Второй вопрос: откуда намечается получить эти деньги и в какой форме?
Третий вопрос: когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них?
Ответ на первый вопрос вытекает из самого раздела. А вот ответ на второй вопрос — тема для особого разговора. Практически здесь речь должна идти о том, какую долю необходимых средств можно и нужно получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала. Соотношение этих двух источников финансирования - задача, не имеющая однозначного решения. Слишком уж много факторов здесь влияют на все заинтересованные стороны. Если же попытаться выделить какие-то основные моменты, то они состоят в том, что банкиры обычно стараются уменьшить свой риск, полагая, что нести его должны главным образом владельцы предприятия и инвесторы-акционеры. Поэтому финансирование через кредиты предпочтительнее для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих (и действующих успешно) предприятиях. С одной стороны, от таких предприятий банкиры не будут требовать повышения платы за кредит, т.к. риск вложений здесь не слишком велик, а с другой - не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, т.к. в качестве него могут выступить имеющиеся активы.
Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал.
Наконец, что касается третьего аспекта данного раздела - оценки сроков возврата заемных средств, - то это требует проведения и включения и бизнес-план специальных расчетов, которые дают возможность определить срок окупаемости вложений.
Проведенный анализ для полноты его представления в общей структуре бизнес-плана и корректности расчетов следует изложить в следующей форме.
ФИНАНСЫ
Инфляция и процентные ставки
Существует 2 основных способа учета инфляции в деловых предложениях.
Один состоит в том, чтобы сделать все расчеты с учетом нулевого уровня инфляции и предположить, что инфляция воздействует на доходы и расходы одинаковым образом.
Другой метод состоит в том, чтобы оценить уровень инфляции и представить расчеты на прогнозируемый период в их действительных значениях. Важно, чтобы анализы чувствительности дали лучшее понимание воздействия уровня инфляции, чем то позволяют сделать выполненные прогнозы.
В разделе "Финансы" необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:
· позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков;
· поток наличности: позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.
Очень важно понять, что не существует автоматической зависимости между прибыльностью бизнеса и его способностью генерировать наличные средства. Фактически какой-то бизнес может быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду нехватки наличных средств. Другие предприятия могут показывать убытки в бухгалтерской документации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективы развития бизнеса. Это вызвано рядом причин. Приведем 2 из них в качестве примера:
• постепенный износ оборудования (амортизация) является действительной стоимостью продукции, но при этом не требуется наличных средств до тех пор, пока не возникает необходимость в приобретении новых единиц оборудования;
• по мере расширения бизнеса возникает необходимость в большем оборотном капитале для увеличения запасов и кредитования клиентов. Данное увеличение наличных средств необязательно ведет к немедленному росту прибыльности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Финансовый раздел бизнес-плана состоит из 3 основных финансовых отчетов:
• балансовый отчет (снимок финансовой платежеспособности бизнеса);
• счет прибылей и убытков (дает информацию о прибыльности);
• отчет о потоке наличности (дает информацию о способности бизнеса генерировать наличные средства и выполнять свои финансовые обязательства).
Продолжительность плана
Не существует стандартного периода планирования. Фактически различные виды деятельности требуют различного периода планирования. Например, предложенному бизнесу в области лесного хозяйства могут потребоваться десятилетия для возврата первоначальных инвестиций, в то время как заем на покупку удобрений на этот год мог бы доказать жизнеспособность предприятия в течение одного года.
Правило "большого пальца" состоит в том, что продолжительность периода планирования должна быть достаточной для генерирования проектом необходимых наличных средств. Это означает, что в прогнозе потока поступления наличных средств постоянно превышают наличные платежи без привлечения дополнительных внешних источников финансирования.
Частота планируемого периода
Весь планируемый период должен быть разделен на несколько временных отрезком, для того, чтобы:
• проиллюстрировать, развитие бизнеса;
• выявить любой критический период, в течение которого бизнесу возможно потребуется финансовая поддержка.
В целом балансовый отчет и счет прибылей и убытков составляются на годовой период, а прогноз потока наличности разрабатывается ежемесячно.
Одно из направлений бизнеса
В случае, когда компания уже существует, бизнес-план будет подготавливаться, для того чтобы оценить жизнеспособность нового бизнеса в структуре имеющейся деятельности компаний.
При этом потребуются, два вида финансовой отчетности:
• показывающей жизнеспособность нового проекта,
• и о бизнесе в целом.
Фактически второй финансовый отчет требуется, для того чтобы продемонстрировать, что доход от проекта не будет использоваться только для покрытия убытков по другим видам деятельности компании.
Включите все налоги в расчеты: налог на продажу, налог на социальное обеспечение, налог на прибыль и др.
Некоторые банки требуют квартальный или ежемесячный счет прибылей и убытков. Выясните их требования прежде, чем будете составлять бизнес-план.
Примите во внимание кривую изучения: если продукция является новой на рынке, потребуется некоторое время для достижения полной мощности и максимальной производительности. Никогда не будьте излишне оптимистичными.
ОЦЕНИТЕ РИСК
Авторы бизнес-плана должны предвидеть все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, их источники и момент их возникновения. После этого необходимо разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать. Чем глубже Вы проработаете эту проблему, тем выше будет к Вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят (и дают деньги) не тому, кто оптимистично утверждает, что его дело беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предугадывать "камешки" на своей дороге и объяснить, как он собирается конструировать свой "автомобиль" и вести его по дороге, чтобы не слететь в кювет. А подобных рисков, к сожалению, множество: от пожаров и землетрясений до забастовок и межнациональных конфликтов, изменений в налоговом регулировании и колебаний валютных курсов. Конечно, вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. От Вас требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для Вас наиболее вероятны и во что они (в случае их реализации) могут Вам обойтись.
СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Обзор и краткие выводы
• Цель плана.
• Ваши потребности в финансах, их природа; для каких целей они необходимы.
• Краткое описание бизнеса и его целевого рыночного сегмента.
• Что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес Ваших конкурентов?
• Что именно должно вызывать доверие к Вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководящей группы и т. д.).
• Выдержки из основных финансовых предложений.
2. Компания и отрасль, в которой она занята
• Основные направления и цели деятельности компании.
• История компании.
• Прошлые успехи компании.
• Характеристика отрасли промышленности, к которой относится Ваш бизнес.
3. Продукция (услуга)
• Описание продукции (услуг) и их применения.
• Отличительные качества или уникальность продукции (услуг).
• Технология и квалификация, необходимые в Вашем бизнесе.
• Лицензии и патентные права.
• Будущий потенциал.
4. Рынки
• Покупатели.
• Конкуренты (их сильные и слабые стороны).
• Сегменты рынка.
• Размер рынка и его расширение.
• Ваша оценочная доля на рынке.
• Состав Вашей клиентуры.
• Основные характеристики продукции (услуг) или их уникальность.
• Особые характеристики рынка.
• Влияние конкуренции.
5. Маркетинг
• Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции или услуг) — основные характеристики продукции (услуг) по сравнению с конкурирующими.
• Ценовая политика.
• Торговая политика.
• Реклама и продвижение продукции на рынке.
• Политика поддержки продукции (услуг).
• Проявление интереса со стороны вероятных покупателей
6. План и развитие (если они соответствуют направленности Вашего
бизнес-плана)
• Стадия развития.
• Трудности и риск.
• Совершенствование продукции (услуг).
• Разработка продукции (услуг) в будущем.
7. Производство и производственные операции
• Расположение помещений.
• Оборудование.
• Объем продукции (услуг).
• Источники поставки основных материалов, оборудования или рабочей силы.
• Использование субподрядчиков.
• Природа производственных процессов — машинное оборудование и критические точки.
8. Менеджмент
• Владельцы предприятий, директора и основной руководящий состав.
• Экспертиза и отчетные материалы (детальные анкетные данные в качестве приложения).
• Вознаграждение руководящего состава.
• Краткие выводы по планированию количества персонала и расширению штата.
• Обучение, подготовка.
• Консультанты, советники, менеджеры.
9. Потребности в финансировании
• Необходимые фонды и время их получения.
• Предлагаемые варианты сделок.
• Ожидаемый уровень воспроизводства.
• "Пути выхода" на инвесторов.
10. Основные пункты финансового плана, степень риска
• Основные пункты финансового плана (объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т. д.).
• Комментарий к финансовому плану.
• Риск и каким образом его можно избежать.
11. Подробный финансовый план (поквартально на 3-5 лет)
• Прибыль и убыток.
• Анализ вкладов и рентабельности.
• Анализ состоянии наличности (ежемесячно в течение первого года).
• Анализ устойчивости.
• Балансовый отчет (раз в год).
12. Наиболее часто встречающиеся пункты приложений
• Технические данные по продукции.
• Подробности патентных документов и т. д.
• Сообщения консультантов по продукции или рынкам.
• Анкетные данные руководящих работников.
• Сведении о порядке и методе проведения опросов и исследований.
• Организационная схема.
• Отчет но ревизии бухгалтерских документов.
• Ф.И.О. бухгалтеров, юрисконсультов и банкиров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринов В. А. «Бизнес-планирование: учебное пособие.» - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 272С.