
Межрегионбанк, "Национальный кредит", "Глория-банк"). Основным его
проявлением выступил краткосрочный кризис ликвидности в банковской системе,
вызванный приостановлением работы московского межбанковского рынка.
Благодаря быстрой реакции ЦБ, «подпитавшего» банковскую систему
краткосрочными кредитами, и тому, что кризисные явления не породили паники
среди населения и не отразились на крупнейших банках страны, кризис не
превратился в угрозу банковской системе в целом. В это время в России
окончательно сложилась группа банков-лидеров, которые смогли установить
свой контроль над крупнейшими российскими предприятиями и создать
многофилиальные сети по обслуживанию клиентов. Одновременно в поведении
российских банков сформировались определенные стереотипы и модели, которые
впоследствии сыграли существенную негативную роль. Главным из них следует
признать недостаточное развитие непосредственно банковских услуг, в первую
очередь кредитования реального сектора, и чрезмерную концентрацию интересов
банков на финансовых рынках.
2 «Процветание» (1996 – конец 1997гг.).
Главной характеристикой этого этапа развития банковской системы стал
быстрый рост банковских инвестиций в государственные долговые
обязательства: в 1996-1997гг. объем вложений банков в государственные
бумаги увеличился более чем в три раза. Объемы и технология работы
важнейшего рынка государственных обязательств – ГКО-ОФЗ – позволяли его
участникам практически без затрат и в минимальный срок (дилеры получали
деньги в день продажи бумаг) обращать свои бумаги в денежные средства, что
делало ГКО-ОФЗ высоколиквидным инструментом. Предвыборная кампания 1996г. и
постоянная потребность федерального бюджета в "живых" деньгах обусловили
исключительно высокие уровни доходности государственных облигаций, не
соответствующие основным макроэкономическим показателям (уровню инфляции и
росту курса доллара). Российские банки стали активными покупателями не
только рублевых, но и валютных облигаций российского правительства. Начиная
со второй половины 1996 г. российские банки стали выступать активными
заемщиками на внешних финансовых рынках. Особенно широкое распространение
получили залоговые кредиты, которые обеспечивались пакетами ценных бумаг
(как правило, российскими валютными облигациями или акциями подконтрольных
предприятий). С одной стороны, к активным внешним заимствованиям банки
подталкивали относительно низкие уровни процентных ставок по внешним
займам, которые становились исключительно привлекательными в условиях
практически гарантированной стабильности курса рубля. С другой стороны,
объективное отсутствие существенных внутренних сбережений в российской
экономике не позволяло банкам всерьез рассчитывать на развитие своего
бизнеса без привлечения внешних ресурсов.
Поскольку российские банки являлись новыми партнерами для иностранных
финансовых институтов, предоставляемые последними кредиты были, как
правило, краткосрочными с возможностью пролонгирования. Таким образом,
заемщик рассчитывал на благополучное развитие ситуации и на длительное
пользование полученными ресурсами, кредитор же был уверен в том, что при
неблагоприятном ходе событий срок действия кредита быстро истечет.
Стабильность обменного курса позволила ведущим российским банкам превратить
заимствования на мировых финансовых рынках в главный источник роста и
компенсатор недостатка внутренних сбережений. Внешние заимствования
привлекались как в форме кредитов иностранных финансовых организаций, так и
путем выпуска собственных ценных бумаг, ставших важным источником средств.
Таким образом, постепенно российская банковская система попала в очень
сильную зависимость от внешнего мира и, следовательно, оказалась подвержена
курсовому риску, который никто не хотел принимать в расчет при ведении
повседневного бизнеса.
Таблица 3. Динамика российской банковской системы в 1997-1998гг. (в % к
ВВП).
|Показатели |01.01.97 |01.01.98 |01.01.99 |
|Всего активов |28,6 |29,5 |38,0 |
|Кредиты экономике |8,0 |9,4 |11,0 |
|Собственные средства |7,0 |6,4 |5,5 |
|Кредиты правительству |2,5 |5,7 |3,7 |
|Привлечённые депозиты |12,0 |13,5 |16,5 |
Российская банковская система традиционно отличалась недостаточным
развитием основных банковских функций – трансформации сбережений в
инвестиции и перераспределения ресурсов между секторами экономики, что
проявляется в низкой доле кредитов, особенно долгосрочных, в активах
банковской системы (Таблица 3). В середине 1997г. по мере снижения уровня
доходности на рынке ГКО-ОЗФ наметился определенный перелом в инвестиционной
политике банков, которые начали ограничивать свои вложения в
государственные ценные бумаги и увеличивать кредитные вложения. Но с
государственными бумагами продолжали работать практически все категории
банков. В 1996 – первой половине 1997гг. доля вложений банков (за
исключением Сбербанка РФ) в государственные ценные бумаги в совокупных
активах постепенно увеличивалась (с 7,1% на 1.01.96 до 12,2% на 1.07.97).
При этом доходность ГКО-ОФЗ была важным финансовым показателем для
российских банков. На эту доходность ориентировались основные финансовые
индикаторы других рынков (курсы акций, депозитные ставки и т.п.). Доля
доходов от вложений в государственные ценные бумаги по итогам 1997г.
составляла около 30%.
Если в 1995-1996гг. рост государственных заимствований финансировался преимущественно за счет привлечения банковской системой средств населения, то в 1997г. главным источником финансирования новых заимствований бюджета стали средства нерезидентов. Это предопределило повышенную чувствительность рынка государственного долга к возмущениям мирового финансового рынка и движению иностранного капитала и, следовательно, усиливало зависимость российской банковской системы от внешних факторов. Основным внутренним источником роста банковской системы стало увеличение депозитов населения, доля которых в совокупных пассивах действующих кредитных организаций увеличилась в 1996 – первой половине 1998гг. с 15 до 25% и превысила долю средств предприятий. Предпосылкой этого стали как стабилизация реальных доходов населения, так и повышение склонности населения к сбережениям в национальной валюте по мере роста доверия к рублю в условиях стабильности обменного курса. В то же время укрепление ресурсной базы банков за счет привлечения средств населения повысило требования к эффективности и надежности банковской системы. В отличие от средств предприятий эти ресурсы являются более дорогими (как вследствие выплаты более высоких процентов, так и в силу больших затрат на создание банковской инфраструктуры для работы с населением), что приводит к увеличению расходов банков. Кроме того, в случае возникновения кризиса средства частных лиц выводится из системы наиболее активно.