Центральное правительство обычно выпускает облигации деноминированые в национальной валюте в постоянном номинальном количестве: двухлетние обязательства на €30 миллионов, трехлетние обязательства на €44 миллиона, и пятилетние обязательства на €107 миллионов (и был только один выпуск пятилетних обязательств).
Активность первичного бондового рынка Латвии ограничена емкостью финансового рынка.
Правительственные бонды выпускаются в нескольких частях. В конце 2000 года было семь выпусков облигаций центрального правительства (шесть внутренних выпусков и один – на внешний рынок - евробонды). Внутренние долговые ценные бумаги были проданы на аукционе, проведенные Банком Латвии.
Вторичный рынок государственных долговых обязательств имеет низкий оборот, поскольку инвесторы, купив облигации, держат их до срока погашения и редко продают. Стабильность в стране делает правительственные бонды особенно привлекательными для пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни.
Вторичный рыночный товарооборот уменьшился с 1998 – 2000 годы. В 1998, краткосрочные бонды активно использовались в операциях рынка денег, но, в 2000 году, выпуск краткосрочных бондов уменьшился, так же, как и их ценность на рынке денег.
Что касается распределения сектора, доля облигаций, выпущенных денежно-кредитными финансовыми учреждениями в ценности сделок, увеличенных с 0% в 1998 до 9% в 2000 году. Распределение срока погашения показало, что, на вторичном рынке, доля долгосрочных правительственных облигаций увеличилось с 66% в 1998 до 87 % в 2000.
Правительственные долгосрочные долговые ценные бумаги в основном продаются на OTC рынке (95% в 2000 году), а данные о сделках сообщаются на Рижской Фондовой Бирже. Рижская Фондовая Биржа начала торговлю правительственными облигациями в третьем квартале 1999 года.
Еженедельные обороты на вторичном бондовом рынке составляли в 2001 году €2.85 миллионов, а в 2002 году €1.41 миллионов.
Наиболее ликвидными правительственными бондами являются пятилетние бонды, деноминированые в латах в основном благодаря массовости их выпуска и их доступности. К началу 2003 года сумма выпущенных пятилетних бондов была в 2.6 раза выше, чем общая эмиссия трехлетних бондов и в 7.3 раза выше, чем эмиссия не правительственных бондов со сроками погашения от пяти до десяти лет.
Латвия выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года 1.5% от ВВП. Выполняется критерий по правительственному долгу, который составил 14.6% от ВВП.
Уровень средней долгосрочной процентной ставки Латвии к августу 2004 года составил 4.03% и по этому показателю Латвия выполняет критерий по конвергенции долгосрочных процентных ставок. В целом Латвия не выполняет критерий по среднему уровню инфляции, которая составила на конец 2004 года 6,2%, что означает невыполнение критерия по ценовой стабильности. Пороговым уровнем инфляции является 2.4%.
2.10. Эстония
Эстонский рынок долговых обязательств является наименьшим из всех стран новых членов ЕС и по абсолютным показателям и в проценте от Валового Внутреннего Продукта (3%).
2.10.1. рис.
На рынке есть только несколько не погашенных правительственных долговых обязательств в местной валюте (EEK), и они имеют не большой объем и короткую остаточную продолжительность. Следовательно, невозможно найти долговые обязательства, соответствующие всем критериям конвергенции. ECB вместе с национальным центральным банком Эстонии исследовал очень близко эстонский финансовый рынок, чтобы найти возможный заместитель. Вследствие чего был найден, самый сопоставимый индикатор, полученный из процентной ставки банковских ссуд: взвешенная средняя процентная ставка по ежемесячным новым бизнес ссудам, денаминированным в кронах, выданных внутренним нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам, с первоначальной продолжительностью более 5-и лет.
Этот индикатор только до некоторой степени выполняет согласованные статистические понятия. Индикатор был довольно устойчив с начала 2003 года. 12-месячное среднее значение в феврале 2004 - 4.9%.
Индикатор долгосрочных процентных ставок 2.10.2. рис.
На начало 2001 года объем рынка долговых обязательств в Эстонии, составил €123 миллионов, или 2 % от ВВП (2.10.1. рис.) [2]. Из них:
- 52 % долговых обязательств были выпущены нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями,
- 27 % - денежно-кредитными финансовыми учреждениями и
- 21 % - правительством.
Большинство долговых ценных бумаг, выпущенных правительством были деноминированы в национальной валюте (99.8 %). Не было выпущено никаких ценных бумаг в евро и только 0.2% в других валютах (2.10.3. рис.).
2.10.3. рис.
В конце 2000 года, почти половина долговых обязательств, выпущенных государством в национальной валюте (49%) имели срок действия от 5 до 10 лет, 26% - от 1 до 5 лет, 15% - 10 и более лет и 10 % имели срок действия до одного года (2.10.4. рис.) [2].
2.10.4. рис.
Объем рынка долговых обязательств на конец декабря 2002 года составил €235 миллионов или 3% от ВВП (2.10.1. рис.). Из них:
- 18 % долговых обязательств выпущено нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми учреждениями,
- 32 % были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями и
- 50 % государством.
