Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На наш взгляд, серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений! Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.
3.Особенности развития денежно-кредитной системы России.
Денежно-кредитная политика, проводимая Банком
России в 2001 году, направлена на поддержание финансовой стабильности и
создание условий для устойчивого развития экономики. В этих целях Банк России
осуществлял контроль за формированием денежного предложения и регулирование
ликвидности банковской системы с учетом тенденций в развитии спроса на деньги.
Реализация денежно-кредитной политики в текущем году осложнялась сочетанием
относительно сильного платежного баланса, оказывающего существенное влияние на
формирование денежного предложения, с недостаточной устойчивостью темпов роста
спроса на деньги.
Объем денежной массы в обращении (агрегата М2) на 1 июля 2001 года составил
1294,3 млрд. рублей против 1144,2 млрд. рублей на начало текущего года.
Замедление динамики денежной массы в 2001 году по сравнению с аналогичным
периодом предыдущего года происходило как в номинальном, так и в реальном
выражении. За первое полугодие текущего года денежная масса в реальном
выражении увеличилась лишь на 0,4% против 15,6% за аналогичный период 2000
года.
Снижение темпов роста по сравнению с предыдущим годом было характерно для всех компонентов денежного агрегата М2. Вместе с тем специфика развития российской экономики в текущем году определила особенности формирования их динамики и изменения в структуре денежной массы.
Под влиянием замедления темпов роста прибыли крупных и средних российских предприятий, а также абсолютного сокращения сальдированного финансового результата промышленных предприятий и организаций в первом полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2000 года темпы роста денежных средств на их банковских счетах снизились, что привело к снижению удельного веса остатков средств на счетах нефинансовых предприятий и организаций в общем объеме денежной массы за январь - июнь 2001 года с 36,7 до 35,2%.
В результате существенного (более чем в 2 раза) снижения темпов прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в первом полугодии текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года вклады населения за январь - июнь 2001 года возросли на 19,4% (в январе - июне 2000 года - на 27,8%). Низкий уровень устанавливаемых банками процентных ставок по депозитам населения по сравнению с фактическими темпами инфляции не способствовал повышению привлекательности вкладов населения в национальной валюте. Средняя ставка привлечения банками рублевых средств от населения на один из наиболее популярных видов вкладов (от 3 до 6 месяцев) снизилась с начала 2000 года с 32 до 12% годовых. Аналогичная ставка по депозитам в иностранной валюте снизилась на один процентный пункт - с 8 до 7%. В этих условиях темпы роста вкладов населения в иностранной валюте превысили темпы роста рублевых депозитов. В то же время отличительной чертой 2001 года является постепенная переориентация населения на увеличение вложения средств в депозиты со сроками более одного года. Так, в Сбербанке России более половины прироста вкладов населения за первое полугодие текущего года приходилось на долгосрочные депозиты.
В целом за первое полугодие текущего года доля вкладов населения в денежном агрегате М2 увеличилась с 26,6 до 28,1%.
Таким образом, уровень процентных ставок по рублевым депозитам, а также сохраняющиеся девальвационные ожидания и связанный с этим спрос на иностранную валюту стали теми факторами, которые повлияли на замедление темпов роста безналичной составляющей рублевой денежной массы. В то же время рост склонности к потреблению и уменьшение склонности к сбережению, проявившиеся в структуре денежных расходов населения в текущем году, стали еще одной причиной сближения темпов роста наличных денег в обращении и агрегата М2 в целом. Доля этой наиболее ликвидной составляющей денежной массы за первое полугодие 2001 года сохранилась практически на неизменном уровне (немногим более 36,6%), тогда как за январь - июнь 2000 года она снизилась с 37,8 до З6,1%.
В 2001 году структура источников денежного предложения со стороны банковской системы формировалась под влиянием тех же тенденций, что и в 2000 году. В условиях сохранения сильного платежного баланса основным источником прироста денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте оставалось увеличение чистых иностранных активов банковской системы, которое за указанный период составило почти 342 млрд. рублей. При этом значительную часть их прироста, как и в первом полугодии 2000 года, составило увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования, но в то же время доля прироста чистых иностранных активов кредитных организаций возросла.
В условиях отсутствия потребности федерального бюджета в монетарном финансировании и устойчивого роста остатков средств на счетах федерального и местных бюджетов существенно сократился объем чистого кредита органам государственного управления со стороны органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций (почти на 127 млрд. рублей).
По сравнению с 2000 годом увеличился объем требований банков к нефинансовым предприятиям и организациям. За первое полугодие 2001 года он возрос на 20% и на 1 июля 2001 года составил 35% от совокупных активов банков (на 1 июля 2000 года - 29%).
Доля внутреннего кредита в приросте совокупных активов банковской системы по состоянию на 1 июля того года была равна 54% (на 1.07.00 - 44%).
Резервы банков, включающие средства на счетах в Банке России и остатки наличных денег в кассах банков, сократились за первое полугодие 2001 года в абсолютном выражении, в то время как за аналогичный период 2000 года их увеличение составляло 28% от совокупного прироста активов банков. При этом переориентация денежных потоков произошла в пользу как внутреннего кредита, так и иностранных активов.
За первые шесть месяцев 2001 года денежная база в широком определении (включающая наличные деньги в обращении, обязательные резервы кредитных организаций по привлеченным средствам на счета в национальной и иностранной валюте, средства кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах, открытых в Банке России), которая характеризует рост денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования, возросла на 4,7%, тогда как за аналогичный период 2000 года ее прирост составил 38,2%.
Объем наличных денег в обращении (вне Банка России) за рассматриваемый период возрос на 12,3%. Одновременно произошло сокращение объема средств кредитных организаций на счетах в Банке России: общий остаток средств на корреспондентских и депозитных счетах, открытых в Банке России, за первое полугодие 2001 года снизился на 23,3%. Прирост обязательных резервов кредитных организаций, составивший за январь - июнь 2001 года 11,5%, при неизменных нормативах обязательных резервов был полностью обусловлен увеличением базы резервирования за счет роста средств населения и хозяйствующих субъектов, привлеченных банками на счета в национальной и иностранной валютах.
В первом полугодии 2001 года прирост денежной базы полностью определялся увеличением чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. За указанный период объем чистых международных резервов возрос более чем на 44%. Рост чистых международных резервов происходил в основном за счет покупок иностранной валюты Банком России. Вместе с тем изменения в платежном балансе, происходящие в том году (прежде всего сокращение активного сальдо по счету текущих операций), привели к снижению прироста валютных резервов Банка России по сравнению с аналогичным периодом 2000 года.
Абсолютное сокращение объема чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования в 2001 году способствовало частичному временному связыванию денежного предложения, вызванного притоком иностранной валюты в Россию. За первые шесть месяцев того года чистые внутренние активы снизились более чем в 2,8 раза, в основном за счет сокращения чистого кредита расширенному правительству в связи с увеличением остатков на счетах бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в Банке России.
В целях обеспечения соответствия между спросом на деньги и денежным предложением Банк России использовал имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики для воздействия на ликвидность банковской системы.
Возобновлению операций Банка России на открытом рынке с собственными облигациями в первом полугодии 2001 года препятствовали законодательные ограничения, а проведению операций с государственными облигациями - отсутствие в портфеле Банка России государственных ценных бумаг, пользующихся спросом со стороны участников рынка. Поэтому операции Банка России на открытом рынке ограничивались валютными интервенциями.