Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически неуправляемый и неподконтрольный рост объемов облигационных займов Субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти последствия дефолта, поскольку территориальные займы выпускаются в основном под залог имущества и земли.
Расходы на погашение с обслуживании государственного долга в 1994
году составили 5,6% бюджетных расходов; в 1995 году – 9,2%; в 1996 году –
13%; в 1997 году – 14,8%.
Эти показатели показывают удорожание государственного долга и увеличение бюджетных средств на его обслуживание, а значит – сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. В такой ситуации лучше не привлекать новых займов, а направлять усилия на увеличение срока обращения ценных бумаг, регулирование их до холодности и снижение ставки рефинансирования.
Глава III. Федеральный бюджет
и его дефицит в РФ
Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджетная система России состоит из
трех звеньев: федерального бюджета: бюджетов субъектов Федерации и местных
бюджетов. Структура консолидированного бюджета РФ включает в себя 1
Федеральный, 21 Республиканский, 55 краевых и областных, 10 окружных, 29
тысяч местных бюджетов, 2 бюджета городов федерального значения и 1 бюджет
автономной области. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ являются
государственной (центральное и региональной властей соответственно)
собственности, местные бюджеты – муниципальной. Неотъемлемой частью
бюджетного процесса РФ является перераспределение средств – бюджетное
регулирование, осуществляемы из вышестоящих к нижестоящим бюджетам.
Бюджетно-финансовая политика РФ включает налоговую политику, увязанную с
бюджетно-налоговой политикой субъектов федерации и с денежно – кредитной
ценовой и валютной политикой РФ. Начиная с 1990 года состояние федерального
бюджета начало критически ухудшаться. К 1992 году дефицит бюджета достиг
30% ВВП, на территории СССР в то время 15 Центробанков республик проводили
свою бюджетную политику. Золотой запас сократился с 4 тыс. т. до 289, в т.
(по источнику 4). Дисбаланс государственных расходов и доходов были связаны
в основном с падением объемов производства (в первом квартале 1993 по
сравнению с первым кварталом 1992 года произведенный национальный доход
сократился на 19%) [9;стр.276] и его эффективности увеличением
государственных расходов на социальные программы и расширением социальных
льгот, а также с несовершенством налоговой системы. При рассмотрении
таблицы 5 где сравниваются показатели бюджетной политики в разных группах
стран, нетрудно заметить, что важнейшая особенность экономики РФ в 1992 –
1996 – высокие темпы роста дефицита, эмиссии и инфляции в результате
бюджетной мягкости и бюджетной политики.
Таблица 5
|Показатели |Развитие страны|Развивающиеся |С переходной |
| | |страны |экономикой |
| |1992 - |1996 |1992-199|1996 |1992-19|1996 |
| |1996 | |6 | |96 | |
|Дефицит бюджета, % |-2,5 |-2,1 |-2,9 |-3,0 |-7,0 |-2,9 |
|ВВП | | | | | | |
|Темпы прироста |47,6 |17,9 |3,5 |4,4 |193,7 |28,2 |
|Опережение темпа |41,4 |11,6 |1,6 |2,4 |197,8 |23,9 |
|прироста реального | | | | | | |
|ВНП, % | | | | | | |
|Темпы инфляции, % |31,7 |12,6 |2,4 |2,3 |223,6 |14,9 |
|Темпы прироста |6,2 |6,3 |1,9 |2,0 |-4,1 |4,3 |
|реального ВВП, % | | | | | | |
Для РФ в 1992-1996 показатели составляют / для 1996 показатели.
Дефицит бюджета: -12,0/-13,1.
Темпы прироста:283,7/53,6
Опережение темпов прироста реального ВВП:292,9/59,6
Темпы инфляции:685,3/31,9
Темпы прироста реального ВВП:-9,2/-6,0
Источник: данные МВФ и Госкомитета РФ[14; стр.40].
В1997 федеральный бюджет РФ оказался в критическом состоянии,
особенно по исполнении его доходной части (57,7% к 11.1996г.). Из таблицы
5мы видим, что в странах с эмиссией ниже 4% в год ВВП на душу населения
растет до 1,9% в год; при эмиссии – 4-15% - 1,8%; от 15 до 30% - 17%; 30-
100% - 0,4% при темпах эмиссии свыше 100% в год- экономический спад в
среднем до 22% в год. В РФ максимальным темпам эмиссии (в 1992-499%)
Соответствовали максимальные темпы спада, в 1996-1997 годах переходом стали расти реальный спрос на деньги, уровень монетизации экономики и кредитные вложения в экономику. Финансовый кризис 1998 года сорвал этот процесс.
Таблица 6
Бюджетный дефицит (в % к ВВП) в РФ
|Годы |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |2000 |2001 |
|Доход |17,7 |14,7 |12,7 |14,3 |12,7 |12,4 |12,3 |14,9 |15,4 |
|Расход |47,2 |24,5 |24,5 |19,2 |20,1 |18,4 |14,1 |16,5 |15,4 |
|Дефицит |-29,5 |-9,8 |-11,8 |-4,9 |-7,4 |-6,0 |-2,8 |-1,6 |0 |
Рассмотрим более подробно один из периодов временного промежутка на
государственный дефицит бюджета в Российской Федерации: период с начала
1996 года по август 1997 года.
Основные предпосылки бюджетных кризисов РФ были заложены в исходной
модели экономических реформ еще в 1991 году и по мере нарастания кризиса
все более четко проявлялись через бюджетную систему. Экономический кризис в
период 1996-1997 годов деформировал систему налогов и между бюджетных
отношений до такой степени, что все изменения в то время предложения о
оптимизации налоговой системы и бюджетного устройства нашли абстрактный и
отвлеченный характер. Снижения в тот момент ежемесячных темпов инфляции при
сохранении объемов ВВП «промышленного производства, ухудшения финансового
состояния предприятия лишь усугубило ситуацию налоговой системы России в
1997 году, где основную роль играла НДС, была ориентирована в основном на
пополнение за счет инфляционных доходов. Именно поэтому бюджетный кризис не
совпал с началом кризиса неплатежей, а проявился в условиях сокращения
темпов роста инфляции, когда налогооблагаемая база сократилась за счет как
сжатия массы прибыли, так и за счет уменьшения инфляционного роста цен.
Критическое состояние доходной базы усугубилось и перекосом расходов
бюджета на первое полугодие 1996 года в результате решений Правительства в
период предвыборной компании, носящих выраженный политический и
коньюктурный характер.
Таблица 7
Исполнение консолидарного бюджета РФ в % к ВВП
| |1996 |I |II |III |IV |V |VII |
|Налоги и платежи |20,97|12,99|14,15 |16,07 |18,39 |19,7 |19,43|
|Неналоговые доходы |2,83 |2,32 |2,65 |2,51 |2,43 |2,51 |2,64 |
|Всего доходы |24,9 |15,31|16,8 |18,58 |20,82 |22,21 |22,07|
|Всего расходов и ссуд |29,7 |18,22|20,11 |23,5 |25,31 |26,21 |26,76|
|Бюджетный дефицит |4,17 |2,91 |3,31 |4,92 |4,49 |4,0 |4,69 |
В июле 1997 года произошло увеличение величины задолженности в
федеральный бюджет по налогам поступлениям до 85 триллионов рублей в итоге.
Усилиями налоговых служб удалось погасить 43 триллиона, в том числе до 35
триллионов рублей налогоплательщики погасили добровольно после предъявления
им требования. По исполнению доходной части федеральный бюджет отказался к
критическом состоянии. Объем налоговых поступлений на ноябрь 1996 год
составил лишь 57,7% проектировок [15; стр. 79]. В первом полугодие 1996
года также предприняли меры по мобилизации средств в бюджет: реализация
государственных займов на 6,4 триллионов рублей; изъятие в бюджет прибыли
Центробанка (5 триллионов рублей), конвертация валюты на 17,2 триллиона
рублей [15; стр. 79]. В приложении к Федеральному закону “О федеральном
бюджете на 1997 год” “Поквартальном распределении расходов и источников
финансирования дефицита федерального бюджета на 1997 год” даны такие цифры:
Всего расходов – 529765200,0 миллионов рублей
Всего доходов – 434365100,0 миллионов рублей
Дефицит федерального бюджета – 95400100 миллионов рублей.
Из-за нехватки средств правительство прибегло к займам. В 1996 году финансового рынка в бюджет было привлечено свыше 30 триллионов рублей чистой выручки (за вычетом расходов на погашение займов) [15; стр. 79]. Для повторения таких мер в 1997 году уже не было условий. Из-за нехватки средств расходы федерального бюджета сократили на 40% только за первые 10 месяцев; в 1996 году расходы были не дофинансированы в целом на 30%, особенно сильно урезали ассигнования на науку, промышленность, энергетику, здравоохранение, инвестиции, финансовую помощь субъектам РФ. Одновременно превысили плановые расходы на создание пенсионного фонда, угольную промышленность, сельское хозяйство и оборону [15; стр. 79]. Основным источником финансирования бюджета остались внешние займы. Однако неисполнение утвержденного Федеральным собрание бюджета по сути означало откол государства от исполнения своих важных функций регуляции “открыло дорогу злоупотреблениям.
В начале 1996 года экономика РФ в острую фазу кризиса. Произошло
падение потолка поступлений налогов с 21,0% ВВП на конец 1995 года до 16,6%
ВВП на 01.02.1996 год [16; стр. 8]. Налоговые доходы консолидированного
бюджета к середине 1996 года вновь достигли 19% ВВП, однако потребности
централизации ресурсов для реализации общегосударственных путей в
современном обществе требует более высокой доли централизации финансовых
ресурсов, который на конец 1996 года был ниже, чем в Японии - в 1,58 раз;
в США – в 1,9 раз; в Канаде и ФРГ – в 2,47 раз; во Франции и Италии – 2,9
–3 раза. Неплатежи и уклонений предприятий от налогов создали все
возраставшее удержание потенциальных бюджетных ресурсов
консолидированного бюджета РФ в оборотных предприятий и в задолженности.
Все уровни бюджетной системы смогли аккумулировать в 01.04.1996 года –
140,5 триллионов рублей, при просроченной задолженности предприятий
государству 70,8 триллионов рублей и дефиците консолидированного бюджета в
39,2 триллионов рублей [15; стр. 8].
Таблица 8
Просроченная кредиторская задолженность предприятий, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в триллионах рублей на 1996 год
|В % к |Количество |Просроч-я |В том числе|В |Во |По |
|прядущем|имеющих |кредиторска|поставщикам|бюджет |внебюд-ж|зарплат|
|у месяцу|задолженност|я сумма | |(в |етные |е |
| |ь | | |т.ч.) |фонды | |
| |предприятий | | | | | |
|Январь |14179 (80%) |262,4 |131,4 |66,6 |34,0 |18,4 |
| | |(110%) |(107%) |(116%) |(194%) |(136%) |
|Февраль |46576 (103%)|276,4 |137,2 |67,6 |40,3 |15,8 |
| | |(105%) |(104%) |(102%) |(119%) |(86%) |
|Март |47728 (103%)|297,6 |145,5 |66,6 |45,8 |17,2 |
| | |(108%) |(106%) |(99%) |(114%) |(109%) |
|Апрель |48194 (109%)|323,2 |158,1 |70,8 |50,9 |18,1 |
| | |(109%) |(109%) |(106%) |(111%) |(105%) |
На спад налогового поступления повлияло постоянно ухудшающееся финансовое состояние предприятий. Сказывается также сокрытие доходов субъектами хозяйственной деятельности и недопоступления налогов и прочих финансовых платежей от субъектов РФ [16; стр. 8].
IV. Анализ некоторых последствий кризиса и возможных перспектив
Дефолт 1998 года послужил толчком к разрешению ряда проблем в экономике и к изменениям в социальной сфере. Для частного бизнеса, например:
1) Изменился спрос товаров широкого потребления (берут больше отечественные); из сделок вытеснили посредников и мелких производителей; уменьшилось число взяток чиновников: формализация отношений (заключение контрактов) и уровень отбора и контроля управленческого аппарата, окрепла установка на короткую игру и накопления валюты.
2) Социальные установки ориентировались на быстрое решение проблем, здоровое самоограничение уровня жизни; бреши на рынке, появившиеся в результате банкротства фирм, заполнили новые производители, началось активное внедрение инноваций.
3) В психологическом плане вырос скепсис, пессимизм, осторожность в отношениях с государством и другими субъектами хозяйствования
[26].
Для Сибири основные последствия в том, что в условиях спада производства в общем по РФ увеличилась доля Сибири в промышленном производстве страны: см. таблицу 9
Таблица 9
Доля Сибири в % в промышленном производстве РФ
| |1990 |1991 |1992 |1994 |1996 |1998 (8 мес.)|
|Сибирь |16,2 |17,2 |23 |22 |23,5 |23,1 |
|Западная Сибирь |10,5 |10,8 |15,4 |14,3 |16,2 |16,3 |
|Восточная Сибирь |5,7 |6,4 |7,6 |7,7 |7,3 |6,8 |
Но при этом в 1995 году промышленный уровень объемов производства
упал до уровня начала 1970-х, а в 1998 составил 60% уровня 1986 года. По
сравнению с 1990 годом, уровень 1997 составил 51% [Н.В. Бобымва, Ю.С.
Ершов, Л.В. Мельникова. Экономика регионов Сибири в 1990-х ЭКО, 7, 1999
г.]. Положение в крае усугубляется развитием ВПК, полностью технологических
процессов, отсутствие средств и развитых связей с рынком. Однако следует
помнить, что в условиях кризиса, охватившего государства, любой его регион
может рассчитывать на преуспевание лишь в крайне ограниченных временных
рамках. Ресурсы Сибири и их экспорт позволили уменьшить темпы спада, а не
преодолеть его. И поэтому, хотя Сибирь и является лидером по количеству в %
среднего класса с доходом 300-1000$ (50%), её ВВП с 1990 по 3. 1998 год
упал до 52-55% дореформенного.
Еще одним последствие – уже для РФ вообще – явилось
разгосударствление экономики: за 1997 год позиции государства сократились в
промышленности на 6%, в сельском хозяйстве - на 3,8%, в образовании – на
6,9%, СМИ – 0,4%, ЖКХ – 13,4%, НТР – 1,4%.
Налицо стабилизация экономики, но ее поддержание зависит от политики государства в этом вопросе – мы слишком повязаны с ценами на нефтепродукты на мировом рынке.
Заключение
Экономика стала стабильной
(из речи М. Касьянова на пленарном заседании
Государственной думы 2001 год)
Подводя итог, можно определенно сделать вывод о преодолении кризиса бюджетной политики.
Уже бюджет на 2000 год был сформулирован с дефицитом всего в
размере 1,08% ВВП (57872,1 миллионов рублей) при доходах 7972000,9 и
расходах 855073 миллионах рублей. Собираемость налогов за 2001 год при
снижении их ставок и расширении налоговой базы выросла на 1,5 раза, без
контроля для бюджета. Кредитование реального сектора в 2002 году выросло на
60%, золотовалютные резервы ЦБ на 10 миллиардов долларов. Прекратился рой
долгов по зарплате и рост задолженности предприятий. Есть надежды, что
бюджет на 20002 год, принятый с профицитом 1,6% ВВП (расходы 1947386,3
миллионов рублей, доходы 2125718,2 миллионов рублей) окажется вполне
реалистичным и выполнимым [6].
