По этому принципу возможна лишь оценка регистрируемой безработицы.
Однако не должна оставаться без внимания скрытая безработица, которая по
оценке Государственной службы занятости, составила на конец 2000 года по
Российской федерации примерно 10% от экономически активного населения,
особая группа незанятой части населения – молодые люди в возрасте 14-16
лет, не получившие официального статуса безработных, но оказывающиеся в то
же время вне какого-либо учебного заведения и предприятия. Как правило,
активным поиском работы занимаются лица 22 лет и старше.
В региональном плане по степени напряженности рынка труда Чувашская
Республика относится к регионам с наиболее высокой долей официально
зарегистрированных безработных в трудовых ресурсах.
По возрастному составу рынок труда молодежи целесообразно разделить на
5 возрастных групп: 14-16 лет, 16-18 лет, 18-22 года, 22-25 лет, 25-29 лет,
так как эти группы различаются по уровням образования, наличию
профессиональных навыков и специальных знаний, по характеру предъявляемых
требований и мотивации при выборе направления занятости, по степени
адаптации на рынке труда. Для молодежи 14-22 лет выход на рынок труда
зачастую связан с проблемой «первого рабочего места». Это и выпускники 9-х
классов общеобразовательных школ, не желающие продолжать учебу, и
выпускники ПТУ, техникумов, вузов, получившие за время учебы определенные
теоретические знания и специальности, но не имеющие опыта работы.
Более активно на рынке труда действуют молодые люди 22-29 лет, уже имеющие определенный опыт работы по какой-либо специальности и желающие продолжать трудовую деятельность по этой же специальности.
Каждая возрастная группа существенно отличается от другой по характеру предъявляемых требований при выборе среды деятельности.
В настоящее время пользуются спросом специальности сферы обслуживания: бармен, повар, продавец, парикмахер и др., несмотря на то, что именно по этим специальностям очень незначительна возможность трудоустройства. За пределами республики пользуются спросом специальности строительных профессий, но их обучение существенно осложнено проблемой прохождения практики.
На основе опроса самих учащихся и их родителей определены новые перспективные специальности: продавец – владелец частного магазина; швея – владелец частного ателье; коммерсант оптовой и розничной торговли, хозяйка усадьбы, секретарь-референт со знанием иностранного языка, радиомеханик, столяр.
Значительные сложности с открытием новых специальностей заключаются в
отсутствии средств на приобретение учебно-производственного оборудования.
По этой же причине возникают серьезные проблемы самого существования этой
системы образования. Ее финансирование осуществляется за счет средств
федерального бюджета, которые зачастую поступают с большой задержкой и не в
полном объеме.
Так, например, поступления целевым назначениям на питание учащихся
денежных средств были полностью сняты на погашение долга за коммунальные
услуги. Если учесть, что стипендия учащихся до сих пор очень мала, то
проблема их содержания и обучения в системе профессиональных училищ стоит
очень остро. Коэффициент выбытия из ПТУ по различным причинам за последнее
время составляет в среднем 0,12. Среднее профессиональное образование на
базе 27 техникумов по 80 специальностям получают около 20 тыс. человек. В
1995 году начаты прием и подготовка студентов по 7 новым специальностям,
сориентированным на рыночный спрос и перспективу развития экономики
республики. Это специальности по национальному прикладному искусству; по
ремонту и обслуживанию радиоаппаратуры; по геологии и разведке полезных
ископаемых; по переподготовке мастеров начального профессионального
обучения.
Следует отметить увеличение удельного веса обучающихся по направлениям: экономика и право, транспорт и связь; снижение по направлениям: сельское хозяйство, здравоохранение, искусство.
Проблема занятости молодежи должна стать одной из первоочередных государственных проблем, государство обязано принять срочные меры смягчения жесткости ситуации на молодежном рынке труда. Учитывая тот факт, что рост безработицы непременно повлечет за собой сокращение сокращения поступлений в фонд занятости, надо иметь в виду, что вряд ли этих средств хватит на осуществление активных мероприятий по решению проблемы занятости молодежи, поэтому данная задача не может быть возложена лишь на структуры занятости.
Необходимо учреждение специального фонда поддержки профессионального образования молодежи, создаваемого за счет части средств, направляемых в фонд борьбы с преступностью, перечисляемых предприятиями в бюджет в виде налогов, а также добровольных отчислений юридических и физических лиц и других источников. Для эффективного использования средств этого фонда важна четкая профессиональная ориентация в соответствии с требованиями рынка труда.
Профессиональная ориентация является важным элементом программы
занятости молодежи. По данным Федеральной службы занятости России в
профориентационных услугах нуждается более 130 тыс. молодых людей Чувашии.
В этом вопросе следует выделить несколько важных мероприятий.
