Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации

Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации

смотреть на рефераты похожие на "Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации"

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Омский государственный аграрный университет

Гуманитарный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Дефицит государственного бюджета в Российской Федерации»

Выполнил: ст.12-ой группы

гуманитарного факультета

Щербань Владимир Григорьевич

Проверила: доцент кафедры экономики

Бобрикова Татьяна Алексеевна

Омск-2002

Содержание

Введение _____________________________________________ 3

Глава I. Основные подходы к бюджетному дефициту________ 7

1. Дефицит государственного бюджета_________________ 8

2. Концепции бюджетной политики___________________ 12

Глава II. Бюджетный дефицит и государственный долг______ 16

Глава III. Федеральный бюджет и его дефицит в РФ_________ 25

Глава IV. Анализ некоторых последствий кризиса и возможные перспективы_______________________ 32

Заключение___________________________________________ 34

Список использованной литературы______________________ 36

Введение

В 1980-х экономический кризис, охвативший ряд стран Восточной
Европы (включая СССР) потребовал от их правительств реформ в области управления экономической, либерализации и развития рыночных управлений.
Конкретно для СССР в 1981-1985гг. По сравнению с периодом 1996-1970гг.
Темпы прироста национального дохода снизились с 7,7% до 3,5%; производительности труда с 3,5% до 3%; прирост доходов на душу населения снизился с 5,9% до 2,1% [1;стр. 704-705]

«Причин такого снижения темпов роста много... велико было военное бремя Советского Союза, лишавшее гражданский сектор его экономики управленческих, научных и инженерных кадров,... истощение высококачественных и наиболее доступных естественных ресурсов вело к их постоянному удорожанию;... сочетание высокой доли работников, выходящих на пенсию, с низким уровнем рождаемости вызвало замедление роста численности рабочей силы;... самое важное – создание в сталинскую (так в тексте) эру механизма централизованного планирования устарели и стали неэффективными... сталинская модель... оказалась неэффективной, невосприимчивой к новым требованиям более зрелой и более сложной (чем в период индустриализации) экономики. Проблемы... проявились также и в качественных показателях.

... Технология производства и технический уровень капиталистического оборудования в СССР считался устаревшим... Экономические показатели советских предприятий носили преимущественно количественных характер в результате чего качеству продукции придавалось второстепенное значение. Советская система сумела обеспечить потребителям некогда обещанного изобилия. Потребление на душу населения в СССР составляет лишь1/3 по уровня в США, а многие потребительские товары первой необходимости хронически дефицитны». [2; стр. 15,16,50]

Осуществление реформ в РФ до последнего времени проводилось без долгосрочной стратегии развития, “ощупью, наугад, без честных представлений о целях и рубежах” [3]. Изрядная спешка правительства в этом вопросе объяснялась стараниями «элиты», сконцентрировавшей в своих руках значительные капиталы в период «первоначального накопления», не допустить реставрации советского строя даже в «модернизированном» виде во избежание возможного «передела» собственности (денационализации). Отсюда – готовые зарубежные модели и схемы из учебников макроэкономической теории, без должной проработки и адаптации этих мер к российской действительности, и общего характера реформы не подкреплялись на местном уровне конкретными микроэкономическими мерами. Однако среди «верхов» не было единства в лишениях о том, как и какими методами следует повести перестройку экономики. Потому «шоковая терапия», как в Польше, не получилось, точнее, она катастрофически затянулась. Но на чисто экономические решения здесь повлияла политика – сделать невозможным возврат к старому, а там будь что будет, и борьба политической партии и группировок.

Основными направлениями экономических реформ в РФ стали приватизация (разгосударствление экономики) и либерализация цен, в результате проведения которых значительные усиления потребовались для стабилизации финансов (укрепление курса рубля, борьбу с инфляцией).

