та Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа
не производилась и Банк России начинал процедуру реализа-
ции заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали
пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3
ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем
году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных
ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка
России по реализации этих бумаг, затем — задолженность бан-
ков по кредиту и процентам и в последнюю очередь — суммы
пеней за неисполнение обязательств.
Депозитные операции. Это операции по привлечению в де-
позиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России
привлекать временно свободные денежные средства банков и
тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный
рынок.
Валютное регулирование осуществлялось с помощью валют-
ной интервенции, под которой понимается купля-продажа Бан-
ком России иностранной валюты на валютном рынке для воз-
действия на курс рубля, суммарный спрос и предложение ва-
люты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк
России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
Если предложение валюты превышало спрос, то Банк Рос-
сии покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря
значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России.
Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню,
равному финансированию трехмесячных объемов импорта. В таблице[11] 3.2. указаны данные по движению наличной иностранной валюты в банках РФ.
В условиях роста российской экономики, замедления темпов инфляции, восстановления финансового и валютного рынков, увеличения золотовалютных резервов в последние годы были созданы предпосылки для либерализации системы валютного регулирования и валютного контроля. Опираясь на международный опыт и учитывая уроки кризиса 1998 г., Банк России исходил из предпочтительности постепенной и взвешенной либерализации валютного законодательства, сопровождаемой мерами по укреплению банковской системы, совершенствованию банковского регулирования и надзора, повышению эффективности фискальной системы и системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
В 2001-2002 гг. Банком России были предприняты шаги по упрощению
(переводу с разрешительного на уведомительный) порядка проведения валютных операций движения капитала. Принятые меры имели целью способствовать решению таких важнейших задач, как стимулирование привлечения иностранного капитала в российскую экономику и развития интеграционных процессов со странами СНГ. В этих целях с июля 2001 г.
Банком России был введен уведомительный порядок проведения юридическими лицами-резидентами валютных операций на сумму до 10 млн. долл., связанных с прямыми инвестициями в страны СНГ, а с октября 2001 г. - уведомительный порядок привлечения резидентами (не являющимися кредитными организациями) от нерезидентов финансовых кредитов и займов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней.
Наряду с этим, в целях создания более комфортных условий для развития российского бизнеса в октябре 2002 г. вместо ранее действовавшего разрешительного был установлен уведомительный порядок открытия юридическими лицами-резидентами счетов в иностранных банках для обслуживания деятельности их представительств за пределами Российской
Федерации.
В рассматриваемом периоде были приняты меры, направленные на развитие рыночных принципов функционирования внутреннего валютного рынка.
Одним из важнейших таких решений, принятых на законодательном уровне, стало снижение с августа 2001 г. норматива обязательной продажи экспортерами валютной выручки с 75% до 50%. Целью данной меры являлось создание условий для увеличения валютных активов, остающихся в распоряжении экспортеров, и снижение их издержек по приобретению иностранной валюты. Основываясь на результатах более чем годовой практики ее применения, Банк России в условиях макроэкономической и финансовой стабильности, сильного платежного баланса и в целях оптимизации финансовой деятельности экспортеров с 1 декабря 2002 г. отменил требование об осуществлении обязательной продажи валютной выручки исключительно на межбанковских валютных биржах и предоставил экспортерам право ее продажи на межбанковском рынке, либо непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.
Таблица 3.2.
[pic]
Установление ориентиров роста денежной массы. Банк Рос-
сии устанавливал минимальные и максимальные границы при-
роста денежной массы на контрольный срок.
Прямые количественные ограничения — установление лими-
тов на рефинансирование банков, проведение кредитными ор-
ганизациями отдельных банковских операций. В качестве при-
мера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и
однодневных расчетных кредитов Банком России коммерчес-
ким банкам в пределах установленного лимита. Другим приме-
ром могут служить ограничения на проведение валютных опе-
раций. Валютные операции могут производить только уполно-
моченные банки, получившие от Банка России лицензию на
проведение таких операций. При этом различают три типа ли-
цензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная
лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в
иностранных банках без ограничения их количества. Расширен-
ная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения
с шестью иностранными банками и бывшими заграничными
банками СССР (Московским народным банком в Лондоне,
Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право
работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внеш-
ний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в
любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.
Помимо основных методов регулирования существуют вто-
ростепенные методы.
Предписываемая законом маржа — минимальный процент
первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных
средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так
как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с
ценными бумагами в кредит строго регулируются.
Потребительский кредит — продажа товаров в кредит. Если
она ограничивается, то уменьшается количество денег в обра-
щении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в
обращении. Вследствие низких доходов населения развитие потребитель-
ского кредита в России возможно только при определенном подъ-
еме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита
является перспективным направлением в, деятельности банков,
которые ищут новые сферы приложения капитала. Использова-
ние этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры,
законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Не-
смотря на это, потребительский кредит является стимулом эко-
номического роста, активизации совокупного спроса.
Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юри-
дическим и физическим лицам, банкам. Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если
необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк
России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных
резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая по-
литика получила название политики дешевых денег. В условиях
же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в
обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает
нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансиро-
вания и т. д. Такая политика называется политикой дорогих де-
нег. По существу, это антициклическое регулирование.
После августовская денежно-кредитная политика ориентиро-
вана на умеренную инфляцию с контролируемой эмиссией де-
нежных средств. Такая политика имеет целый ряд преимуществ.
Политика умеренной инфляции выгодно отличается тем, что
стимулирует отечественное производство, увеличивает его кон-
курентоспособность, не допускает роста безработицы. Она долж-
на дополняться ростом капиталовложений в сферу производст-
ва, переносом налогового бремени с производства на потребле-
ние, отказом от жесткой стабилизации курса рубля, увеличени-
ем массы денег в обращении в разумных пределах.
3.4. Механизмы наличного и безналичного денежного обращения.
Расчеты — это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Они де-
лятся на наличные и безналичные. Все предприятия и организации обя-
заны хранить свои денежные средства в банках. Для осуществ-
ления расчетов наличными деньгами каждое предприятие
должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных
денег при осуществлении расчетов с населением производит-
ся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Расчеты между юридическими лицами осуществляются в без-
наличном порядке через учреждения банков. Предприятие имеет право получать наличные
деньги на оплату труда, хозяйственные нужды, командировоч-
ные расходы, выдавать наличные деньги под отчет на хозяйст-
венно-операционные нужды.
Предприятия в своих кассах могут иметь наличные деньги в
пределах лимитов, установленных банком по согласованию с
руководителями предприятий, и обязаны сдавать в банк всю
денежную наличность сверх установленных лимитов в сроки,
согласованные с учреждением банка. Предприятия имеют пра-
во хранить в своих кассах наличные деньги сверх установлен-
ных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по
социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок
не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в
учреждении банка. За нарушение порядка работы с денежной
наличностью на предприятия могут быть наложены финансо-
вые санкции.
Основными формами наличных расчетов являются[12] налично--
денежные расчеты, расчеты кредитными и дебетными карточками.
Кредитная карточка — это платеж-
но-расчетный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам
для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Она представля-
ет собой пластиковую карточку, на которой указаны имя владель-
ца, образец его подписи, шифр и срок действия карточки. Кре-
дитная карточка — инструмент отлаженной системы расчетов.
Платежная система состоит из банков — эмитентов карт,
банков-эквайреров (владельцев коммерческой сети магазинов