Правительственные бонды не являлись движущей силой в развитии небанковского финансового рынка Эстонии, вследствие благоразумной финансовой политики. Поэтому, рынок долговых обязательств в Эстонии - прежде всего, развивается на основе потребностей в основном частного сектора, первичный рынок которого главным образом, состоит из частных размещений, вторичный же рынок в Эстонии очень скромный.
В 2002 году центральное правительство выпустило евробондов на сумму €100 миллионов, большинство долговых обязательств, выпущенных центральным правительством деноминировано в евро (86%). Остающиеся 14% центральных правительственных бондов были выпущены в национальной валюте - в эстонских кронах (EEK).
В конце 2002 года 93% долговых обязательств выпущенных государственным управлением имеют продолжительность жизни от 5 до 10 лет; 3% от 10 и более лет и долговые ценные бумаги со сроком действия от 1 до 5 лет составили 4% от общего количества.
Согласно структуре сроков действия долговых обязательств в национальной валюте, выпущенных государственным управлением, в Эстонии не имеют место краткосрочные долговые обязательства сроком действия до 1-го года. Наибольшая часть правительственных облигаций (49%) в национальной валюте имеют продолжительность, пять лет или больше, но меньше десяти лет. Долговые ценные бумаги с продолжительностью жизни от одного до пяти лет составляют 28% от общего объема. Наименьшая часть (23%) составляла долговые обязательства с первоначальным сроком действия от десяти лет и больше (2.10.5. рис.) [3]. К 2004 году в Эстонии стали вновь выпускаться краткосрочные долговые обязательства до 1-го года (2.10.6. рис.) [4] (стр. 33).
2.10.5. рис.
2.10.6. рис.
В 2001 году наблюдается заметное уменьшение показателей в деятельности первичного рынка. Общая сумма эмиссий упала от €155 миллионов в 2000 году до €74 миллионов в 2001 (2.10.7. рис.). В 2002 году, общая сумма выпущенных долговых обязательств составила €309 миллионов, из которых €100 миллионов составляли новую эмиссию центральных правительственных евробондов, внесенных в список Люксембургской Фондовой Биржи.
2.10.7. рис.
Выпуск долговых обязательств нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями составил:
- 59% на первичном рынке в 2000,
- 48 % в 2001 и
- 18 % в 2002.
Выпуск денежно-кредитных финансовых учреждений составил:
- 40 % в 2000 году,
- 42 % в 2001 году и
- 49 % в 2002 году.
Выпуск государственных бондов увеличился от 2% в 2000 до 33 % в 2002, в основном новые выпущенные правительственные долговые евробонды были со сроком действия больше пяти лет.
Главным методом выпуска долговых обязательств в Эстонии является частное размещение.
Вторичный рынок долговых обязательств в Эстонии довольно скромный. Деятельность вторичного рынка оставалась слабой в период между 2000 и 2002 годами, со средним ежедневным объемом сделок 0.6 миллионов евро в 2000 году, €0.2 миллиона в 2001 и €0.4 миллионов в 2002 году.
В соответствии распределения сектора, наиболее высокая пропорция среди имеющихся в продаже долговых обязательств в 2000 году были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями (55%). Эта цифра уменьшилась до 9 % в 2001 и увеличилась снова до 58% в 2002 году. Долговые ценные бумаги, выпущенные нефинансовым и не денежно-кредитным финансовым корпоративным сектором, составили 44% от всех сделок в 2000 году, 82% в 2001 году и только 37% в 2002 году. Доля долговых обязательств, выпущенных центральным правительством и другими государственными управлениями, среди всех сделок составили: 1% в 2000, 9.1% в 2001 и 4.5% в 2002.
Долговые обязательства, выпущенные государственным управлением, в основном, были долгосрочными бондами. В 2002, все долговые обязательства продавались на нерегулируемом рынке (OTC), за исключением 2% фонда долговых обязательств (Compensation Fund) которые продавались на Таллиннской бирже ценных бумаг (HEX Tallinn). Евробонды центрального правительства в размере €100 миллионов были проданы на Люксембургской бирже.
Бондовый рынок Эстонии не оказывает какого-либо заметного воздействия на рост экономики и не учитывается как конвергенционный индикатор после вступления в Европейский Союз и ожидаемого вступления в Еврозону. Главная цель правительства в фискальной политике поддерживать сбалансированный бюджет в среднесрочной перспективе, что должно быть результатом низкого долгового уровня относительно ВВП. Правительство имеет общий долг на уровне 5.3% относительно ВВП к началу 2004 года.
Эстония выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года +0.5% от ВВП. Выполняется критерий по правительственному долгу, который составил 4.8% от ВВП.
Как уже упоминалось в начале этой главы, в связи с тем, что Эстония имеет очень ограниченный правительственный долг, и определить гармонизацию правительственных бондов со сроком обращения 10 лет не представляется возможным. Для Эстонии в качестве индикатора берется средний уровень процентных ставок по новым кредитам, выдаваемым компаниям и частным лицам на срок более пяти лет. Этот уровень составил в Эстонии между мартом 2003 и февралем 2004 года 4.9%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13