Корни сегодняшних проблем в РФ (неудовлетворенное состояние промышленности, низкие темпы роста ВНП) уходят не только в существовавшую централизованную систему хозяйствования и ее наследие монополизм и техническую отсталость, нерациональное размещение средств производства, но и прежде всего в просчеты, допущенные правительством в 1990-е годы, так как советская система уже довольно давно демонтирована.

Рыночная экономика предполагает наличие развитой финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовый механизм занимает важное место в структуре государства, так как через него государство и предприятия образуют и используют фонды денежных средств, необходимых для их деятельности. Несмотря на имевшееся место в последнее время позитивные сдвиги в государственной политике и структуре экономики (предприятие бюджетного и Налогового кодекса хотя и не лишенных недостатков, но упорядоченных ранее сумбурную нормативно-правовую базу; в 2000 году в условиях роста цен на традиционные экспортные товары РФ из-за снижения курса 12% ВВТ, а обвальная девальвация 1998 года позволила Центро банку увеличить золотовалютные резервы (в страну потекли валютные инвестиции), увеличились поступления от экспорта из-за снижения курса доллара по отношению к рублю, укрепив курс последнего, что позволило Центро банку эмитировать дополнительную массу денег. Российские производители получили таким образом преимущество перед импортерами зарубежных товаров. На 2001 год был принят бездефицитный бюджет, сбалансированный по сумме 1187 миллиардов рублей. Сохраняются позитивные тенденции и в настоящее время [4; стр. 69-71]. Государственный бюджет на 2002 год с профицитом, 68566, в миллионов рублей из которого пойдут на погашение государственного долга, а остальные 109765,3 миллиона рублей – на создание финансовых резервов) [см.
6 стр.], что показывает определенную эффективность проводимой политики финансовой стабилизации (Россия получила в 2000 – 2001 году подарок из-за благоприятной коньюктуры на рынке резусов, и теперь следует с умом распорядиться этой форой). Как мне кажется, причиной недостаточной эффективности стабилизации экономики является все же недостаток денег, а не всегда рациональное экономное их использование и отсутствие аппарата контроля за расходованием бюджетных средств, равно как и системы наказаний для лиц, нарушающих порядок использования средств.

Тема этой работы – дефицит бюджета – на сегодняшний день не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняется актуальность поскольку большинство экономических проблем ведут именно к нему. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета успешно преодолен, не значит, что он остался в прошлом на всегда и не повторяется в будущем.

В литературе эта проблема освещается довольно подробно, что не удивительно. О бюджетах, бюджетном процессе, меж бюджетных отношениях пишут многое и многое: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, как на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Хотя экономисты в основном исследуют не саму проблему бюджетного дефицита, а ее причины. Основной трудностью было систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные данные, поднять проблемы дефицита госбюджета в 1992 –
1999 годах и выявить перспективы. В этом и заключается цель данных работ.

Глава I. Основные подходы к бюджетному дефициту.

«Бюджетный сапог тесен всем – даже тем кто его стачал» В.Н. Ленин

1. Дефицит государственного бюджета

Центральное место с финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Есть несколько определений бюджета: Так, М.В.
Романовский указывает, что «бюджет» - это система императивных отношений
(денежных), в процессе которых образуются и используется бюджетный фонд.
Является центральным звеном системы финансов и потому отражает все основные качественные признаки финансов. «Строго говоря, «бюджетом» не следует называть документ – смету финансовых расходов и доходов государства, который правильнее назвать «баланс»;... «бюджетным планом» или «раписью», в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно» [7; стр. 12,13]. Далее используется традиционная трактовка указанных понятий, определенных существующим законодательством. Основными функциями бюджета являются образование и использование бюджетного фонда (финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальная политика) и контроль за обращение и использование бюджетных средств. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы; осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной коньюктуры и осуществляемой экономической политикой политики.
Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. Основные статьи расходов: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а для РФ – еще обслуживание внешнего государственного долга.

Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

1) Прямые, косвенные налоги и сборы. В доходах государства они составляют 80-90% [8; стр. 58]. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, это

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать