Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений
p> В системе среднего образовательного комплекса целесообразно возродить положительно зарекомендовавшие себя в прошлом учебно-производственные навыки по определенной специальности. Учащимся, успешно сдавшим квалификационные экзамены избранной специальности, должен выдаваться соответствующий документ. Финансирование УПК может осуществляться из нескольких источников: за счет базовых предприятий, для которых готовятся соответствующие кадры, за счет сборов на нужды образовательных учреждений из бюджетов различных уровней и пр.

Прежде всего, необходимо создать сеть образовательных учреждений, работающих по договору со службой занятости:

- учебные подразделения предприятий с возможностью последующего трудоустройства молодых людей эти предприятий;

- частные и коммерческие образовательные учреждения, получившие лицензии.

При этом в законодательном порядке необходимо предусмотреть ответственность образовательных учреждений за качество подготовки специалистов.

Создание учебных и социально-деловых центров службы занятости для поддержки молодых людей, желающих организовать свое собственное дело, не только помогающих адаптироваться к рыночным условиям, но и способствующих поиску интересов, осуществляющих обучение, консультирование по вопросам правового и экономического характера.

Необходимо предусмотреть организацию выездных учебных центров в сельскую местность.

Важным элементом профессионального обучения является организация опережающего обучения лиц, не являющихся еще безработными. Эта работа должна проводиться Республиканской службой занятости и созданным координационным советом. Организация профессионального образования может быть эффективной только при четком формировании службой занятости социального заказа для системы профессионального обучения, основанного на потребностях рынка труда.

Профессиональное обучение в зависимости от характера предполагаемой деятельности и от уровня подготовленности молодого человека может длиться от двух недель до одного года, соответственно и затраты на обучение различны. Однако нельзя не понять, что затраты, связанные с профессиональным обучением, не может осилить лишь фонд занятости, эту ношу со службой занятости должны разделить местная администрация, банки, предприятия, предприниматели и сами обучающиеся.

С отменой обязательного распределения выпускников учебных заведений молодой специалист оказался совершенно беззащитным перед угрозой безработицы. Предприятия не заинтересованы в сотрудниках без стажа и опыта работы. Именно для поддержки молодых специалистов и предлагается и предлагается проведение «молодежной практики», суть которой заключается во временном трудоустройств молодых специалистов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями. Молодой специалист-практикант принимается на работу на основании 6 месячного договора-контракта.

Критерием отбора предприятий должна быть экономическая стабильность, перспективность развития, наличие условий для проведения полноценного теоретического и практического обучения, согласие после окончания практики принять практикантов на постоянную работу.

Затраты на подобные мероприятия высоки, но за относительно короткий период трудовой адаптации молодой специалист может стать вполне конкурентоспособным, отвечающим требованиям предприятия специалистом.

Для координации этой работы должны быть объединены усилия и финансы службы занятости, Министерства образования, профсоюзов, городской и районных администраций, общественных организаций, в том числе студенческих объединений, молодежной биржи труда.

Создание молодежных кооперативов. Такие кооперативы должны преимущественно создаваться на льготных условиях из числа выпускников и старшекурсников высших и средних специальных учебных заведений, которые могли бы выполнять работы по договорам с предприятиями и отдельными гражданами. Создание таких кооперативов, помимо организации дополнительных рабочих мест, помогло бы молодым специалистам в какой-то степени не только сохранить, но и приобрести дополнительные навыки полученной ими специальности.

Создание специализированной молодежной биржи труда было полезным в организации занятости молодежи: информация о вакансиях, подбор временных рабочих мест, организация «молодежной практики», проведения ярмарок вакансий, организация клубов занятости и др., т.е. приведение в равновесие рынка труда.

Инициативу по созданию такой биржи прежде всего должна проявить учащаяся молодежь. Несомненно, это найдет поддержку службы занятости,
Министерства образования, городских и районных администраций, предпринимателей, банковских структур, предприятий, которые вполне могут быть учреждениями этих бирж.

Проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. На этих ярмарках работодатели могли бы предлагать вакантные рабочие и учебные места. Здесь же могут быть организованы экспресс консультации специалистов по профориентации, психологов, юристов, сразу оформлены заявки на подготовку нужных специалистов, могут заключаться договоры о взаимовыгодной профориентационной работе.

Создание временных и общественных работ должно предусматривать временную занятость молодых людей всех возрастных групп и уровней профессиональной подготовленности.

Учащиеся ПУ также имеют возможность временно трудоустраиваться; работать либо в учебных мастерских, либо по месту прохождения практики.

Целесообразно сочетать создание временных рабочих мест с временным прохождением производственной практики.

Возможно широкое привлечение молодежи к работе по социальному обслуживанию одиноких престарелых граждан и инвалидов, с оплатой их труда по договору за счет средств фонда занятости и Министерства социальной политики. Эта акция, несомненно, будет иметь положительный эффект; во- первых, повышение уровня социальной поддержки инвалидов и престарелых; во- вторых, материальная поддержка молодежи; в-третьих, воспитательный характер.

Временные общественные работы не требуют выплат пособий при увольнении, при этом не предусматриваются социальные льготы временным работникам.

Организация вторичной занятости удобна при формировании новых рабочих коллективов, для желающих работать в свободное от основной работы или учебы время, для совместителей, а вновь создаваемые организационно- производственные структуры получают возможность тщательного отбора кадров и подготовки их к конкретным производственным условиям.

Обеспечение условий для самостоятельной занятости, удовлетворение потребности быстро растущего частного сектора экономики, сферы предпринимательства к решению этой проблемы должны привлекаться структуры службы занятости, молодежные организации, так как при открытии собственного дела люди обычно испытывают не только финансовые и материальные трудности, но и трудности организационного характера. Безусловно, для организации самостоятельности молодежи, не имеющей даже стартового капитала, должны быть разработаны система субсидирования и льгот, система финансовой поддержки.

Возможность выхода на пенсию людей в предпенсионном возрасте должна способствовать трудоустройству работоспособной молодежи. Служба занятости может взять на себя частичное или полное финансирование этой акции, выплачивая лицам, досрочно вышедшим на пенсию, определенную сумму при условии что на вакантные места будут приняты молодые люди, зарегистрированные в службе занятости. В этом случае служба занятости вместо пособий по безработице выплачивает пенсию до момента официального выхода людей на пенсию по возрасту. Предприятия могут в свою очередь выплачивать определенную сумму к пенсии, выплачиваемо службой занятости.

В целях стимулирования участия предприятий в финансировании мероприятий, смягчающих напряженность на рынке труда молодежи, целесообразно в законодательном порядке предусмотреть, например, налогооблагаемой базы этих предприятий при исчислении налога на прибыль на сумму, направленную на финансирование этих мероприятий.

Глава II: Анализ сложившейся ситуации на бирже труда.

Прежде чем показать колебание численности безработных, рассмотрим структуру рынка труда в годы спада и годы бума.

Конъюнктуру на рынке труда можно взять, сравнивая те годы, когда фактический выпуск намного превышал потенциальный (1973г – последний период), с теми, когда имел место глубокий спад (1982г). Разница между этими периодами показывает то, как деловые циклы воздействуют на уровень, причины продолжить и распространение безработицы.

|Демографическая группа |Уровень безработицы в |Распределение |
| |различных группах |безработицы по |
| | |различным группам (% от|
| | |общего числа) |
| | | |
| |Бум (1973г)|Спад |Бум (1973г)|Спад |
| | |(1982г) | |(1982г) |
|По возрасту: |14,5 |23,2 |28,5 |18,5 |
|16-19 лет |3,8 |8,6 |71,5 |81,5 |
|20 лет и старше | | | | |
|По полу: |3,3 |8,8 |51,8 |58,5 |
|Мужчины |4,8 |8,3 |48,2 |41,5 |
|Женщины | | | | |
|Все работники | | | | |

В этой таблице показано то, как варьируется безработица по различным группам во время подъемов и спадов. В первых двух колонках отражены различия в уровне безработицы среди различных групп в 1973 и 1982гг.

Формирование рыночных отношений в России неизбежно привело к формированию рынка труда и как следствие к экономической нестабильность и безработице.

Структура экономически активного населения.
|Показатели |1992г |1993г |1994г |1995г |
|Экономически активное | | | | |
|население | | | | |
|- всего млн. человек |75,5 |76,5 |75,5 |75,6 |
|В том числе | | | | |
|- занятые в экономике |67,1 |67,7 |66,7 |66,1 |
|- ищут работу (безработные) |8,4 |8,3 |8,8 |9,5 |
|В процентах к экономически |11,1 |10,9 |11,7 |12,6 |
|активному населению | | | | |
|Численность безработных на |3,6 |4,1 |5,2 |6,5 |
|конец года, млн. чел. | | | | |
|В процентах к экономически |4,8 |5,4 |6,9 |8,6 |
|активному населению | | | | |
|Осталось на учете на конец |252 |715 |1252 |2000 |
|года, млн. чел. | | | | |

Оказание посреднических услуг в трудоустройстве гражданам, обратившимся в органы службы занятости.
|Показатели |1992г|1993г|1994г|1995г|1996г|1997г|1998г|1999г|2000г|
|Численность | | | | | | | | | |
|граждан, | | | | | | | | | |
|обратившихся в | | | | | | | | | |
|органы | | | | | | | | | |
|Службы занятости|2,4 |2,3 |3,7 |5,1 |5,3 |4,6 |4,7 |4,3 |4,7 |
|Трудоустроено |0,7 |0,9 |1,2 |2,2 |2,3 |2,4 |2,4 |2,8 |3,2 |

Как видно из приведенной выше таблицы, численность граждан, которые обратились в службу занятости за указанный ряд лет, колеблется, а именно до
1996г она возрастает, а с 1997г – хотя и не равномерно, но начинает снижаться, что говорит о том, что появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства. Показатель же трудоустроенности за 1992-
2000гг заметно увеличился, то есть намечается возрастание потребности в работниках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать