1. единая идеология, мобилизующая население;
2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;
3. государственная монополия на средства массовой информации;
4. репрессивная политическая система;
5. всеобщее доминирование государственной собсвенности на все средсва производства.
Предпосылкой возникновения тоталитаризма явилось положение классиков
марксизма о необходимости введения на переходный период от капитализма к
социализму, для подавления сопротивления буржуазии, диктатуры пролетариата.
Но, как показал исторический опыт, в течение короткого времени диктатура
пролетариата может превратиться в диктатуру правящей партии, затем в
диктатуру узкого круга партийных лидеров, наконец, в диктатуру одного
человека.
Существенной чертой КАС является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.
В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради накопления. В основе управления производственным процессом лежало директивное планирование. Система централизованного планирования была создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных изменений. Она была разработана, чтобы олеспечить стратегию ускоренной индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие принципы, как:
1. директивность – обязательность для исполнения;
2. адресность – доведение заданий до конкретного исполнителя;
3. ценрализованность – распределение плановых заданий из единого центра.
Централизованное плановое задание включает директивы по регионам, отраслям, отдельным предприятиям. После принятия план принимает форму закона и его неисполнение ведет к административной, уголовной и партийной ответственности. Социалистическому планированию теоретиками приписывалось такое существенное свойство, как научность. Но на практике через планирование реализовывались политические и экономические установки правящей партии и, как правило, не учитывались объективные экономические пропорции. С помощью пятилетних и годовых планов Госкомитет по планированию, отраслевые министерства, другие ведомства пытались управлять темпами экономического роста, структурными преобразованиями в экономике, распределением материальных ресурсов. Но, как показал опыт, директивное централизованное планирование подавляет хозяйственную инициативу.
В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются цены, нормы оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Имея номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно определить их перечень из единого центра физически невозможно. Директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие подобные случаи, когда нужно быстро сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства сложность и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического развития.
В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим
предприятиям не дают разориться, а поддреживают их «на плаву», путем
перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому
отсутствуют стимуды для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных
предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них
все равно отберут часть прибыли для помощи отстающим предприятиям.
Следовательно, характерной чертой КАС является система экономического
иждивенчества.
Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конокуренция и возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем.
В условиях централизованного распределения ресурсов существовали постоянные завышеные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую.
В производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения
патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за
экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, отдельных
трудящихся. В таких условиях деформируется природа экономических стимулов.
Ими фактически выступают государственные дотации, субсидии и тому подобные
льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой. Экономическое
положение предприятия не связано с его рентабельностью. Государство
безвозмездно компенсирует предприятию его потери и избавляет от
необходимости бороться за свое существование.
Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства и в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР.
При внешнем отсутствии безработицы была скрытая безработица, завышенные штаты работников практически на всех предприятиях, и как следствие, низкая повсеместная производительность труда.
Финансовая политика играла пассивную роль: она замыкалась на задаче
обеспечения государственнызх предприятий финансовыми стедствами,
необходимыми для выполнения плановых заданий, которые устанавливались в
натуральных показателях. Кредитно-денжная политика также не играла
активной, независимой роли. Монолитная государственная банковская система
кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от
предприятий и населения и занималась эмиссией денег. Средства на счетах
предприятий контролировались отраслевыми министерствами и потому не могли
использоваться свободно. Процентные ставки поддерживались на очень низком
уровне и не играли практически никакой роли в распределении финансовых
ресурсов. Бюджетная политика была подчинена плану, бюджетные средства
расходовались на поддержку госпредприятий без ограничений. Тем не менее, до
80-х годов консервативная бюджетно-налоговая политика и административный
контороль за расходами предприятий предотвращали возникновение серьезных
макроэкономических перекосов.
Чтобы повысить экономическую самостоятельность предприятий и обеспечить положительную динамику экономического роста, были попытки введения хозрасчета: предприятия должны были сами окупать свои расходы за счет собственных доходов. Но хозрасчет носил формальный характер, так как все нормативы (по размеру прибыли, оставляемой предприятию, величине фонда зарплаты и др.) устнавливались из центра. Отсутствовало свободное ценообразование. Предприятия получили только небольшую экономическую свободу. Желаемый результат не был достигнут.
В сельском хозяйстве произошла алминистративная коллективизация как
результат экспроприации частной собственности, зачастую насильственное
объединение крестьян в колхозы и совхозы, контролируемые государством.
Средства из сельского хозяйтсва в огромных количествах выкачивались для
проведения индустриализации. Колхоники длительное время работали за
трудодни и были лишены права покинуть свои хозяйства, т.к. им не выдавались
паспорта.
В отношениях распределения основной недостаток КАС заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных, трудовых. Деньги объективно не могли выполнять те же функции, что и в рыночной экономике. Поэтому распределение осуществляется не в соответствии со сложившимися спросом и предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях процветает взяточничество.
В рыночной экономике размер заработной платы определяется в процессе
конкуренции с учетом соотношения спроса и предложения на рынке труда. В
КАС она административно устанавливается и ограничивается государством
посредством нормативов, поэтому не является стимулом к
высокопроизводительному труду и проявляется одновременно в уравниловке и
привилегиях.
В отношениях обмена господствовала особая форма рынка: административный рынок с выхолощеными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны: централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена, т.к. отсутсвовали рынки ценных бумаг, капитала, земли, не было и рынка труда.
Были деформированы и отношения потребления. Потребители средств производтсва и товаров народного потребления – предприятия и население – были фактически лишены права выбора. Предприятия, жестко прикрепленные централизованной системой распределения к «своему» единственому поставщику ресурсов или комплектующих изделий, не могли менять поставщиков и покупателей своей продукции по содственному усмотрению. Господствовал принцип: «бери, что дают», невзирая ни на качество, ни на цену.
Для населения особенности потребления характеризовались тем, что жилье,
ощественный транпорт, основные продукты питания были дешевыми, но все
потребительские товары отличались низким качеством. Рост номинальных
денежных доходов населения и «замаороженные цены» на большинство видов
товаров явились причиной того, что совокупное предложение товаров и услуг
количественно и качетвенно отставали от платееспособного спроса населения.
Население фактически было лишено права выбора товаров и услуг,
обеспечивающих его потребности. В условиях стабильных цен и роста денежных
доходов населения расширяется сфера «черного рынка», растут цены на нем.
Одновременно, как показывает опыт СССР и других стран с командной
экономикой, широкое распространиние получает нотмированное (карточное,
талонное) распределение благ и услуг. Таким образом, отношения потребления
в КАС характеризуются скрытым снижением жизненного уровня населения,
всеобщим дефицитом.
Для КАС также своайственно отсутствие интереса в повышении производительности труда, снижении себестоимости, расширении ассортимента товаров, качественной работе, во внедрении достижений НТР.
Внешняя торговля осуществлялась государственными внешнеэкномическими
оргоанизациями, не конкурирующими друг с другом. Свободный план внешней
торговли являлся неотъемлемой чатью общегосударственного плана, в котором
объем экспорта определялся на базе объема импорта, необходимого для
выполнения плановых заданий в приорителных отраслях экономики.
Обособленность структуры внутренних цен от мировых достигалась путем так
называемого выравнивания первых за счет системы налогов и субсидий во
внешней торговле, которая сводила роль официального курса к чисто учетной
функции.