· нарастание негативных ожиданий со стороны экономических агентов в отношении способности Правительства РФ выполнять свои финансовые обязательства.
В первые семь месяцев 1998 года Банк России осуществлял денежно-кредитную политику в условиях поддержания динамики курса рубля к доллару США в заданных пределах. Особенностью такой политики является то, что главным целевым ориентиром становится валютный курс, а динамика других характеристик денежной сферы, таких как денежная масса и процентные ставки, формируются исходя из задач поддержания заданной динамики валютного курса.
Банку России в первом полугодии удалось сохранить объявленную динамику валютного курса (снижение валютного курса рубля за семь месяцев составило 4,03%, а прирост инфляции – 4,2%). Однако это происходило в условиях сокращающихся золотовалютных резервов Банка России: за первые шесть месяцев 1998 года они снизились на 12,8 %. Ситуация осложнялась и уменьшением внутренних источников пополнение валютных резервов страны вследствие того , что в результате ухудшения условий внешней торговли России в первом квартале 1998 года сложилось отрицательное сальдо по счету текущих операций.
Таким образом, сложившееся в первой половине 1998 года положение свидетельствовало о существенном изменении макроэкономических условий, которым соответствовал иной, более низкий обменный курс рубля.
Летом 1998 года поддержание стабильного обменного курса осуществлялось в основном за счет резервов Банка России, а суммы, выплаченные Правительством РФ в результате погашения государственных ценных бумаг, в условиях отказа от новых займов стали оказывать дополнительное давление на валютный рынок.
Продолжающееся снижение стоимости такого банковского актива, как государственные ценные бумаги, обострило трудности с рублевой ликвидностью банков.
В этих условиях появилась реальная угроза неплатежеспособности российской банковской системы в целом.
Начиная с 17 августа 1998 года Банк России изменил границы валютного коридора. Был также изменен механизм установления валютного курса рубля по отношению к доллару США. Официальный курс рубля стал определяться в результате торгов на ММВБ.
1 сентября Банк России объявил об отказе от политики поддержания курса за счет значительных валютных интервенций, ограничив их роль сглаживанием крайне резких колебаний курса рубля, и перешел к режиму плавающего валютного курса.
Основное преимущество денежно-кредитной политики, проводимой в условиях плавающего валютного курса, состоит в том , что устраняется опасность возникновения дисбаланса, связанного с несоответствием валютного курса изменяющимся макроэкономическим условиям и оказывающего серьезное негативное воздействие на экономическое развитие. При режиме плавающего валютного курса Центральный банк получает возможность для повышения насыщенности экономики деньгами. Так, уже в сентябре-октябре Банк России несколько увеличил свои золотовалютные резервы.
Политика валютного курса.
В России начиная с 1992 года режим валютного курса претерпел ряд изменений. До середины 1995 применялся режим плавающего валютного курса. С середины 1995 в результате усиления бюджетной и денежно-кредитной политике стало возможным ввести режим односторонней привязке рубля к доллару, реализованной в виде ограничений на возможную динамику курса(валютный коридор).
В середине 1996 года произошло ослабление бюджетной политики, увеличился бюджетный дефицит и государственный долг. Это совпало с ухудшением конъюнктуры мировых товарных рынков. В этих условиях был введен наклонный валютный коридор. При этом государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям. В конце 1997 года было объявлено о новом порядке формирования валютного курса и допустимых пределов отклонений, также в режиме односторонней привязки. В 1998 году баланс движения капитала изменился, начался чистый отток капитала из России.
Период, прошедший после объявления Правительством РФ и Банком России среднесрочных ориентиров политики валютного курса на период 1998-2000 годов, был отмечен существенным осложнением внешнеэкономической ситуации для России. Основными факторами этого стали:
· снижение мировых цен на основные статьи российского экспорта, в первую очередь на нефть, приведшие к ухудшению показателей внешнеторгового баланса страны;
· накопленное за последнее время существенное реальное укрепление российского рубля по отношению к валютам основных западноевропейских торговых партнеров России.
По ряду критериев сложившийся к середине 1998 года курс российского рубля (на уровне 6,2 рубля за один доллар США) являлся переоцененным.