Уже достигли: сокращения диспропорций минимальной обеспеченности
регионов, дополнили общее нормативное регулирование экономики
административным; сократили количество программ совместного финансирования;
увеличили взаимную ответственность бюджетов разных уровней. Далее следует
проводить жесткую бюджетную политику с усиление контроля за использование
средств; сократить государственные расходы и государственные закупки;
ввести ренту на сырьевые ресурсы (на нефть поднять её с 22% до 50%).
Сделать составление плана бюджета белее подробным, прозрачным и гласным.
Сократить число регионов, дотационных, закрепив законодательно статус
“северности”. По возможности, не привлекать внешние займы. Инвестировать не
“как можно больше”, а “сколько и куда конкретно нужно”.
Россия исчерпала свой лимит на радикальные преобразования, потому
все дальнейшие реформы проводить медленно, осторожно и постепенно, учитывая
специфику страны. Так же следует как можно быстрее завершить войну в Чечне,
съедающую изрядную часть средств: например, аналогичное политике “санации”
(Польша, 1920-е) замирание.
Список использованной литературы
1. “История. Большой справочник для абитуриентов” Сб. М. “Дрофа”,
2000г.
2. «Экономика» в 2-х томах, т.1. Кэмпелл Р. Макконнел; Стенли Л.
Брю; 11-е изд.М. « Республика», 1993.
3. В.В. Путин. Россия на рубеже тысячелетия// Рос. Газета от
31.12.1999.
4. Социально-экономические проблемы Росси. Сб. Спб.»Норма».2001.
5. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год с приложениями М. «Воскресенье»2000.
6. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год с приложениями М. «Воскресенье»2002.
7. Ред.: М. В. Романовский: О.В. Врублевский. « Бюджетная система
РФ» Уч. М. «Юрайт».2002.
8. Современная экономика: общедоступный учебный курс. Ростов-на-
Дону: «Феникс», 1996.
9. В.Д. Камаев и др. Учебник по основам экономической теории
(Экономика). М. «Владос», 1994.
10. Бюджетные отношения в РФ: Новые подходы к анализу и правовому регулированию. Под ред. В. И. Ленина, А. Н. Швецова. М., «Фрмула права»,2001.
11. Федеральный закон о федеральном бюджете на 1997// Российская газета от 4.03.1997.
12. И.О. Подпорина О проекте федерального бюджета на 1997//
“Экономист”,1996.
13. С.В. Казанцев Год 1997: замедление спада? //ЭКО; 3-1998.
14. А. Илларионов Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики,
№12,1996.
15. Е. Строев Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики//Вопросы экономики,№1, 1997.
16. В. Коков, Ю. Любимцев Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы//Экономист, №11,1996.
17. Ю. Степанов, Т. Еремина Проблема финансовой стабилизации, неплатежи//Экономист,№9,1996.
18. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям//Вопросы Экономики: №1,1996.
19. И. Подпорина Современные проблемы бюджетного регулирования//Экономист,№7,1996.
20. Экономика. Учебник под ред. А.С. Булатова М.; Изд-во БЕК;1996.
21. С. Большаков Финансовая политика в условиях кризиса//Финансы,
№2, 1993.
22. Л. Павлова Бюджетное финансирование и проблема государственного долга.// Экономист,№4,1994.
23. Ю. Бобылев Промышленный спад, структура производства.//
Экономист, №12,1996.
24. О. Богачева Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов.//Вопросы экономики,№6,1996.
25. В. Горегляд, И. Подпорина Бюджетный кризис и пути его преодоления.// Российский экономический журнал,№10,1996.
26. С.Ю. Бирюкова Кризис 1998 и российский бизнес.// ЭКО, №4,2000.