Важным инструментом денежно кредитной политики являются процентные ставки
по операциям Банка России. В 1999 году действовали установленные в 1998
году ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам “овернайт ” — 55%. В
июне 1999 года по решению Совета директоров Банка России ставка
рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это
же время Комитет Банка России по денежно кредитной политике принял решение
о снижении ставки по кредитам “овернайт ” с 55 до 50%.
Депозиты привлекались по ставкам в размерах, устанавливаемых Банком России.
Уровень процентных ставок в январе —сентябре 1999 года колебался от 0,6 до
28% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и виде
депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка
России, привлеченным с 1 января 1999 года по 30 сентября 1999 года,
составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита
составляла 20 млн. рублей.
Перспективы денежно – кредитной политики в 2000 году
Задачи макроэкономической политики в 2000 году
Социально экономическое развитие России в 2000 году во многом будет определяться условиями и тенденциями, сформированными в период послекризисного восстановления экономики. С одной стороны, наблюдается преобладание факторов, способствующих росту производства товаров и услуг, замедлению инфляционных процессов, улучшению платежного баланса, стабилизации ситуации на валютном рынке, укреплению финансового положения предприятий. С другой стороны, продолжают действовать факторы, ограничивающие восстановительные процессы. Основными из них являются низкий уровень доходов населения и сохраняющиеся достаточно высокие инвестиционные и кредитные риски. Ключевой предпосылкой дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в 2000 году является закрепление тенденции экономического роста в условиях снижения инфляции. Замедление темпов инфляции снизит макроэкономические риски финансирования экономики, позволит обеспечить рост реальных доходов населения. Рост производства повысить спрос на трудовые ресурсы и будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест. Поэтому уже в следующем году можно будет достичь повышения благосостояния и заложить экономическую основу для снижения социального напряжения в обществе и борьбы с бедностью.
В качестве основных ориентиров макроэкономической политики Правительства
Российской Федерации на 2000 год определены дальнейшее снижение инфляции до
18% (к декабрю 2000 г.) и обеспечение роста ВВП на 1,5%. Следует
подчеркнуть, что постановка цели по снижению темпов инфляции до уровня 18%
связана лишь с учетом ее монетарной составляющей, находящейся в пределах
контроля Центрального банка Российской Федерации. При этом нельзя исключить
возможного некоторого превышения целевого уровня из - за действия
непредвиденных структурных и внешних факторов.
Основной предпосылкой экономического роста на 1,5%в 2000 году является
расширение спроса со стороны всех секторов российской экономики. Индексация
заработной платы пенсий, погашение задолженности по выплатам населению,
рост заработной платы будут осуществляться вследствие улучшение финансового
положения предприятий и должны привести к увеличению в 2000 году реальных
доходов населения (на 1,5 — 3%) и соответствующему росту расходов на
конечное потребление домашних хозяйств.
Основные макроэкономические показатели
| |1999 год |2000 год |
| |Оценка |Прогноз |
|Валовый внутренний продукт млрд. руб.| 4250 - |5350 |
| |4500 | |
|В % к предыдущему году | 101 - |101.5 |
| |102 | |
|Объем промышленной продукции в % к | | |
|предыдущему году |107 - |104 |
| |108 | |
|Индекс потребительских цен в % | | |
|декабрь к декабрю предыдущего года |138 - |118 |
| |140 | |
|Индекс цен предприятий – | | |
|производителей промышленной продукции|165 - |121 |
|в % декабрь к декабрю предыдущего |175 | |
|года | | |
Ситуация во внешнеэкономической сфере в 2000 году будет зависеть от
складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских
товаров. При этом поставки на внешний рынок будут формироваться в условиях
постепенного исчерпания эффекта девальвации. Кроме того, определенное
влияние на экспорт продукции будет оказывать рост спроса на аналогичные
виды продукции со стороны внутреннего рынка.
На поставки импортной продукции будут оказывать влияние состояние спроса
внутреннего рынка и возможности отечественных производителей по выпуску
импортозамещающих видов продукции. В этих условиях нельзя ожидать заметного
увеличения чистого экспорта, что будет являться одним из возможных факторов
ограничения роста спроса. Удовлетворение возросшего внутреннего
спроса будет обеспечено реально существующими возможностями роста
производства товаров и услуг даже в условиях невысокой инвестиционной
активности. Источником такого роста являются низкий уровень загрузки
производственных мощностей и неполная занятость. Таким образом, некоторое
смягчение имевших место в 1999 году внутренних спросовых ограничений
позволит создать определенные условия для дальнейшего развития
отечественного производства и сокращения имеющейся несбалансированности
между совокупным спросом предложением.
Между тем при указанных параметрах экономического развития докризисный
уровень реальных доходов населения достигнут не будет, что сохранит остроту
проблемы низкого уровня жизни большей части населения. Низкий уровень
доходов спроса со стороны домашних хозяйств был одним из наиболее значимых
факторов, препятствовавших активным восстановительным процессам в
производстве в 1999 году. Он также может оказывать влияние на
макроэкономическую ситуацию в последующие годы. Поэтому одной из
приоритетных задач экономической политики на ближайшую и среднесрочную
перспективу должно явиться не только восстановление докризисного уровня
реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только в
условиях более высоких темпов экономического развития. Это предполагает
осуществление таких мер, которые позволили бы продолжить позитивные
изменения основных макроэкономических пропорций в сторону постепенного
увеличения доходов всех экономических субъектов и на этой основе — усиления
ориентации производства на совокупный внутренний спрос, увеличения
сбережений и развития отраслей, от которых зависит расширение
инвестиционной активности.
В 2000 году необходимо улучшить условия для долгосрочного экономического
роста, принять решительные и комплексные меры по поддержанию доходов и
активизации спроса со стороны населения, проведению активной политики,
направленной на интенсивное расширение производства с использованием
существующих еще пока благоприятных факторов внутреннего и внешнего
характера.
Ориентиры денежно кредитной политики на 2000 год
Конечной целью денежно кредитной политики в 2000 году является снижение
инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. При этом
создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов
населения. Количественные параметры экономического роста и снижения темпов
прироста потребительских цен зависят от характера проводимой
макроэкономической политики. Предусмотренная на 2000 год бюджетная политика
формирует в целом благоприятные условия для проведения денежно кредитной
политики. Доходы федерального бюджета будут превышать расходы (без учета
расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит
составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного
долга планируется, что общий объем дефицита федерального бюджета будет
минимальным с начала периода проведения экономических реформ составит
1,08%ВВП, или 57,8 млрд. рублей. Это означает существенное сокращение
спроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширение
возможностей кредитования частного сектора экономики.
При проведении денежно кредитной политики в 2000 году в условиях плавающего
валютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшим
механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля, и оценка
спроса на деньги сохраняет свое значение с точки зрения процесса постановки
целей денежно кредитной политики.
По оценкам Банка России, в 2000 году продолжится развитие некоторых
тенденций изменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение
1999 года. Так, несмотря на планируемую индексацию заработной платы и
пенсий, предполагается дальнейшее среднесрочное сокращение удельного веса
наличных денег в структуре денежной массы. Более широкое внедрение
зарплатных пластиковых карт с принятием закона о гарантировании вкладов
частных лиц в коммерческих банках также будет способствовать сокращению
удельного веса наличных денег. Однако возможно развитие и новых тенденций,
связанных с изменениями в структуре ресурсов коммерческих банков. Если в
1999 году прирост ресурсов коммерческих банков происходил в основном за
счет увеличения средств на счетах предприятий, то в 2000 году можно ожидать
некоторого уменьшения влияния этого фактора в процессе формирования спроса
на деньги, что связано с возможным замедлением прироста цен на нефть.
В 2000 году процентные ставки сохранят свою роль индикатора денежно
кредитной политики. По мере завершения процесса восстановления финансовых
рынков роль этого индикатора будет возрастать. Снижение реальных процентных
ставок является адекватным процессу стабилизации национальной валюты.
Инструменты денежно – кредитной политики
В 2000 году усилия Банка России будут направлены на формирование более
гибкой системы используемых инструментов денежно кредитной политики,
адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового
рынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этом получат
дальнейшее развитие как постоянно действующие инструменты денежно
кредитного регулирования, так и инструменты, базирующиеся на проведении
рыночных операций. Вместе с тем Банк России намерен совместно с
Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение
экономических условий, в которых осуществляется денежно кредитная политика.
В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для
активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления
доверия к государственным ценным бумагам со стороны российских, иностранных
инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового
рынка, как рынок государственных долговых обязательств.
Обязательные резервы
Банк России в 2000 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России от 30.03.96 №37 “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ”и от 4.11.96 №51 “Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ”, куда, в частности, внесены следующие изменения. Для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства; предполагается уточнить перечень резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов исходя из количества календарных дней в месяце, а также порядок пересчета остатков привлеченных средств в иностранной валюте в российские рубли с учетом установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, порядок взыскания недовзноса в обязательные резервы и штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, порядок регулирования обязательных резервов при реорганизации кредитной организации либо при передаче кредитной организации под управление Государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций ” ((АРКО).
Операции на открытом рынке
В будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых
операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно
способствовать как восстановление объема операций на всех секторах
финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в
том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства
финансов Российской Федерации.
В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений
Банка России от 30.03.96 №37 “Об обязательных резервах”. В отношении купли
продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет впредь
проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких
колебаний курса национальной валюты, наращивание золото – валютных
резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной
массы, формирование рациональных ожиданий.
Рефинансирование банков
Банком России будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов и
нормативной базы рефинансирования банков, а также по распространению
процедуры предоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных
кредитов и кредитов “овернайт ”) на банки иных регионов (кроме Московского
региона г. Санкт Петербурга) по мере технической готовности соответствующих
региональных подразделений Банка России.
По мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов
Банка России планируется совершенствование процедуры предоставления банкам
кредитов путем постепенной автоматизации этого процесса через создание
программных комплексов по кредитным операциям перехода на электронный
документооборот между всеми участниками процесса кредитования. Это позволит
банкам повысить оперативность и эффективность управления своей
ликвидностью, снизить системные и внесистемные риски, а для банковской
системы будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования
системы безналичных расчетов и в значительной степени —решению проблемы
неплатежей.
Банк России предполагает расширить перечень активов, принимаемых в залог
при предоставлении кредитов Банка России, за счет включения в него векселей
финансово устойчивых платежеспособных предприятий, закладных, прав
требований по кредитным договорам, а также разработать новые схемы
рефинансирования банков. Банк России примет участие в разработке программы
ипотечного кредитования совместно с органами исполнительной власти и
банками, активно работающими с населением. Осуществление Банком России
рефинансирования банков под залог векселей, прав требований по кредитным
договорам закладных будет способствовать привлекательности кредитования
банками реального сектора экономики.
Процентная политика
При осуществлении процентной политики Банк России будет исходить из того,
что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки,
формируемые во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с
помощью регулирования процентных ставок по своим операциям динамики
денежного предложения. Банк России, воздействуя на уровень процентных
ставок денежного рынка через свои операции, будет стремиться к поддержанию
реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем
спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно
экономический рост.
Банк России считает, что в связи с важностью активизации потребительского
спроса большое внимание в 2000 году должно быть уделено развитию
потребительского и ипотечного кредитования. Однако развитие этих видов
кредитов в настоящее время затруднено ввиду связанных с ними высоких
процентных рисков. Как уже отмечалось, решение этой проблемы возможно путем
внедрения индексируемых инструментов. В условиях незавершенности процесса
восстановления финансовых рынков ориентир по уровню реальной процентной
ставки может быть задан Банком России на основе введения индексируемых
инструментов в практику среднесрочного рефинансирования банков. В этом
случае реальная процентная ставка по такому виду инструмента может
выступать в качестве базовой для расчета ставок попотребительским ипотечным
кредитам.
Список используемой литературы:
1. “Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на 2000 год” – Банк России, 1999 год. –220с.
2. Смышляев В.К. “Центральный Банк Российской Федерации” – Спб, 1997. –
180с.
3. Белов В.К. “Банк России: цели и задачи” – Москва, 1998. – 235 с.
4. Усов В.В. “Деньги, денежное обращение и инфляции” – 1999 год.
5. Журнал “Деньги и кредит” - номер 2, 2000 год.
6. Тарасов А.С. Прохоров М.Т. “Банковская система РФ” – Ростов Н/Д 1998 год. – 150с.