В середине 1998 года сложилась ситуация устойчивого оттока иностранного капитала из сектора номинированных в рублях государственных ценных бумаг. В этих условиях Правительство РФ и Банк России во избежание дальнейшего расходования государственных золотовалютных резервов отказались от ранее объявленных параметров курсовой политики и перешли к режиму плавающего валютного курса.
Динамика денежных и кредитных показателей. За январь – сентябрь 1998 года денежная масса в обращении (агрегат М2) сократилась на 2,2%. В дальнейшем после введения режима плавающего валютного курса денежная масса стала расти, и в целом за год ожидается ее увеличение на 40,7% при первоначальном прогнозе 22-30%.
За 9 месяцев 1998 года банковские вклады населения в рублях сократились на 11,2%, а в реальном выражении – на 40%. Это было вызвано как растущим недоверием населения к банкам, так и тем, что в текущем году произошло сокращение реальных денежных доходов населения.
Падение доверия к банковской системе и стремлении населения в целях сохранности своих денежных накоплений перевести свои вклады в наличные деньги, что привело к дальнейшему росту объема наличных денег, находящихся в обращении, что ухудшает структуру денежной массы из-за повышения доли самого ликвидного элемента и ведет к увеличению скорости обращения денег.
Использование инструментов денежно-кредитной политики.. Обязательные резервные требования .В целях оказания помощи кредитным организациям по повышению их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банком России в августе-сентябре 1998 года принимались решения по снижению и дифференциации нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 года были установлены следующие нормативы обязательных резервов:
· для кредитных организаций , у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 года составлял от 40% и более, - в размере 5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10% ;
· для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах на 1 августа 1998 года составлял от 20-40%, - в размере 7,5% вместо ранее действовавшего норматива в размере 10%;
· по Сбербанку РФ – по депозитам юридических лиц в валюте РФ и юридический и физических лиц в иностранной валюте – в размере 5% вместо 10%, по депозитам физических лиц в валюте РФ – 5% вместо 7%.
В долгосрочном плане в ноябре 1998 года Банк России принял решение об установление единого норматива обязательных резервов по привлеченном средствам в валюте РФ и в иностранной валюте в размере 5%, начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций и Сбербанком РФ на 1 декабря 1998 года.
В целях постепенного и плавного перехода кредитных организаций к такому порядку расчета Банк России принял решение о взыскании недовнесенных сумм обязательных резервов.
Рефинансирование банков. В 1998 году Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России представляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежной кредитной политики.
До середины июня 19998 года Банк России предоставлял банкам , выполняющим его требования , два вида кредитов:
· ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг, входящих в Ломбардный список;
· однодневные расчетные кредиты ( кредиты “овернайт”), не имевшие обеспечение. Эти кредиты предоставлялись только банкам – первичным дилерам на рынке государственных ценных бумаг в жестко установленных лимитах (до 50 млн. руб.).
с 8 июля 1998 года Банк России принял решение о сокращении срока предоставления ломбардных кредитов, ограничив его 7 днями, и о выдаче этих кредитов на аукционной основе.
После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм банка. В целях упорядочения процедуры проведения ломбардных аукционов и недопущения завышения банками процентных ставок начиная с 27 августа 1998 года банки, имевшие возможность получения кредитов “овернайт”, не допускались к участию в ломбардных кредитных аукционах Банка России.
Исходя из параметров денежно-кредитной политики, определенных до конца 1998 года, Банк России намерен в этот период ограничить кредитование банков в основном предоставлением им обеспеченных кредитов “овернайт” и внутридневных кредитов.
Процентная политика по операциям Банка России. Важным инструментом денежно-кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России.
В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы.
Наряду с этим отмечалось сближение уровня процента по различным видам операций на денежном рынке. Данным положительным процессам способствовали меры денежно-кредитного регулирования, нацеленные на поддержание инфляции в заданных параметрах, и последовательная процентная политика Банка России, который постепенно в соответствии с ситуацией на денежном рынке снижал процентные ставки по всем видам своих операций.
В то же время с октября 1997-август 1998 приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. Вначале февраля 1998 года было произведено повышение ставки рефинансирования (с 28-42%).
Повышение ставки рефинансирования давала возможность рынку ориентиру нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В истекшем периоде 1998 года Банк России 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе 5 раз в сторону снижения.