Прежде всего необходима исчерпывающая и доступная информация о рынке труда, содержащая сведения о вакантных местах, квалификационных требованиях, заработной плате, условиях труда, условиях приема на работу и др. должно быть предусмотрено регулярное широкое ее тиражирование в средствах массовой информации, что, безусловно, требует больших затрат, но является необходимым для создания условий наиболее полной профессиональной ориентированности молодежи. По оценке социологов, около 90% молодых людей абсолютно не ориентируются в потребностях и состоянии рынка труда.
Профориентация должна носить, несомненно, долговременный характер.
Между предприятиями и службой занятости должен заключаться договор, в
соответствии с которым, с одной стороны, предприятия, перспективу своего
развития, обязаны сообщать службе занятости сведения о потребности в
работниках определенных профессий и квалификации с последующим их
трудоустройством, а с другой – служба занятости обязана подготовить
соответствующих работников или предложить их из числа состоящих на учете
безработных для работы на этом предприятии. Для заинтересованности
предприятий в заключении договора с службой занятости необходимо в
законодательном порядке предусмотреть систему налоговых льгот. Такая мера
необходима, так как в настоящее время только 30% предприятий сообщают в
службу занятости сведения о вакансиях на рабочие места. В связи с этим
отсутствует полная картина о состоянии рынка труда в республике.
Организация центров профессионального консультирования, профессиональной диагностики, профессиональной ориентации и психологической реабилитации и адаптации к рыночной экономике.
В настоящее время профориентационная работа ведется в основном со школьниками. Что касается работы со взрослым население, в том числе с выпускниками средних специальных учебных заведений и вузов, демобилизованными и рядов вооруженных сил, то она находится явно не на удовлетворительном уровне. Сказывается недостаточная подготовка кадров профконсультантов и отсутствие профессионально составленных методических разработок.
Необходимо создание разветвленной инфраструктуры по профориентации и психологической поддержке населения, в том числе создание модельного центра, основными задачами которого в соответствии с «Положением ФСЗ о модельном центре» является научно-методическое и информационное обеспечение профориентации, профессионального консультирования и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения, включая молодежь, как наиболее уязвимую категорию.
Профориентационная работа должна проводится с обязательным включением в структуру службы занятости групп психологической поддержки. В силу психологических особенностей, молодые люди более оптимистичны, чем люди старшего поколения, легче адаптируются к перестройке экономических и социальных условий в обществе, гораздо чаще готовы рисковать с целью получения высокого заработка, пусть и без дальнейших гарантий; у них достаточно высока потенциальная трудовая мобильность. Однако из-за низкого уровня трудовой мотивации и из-за стремления найти работу с высоким заработком, именно эта категория граждан чаще всего оказывается в числе безработных. Особенно это касается лиц, впервые появляющихся на рынке труда с целью отыскания для себя «первого рабочего места».
Социальные исследования показывают, что почти 90% выпускников средних
школ собираются продолжить образование, однако менее 50% из них уверены в
правильности выбора профессии, немногим более 6% высказывают сомнения по
поводу своих способностей и только 5% психологически готовы идти работать.
В результате многие молодые люди оказываются неподготовленными к
действительности и после «рухнувших надежд» не могут найти свою нишу на
рынке труда. В этом и могут помочь психологи-профессионалы молодым людям.
На наш взгляд, будет полезным создание координационного совета по
профориентационной работе с молодежью, в состав которого войдут работники
службы занятости, министерств образования, промышленности, сельского
хозяйства, труда и занятости, представители банковских структур,
промышленных предприятий, предприниматели. Создание единого центра
профориентации, выполняющего роль методического центра, позволит
скоординировать работу районных профессионально-консультационных отделений
(пунктов), проводить обучение консультантов этих отделений с применением
специальных методик для работы с молодежью.
Кстати, студенты-старшекурсники, будущие педагоги, психологи могут
привлекаться к работе по профориентации, тестированию молодежи, и эта
работа может одновременно зачитываться как производственная практика.
Недостаток информации о состоянии рынка труда, зачастую поверхностная
профориентационная работа не позволяет молодым людям верно сориентироваться
в выборе будущей профессии.
В последнее время явно наблюдается перенасыщение рынка трудовых
ресурсов специалистами экономического профиля, инженерных специальностей.
Ситуацию можно смягчить, предложив, например, молодым инженерам пройти
переподготовку для дальнейшей работы преподавателями информатики, физики,
труда.
Профессиональное обучение, подготовка и переподготовка незанятой
молодежи в целях повышения трудового потенциала и конкурентоспособности на
рынке рабочей силы является важным направлением в формировании рынка труда.
Профессиональное обучение должно способствовать тому, чтобы молодой
человек, пришедший на рынок труда, уже имел определенный багаж
теоретических знаний и некоторые профессиональные навыки по избранной
специальности. Лицам же, считающимся, в силу ограниченных умственных
возможностей, не способным к высококвалифицированному и интеллектуальному
труду, необходимо обеспечить условия получения элементарных
профессиональных навыков, позволяющих им найти свое место в обществе и
открывающих дальнейшую жизненную перспективу. Эта работа должна проводиться
в несколько этапов и по различным направлениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8