Разработка целей денежно кредитной политики на 1999 год происходила в
сложный кризисный период конца 1998 года, когда в экономике, переживавшей
девальвационный шок, начали формироваться новые тенденции и взаимосвязи,
что предопределило значительный рост неопределенности оценок будущего
развития. Основные цели денежно кредитной политики на 1999 год определялись
программным документом Банка России “Основные направления единой
государственной денежно кредитной политики на 1999 год ”, в соответствии с
которым инфляция за 1999 год должна была составить 30%, а прирост спроса на
деньги прогнозировался в интервале 18 —26%. При реализации этих целей Банк
России считал особо важным не допустить экономического спада более чем на 1
—3%, учитывать состояние безработицы и платежного баланса. В середине июля
1999 года Правительство Российской Федерации и Банк России приняли также
Заявление об экономической политике на 1999 год, в котором было признано
допустимым в условиях существовавшей неопределенности увеличение инфляции
до 50% в год.
За десять месяцев 1999 года потребительские цены выросли на 33,2%. Судя по
этим результатам и текущим оценкам, уровень инфляции в 1999 году составил
около 40% и, таким образом, превысил первоначальные целевые показатели.
Существенное воздействие на инфляцию в 1999 году оказывали факторы
немонетарного характера, то есть находившиеся вне сферы контроля Банка
России. К ним, например, относятся отмена органами власти льготных ставок
по НДС для многих видов продуктов питания и введение налога с продаж.
Следует отметить также постдевальвационный эффект переориентации части
производств с внутреннего на внешний рынок, вызванной значительным
повышением эффективности экспорта ряда российских товаров. Сокращение
предложения ряда товаров отечественного производства при одновременном
снижении поставок аналогичной продукции по импорту спровоцировало рост цен.
Особенно заметным был рост цен на автомобильный бензин, что привело к
увеличению себестоимости, и цен на ряд других товаров.
Как показывают расчеты, на протяжении длительного времени эластичность
инфляции по валютному курсу остается высокой, то есть валютный курс
является одним из важнейших факторов, определяющих динамику инфляции.
Необходимость погашения государственных обязательств по внешнему долгу в
1999 году и связанная с этим покупка иностранной валюты на рынке
способствовали определенному увеличению спроса на иностранную валюту и,
следовательно, формированию валютного курса на более низком уровне. Это
означает, что в 1999 году погашение внешнего долга являлось одним из
факторов, формирующих инфляцию.
Денежно кредитная политика в 1999 году проводилась в условиях режима
плавающего валютного курса. Банк России исходил из объективной
необходимости сближения фактического валютного курса и валютного курса,
соответствующего фундаментальным макроэкономическим параметрам.
Существенное воздействие на состояние денежно кредитной сферы в 1999 году,
особенно в первом его полугодии, оказывала необходимость обеспечения
платежеспособности страны. С этой целью Банк России осуществлял покупку
иностранной валюты на рынке, что привело к увеличению ликвидности
банковской системы.
Система экономических мер, направленных на ограничение спекулятивного
давления на валютный рынок, была дополнена комплексом мер административного
характера: были изменены лимиты открытых валютных позиций, продолжалось
совершенствование валютного контроля. Эти мероприятия оказали позитивное
влияние на состояние валютного рынка. Рост положительного внешнеторгового
сальдо обусловил возможность реального укрепления валютного курса рубля.
При этом, несмотря на осуществление выплат по внешнему долгу за счет
средств Банка России, не произошло значительного сокращения его
золотовалютных резервов. На 1.11.99 они составили 11,7 млрд. долларов (3
месячный объем импорта), что на 4% ниже уровня начала года.
В качестве промежуточной цели денежно кредитной политики Банка России на
1999 год определены темпы прироста денежной массы. За январь —сентябрь 1999
года ее объем увеличился на 33,2% и составил на 1 октября текущего года
597,4 млрд. рублей. Отмечалось значительное ускорение роста денежной массы
во II квартале: если в январе — марте 1999 года среднемесячный темп
прироста составил 1,9%, то в апреле —июне —6,6%, в III квартале
среднемесячные темпы роста денежной массы замедлились и почти
соответствовали уровню I квартала. В целом за рассматриваемый период
динамика данного показателя была близка к темпам инфляции, так что в
реальном выражении объем денежной массы увеличился на 1,4%.
Прирост вкладов населения за рассматриваемый период почти в полном объеме
концентрировался в Сбербанке России. За первые девять месяцев 1999 года
объем рублевых вкладов в Сбербанке России возрос на 29,9%, тогда как в
остальных действующих кредитных организациях — только на 13,4%. Стабильная
тенденция к увеличению доли Сбербанка России в объеме рублевых банковских
депозитов физических лиц обусловлена сохраняющимся недоверием населения к
банкам. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию за эти месяцы) объем
вкладов населения снизился на 2,8%.
Отсутствие роста вкладов физических лиц в реальном выражении является
следствием снижения реальных доходов населения. Реальные располагаемые
денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей,
скорректированные на индекс потребительских цен) в январе — сентябре 1999
года по сравнению с аналогичным периодом 1998 года уменьшились на 22,2%.
За первые девять месяцев прошедшего года отмечен существенный прирост
чистых иностранных активов банковской системы. Основным фактором такого
увеличения стал прирост чистых иностранных активов кредитных организаций,
величина которого составила почти 80% общего прироста чистых иностранных
активов банковской системы, что свидетельствует о сохраняющемся высоком
уровне недоверия российских банков к вложению средств в отечественную
экономику. Несмотря на улучшение состояния сальдо по текущим статьям
платежного баланса в 1999 году заметный приток иностранной валюты на
внутренний рынок, рост валютных резервов Банка России ограничивался их
интенсивным использованием на цели погашения и обслуживания
государственного внешнего долга Российской Федерации.
Использование инструментов денежно – кредитной политики
Обязательные резервы
Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России в числе других
мер активно использовал такой инструмент денежно-кредитной политики, как
обязательные резервы.
В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с
ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций,
учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих
депонированию в Банке России (которые с января по сентябрь 1999 года
увеличились на 45,0%, в том числе в валюте Российской Федерации — на 64,6%и
в иностранной валюте —на 23,0%), сумма обязательных резервов увеличилась по
сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам
в валюте Российской Федерации — в 2,5 раза, по привлеченным средствам в
иностранной валюте — в 2,9 раза. При этом по состоянию на 1 октября 1999
года из общей суммы обязательных резервов 35,0% за депонировано Сбербанком
России 65,0% — другими кредитными организациями. По результатам
регулирования на 1 октября 1999 года недовзнос средств в обязательные
резервы по действующим кредитным организациям составил 6,6%к сумме,
подлежащей депонированию, против 14,9% по результатам регулирования на 1
января 1999 года.
С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования
обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные
резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры
воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, вплоть до отзыва
лицензии на осуществление банковских операций.
Операции на открытом рынке
В 1999 году Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке
в качестве важного инструмента денежно кредитной политики. Учитывая
накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного
инструмента, предполагалось использовать для таких операций как
правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России.
Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 1999 году
препятствовали следующие факторы. Во - первых, была продлена до II квартала
1999 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что
создавало неопределенность у участников рынка. Во - вторых, сложившийся
уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям
участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на
невысоком уровне. В третьих, в связи с юридической незавершенностью
процедуры выпуска Банком России собственных ценных бумаг их эмиссия была
приостановлена до ноября 1999 года. В 1999 году Банк России активно
проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке
для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты,
противодействия спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как
уже было отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим
фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное
влияние на достижение целей по инфляции.
Рефинансирование банков
Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской
системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на
рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время
осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов
“овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка
России от 13.03.96 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного
кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.98 №19 П “О
порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом
государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).
В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России
обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в ломбардный
список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные
в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по
государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.
За январь — сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24
банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ”— 25 банкам на сумму
1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены. В целях недопущения
задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального
банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.
В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную на погашение
кредитов, выданных банкам в 1992 —1994 годах на основании решений
Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно кредитной
политики для кредитования предприятий отдельных отраслей экономики.
Задолженность по этим кредитам процентам по ним по состоянию на 1 января
1999 года составила 335 и 1527 млн. рублей соответственно. Практически вся
эта задолженность просрочена и не имеет источников возврата.