Денежное обращение и типы денежных систем
p> Третья установка - общего характера, которая, тем не менее, непосредственно определяет возможные параметры, направления денежно- кредитной политики, результаты реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики» (МОЭ), или модели Манделла-Флемин-га. МОЭ тесно связана с внешним миром, но сама не в состоянии оказать ощутимого влияния на конъюнктуру мирового финансового рынка. При этом она характеризуется определенными закономерностями, которые нельзя не учитывать при проведении денежно-кредитной и валютной политики.

Не вдаваясь в подробное изложение теоретических основ модели МОЭ, отметим, что ее главные выводы сводятся к следующему:

1) динамика валютного курса тесно связана с относительной доходностью операций в национальной валюте, которая определяется разницей между реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок (r'- r, рис. I).
Поэтому все множество возможных состояний МОЭ можно отобразить линией а
(рис. 1);

[pic] r’ - внутренняя ставка процента; r - мировая ставка процента;

(d - темп девальвации национальной валюты

Рис.1.

Множество возможных состояний «малой открытой экономики»: точка 0 соответствует устойчивому равновесию (r' = r, курс национальной валюты стабилен); линия а -множество возможных состояний экономики (слева от точки 0 / > г, валютный курс растет, справа - r'< r, валютный курс снижается).

2) при заниженной (относительно мировой) внутренней ставке процента происходит девальвация национальной валюты, что должно привести к увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение внутренней нормы процента, и теоретически экономика должна достигнуть устойчивого равновесия (точка 0 на рис. I)4.

Тем не менее в реальной действительности девальвация не обязательно
«автоматически» приводит к росту экспорта. Он может быть ощутимым только при наличии соответствующего экспортного потенциала. Но в любом случае важный вывод практического характера, следующий из модели Манделла-
Флеминга, заключается в том, что в условиях МОЭ для того, чтобы обеспечить укрепление национальной валюты, необходимо определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

Важно учесть и другую группу установок, которые относятся к
«внутренним» и более частным функциям и аспектам политики Национального банка.

Во-первых, денежная политика должна обеспечивать формирование необходимых условий для достижения финансово-экономической стабильности
(т.е. приемлемых темпов роста цен и девальвации) и защиту от инфляции денежных активов в национальной валюте. Это означает, что уровень денежного предложения, который определяется политикой Нацбанка, должен возрастать умеренными темпами, а процентные ставки но операциям в национальной валюте - обеспечивать нормальный уровень «цены денег»; по крайней мере, их значение должно быть не ниже темпа инфляции.

Во-вторых, следует обеспечить падежность функционирования и достаточный уровень ликвидности банковской системы в целом и каждого банка в отдельности. Это вытекает из специфики деятельности банков, которые работают с денежными средствами предприятий и граждан и должны обеспечивать их эффективное и безопасное размещение. Как правило, размер собственных средств не превышает 15% от всей суммы ресурсов, с которыми работают банки.

В середине 1999 г. Национальным банком была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ученые по разработке Концепции валютной и денежно-кредитной политики на 1999-2000 гг. Данная концепция неоднократно обсуждалась в правительстве, с руководителями предприятий реального сектора и банков, затем дорабатывалась и в сентябре 1999 г. одобрена Президиумом Совета Министров и Правлением Национального банка Республики Беларусь.

При разработке Концепции авторы ставили на 2000 г. следующие задачи:

• обеспечить внутреннюю конвертируемость белорусского рубля и доступность валютных ресурсов, что подразумевает свободный обмен национальной и иностранной валюты по единому курсу;

• создать предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации и, на этой основе, повышения реальных доходов населения;

• обеспечить поддержку экспортеров и наращивание экспорта продукции, что является важнейшей предпосылкой для увеличения валютных поступлений в республику, достижения устойчивого экономического роста.

Особое внимание разработчики Концепции уделили варианту политики
«валютного управления», который применяется во многих странах с переходной экономикой, в частности в Прибалтийских государствах. Данный вариант предполагает:

• жесткую фиксацию курса национальной валюты к одной из твердых валют;

• осуществление денежной эмиссии исключительно путем покупки иностранной валюты. При этом операции Национального банка по покупке и продаже валюты должны осуществляться строго на рыночной основе. В частности, при превышении спроса на валюту над предложением Национальный банк будет вынужден продавать валюту, тем самым сжимая рублевую денежную массу;

• полный отказ от финансирования бюджетного дефицита как через предоставление прямых кредитов Национального банка, так и путем покупки ценных бумаг Правительства по «фиксированной» процентной ставке
(заложенный в проекте бюджета на 2002 год дефицит в размере 344, 7 млрд. рублей продолжит провоцирование инфляции) ;

• резкое сокращение возможностей Национального банка но поддержанию ликвидности банковской системы, а также практически полный отказ от активной процентной политики (норма процента формируется под влиянием рыночных сил).

Кроме того, данный вариант привлекателен для многих стран с переходной экономикой еще и тем, что он обеспечивает максимальную транспарентность, простоту и стабильность механизмов денежно-кредитного и валютного регулирования, а также существенно повышает вероятность достижения соглашения с МВФ и получения его кредитов.

В 2000 году Национальным банком были разработаны Основные направления денежно-кредитной политики на 2000 г. Они согласованы с другими программными документами, определяющими социально-экономическую политику на текущий год, и содержат конкретные параметры и мероприятия денежно- кредитною и валютного регулирования, к которым относятся:

• проведение жесткой денежно-кредитной политики, предусматривающей осуществление ограниченной кредитной эмиссии, которая в полном объеме будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета;

• достижение положительного уровня процентных ставок по рублевым операциям в реальном выражении;

• ликвидация «множественности» обменных курсов белорусского рубля путем сближения его рыночных котировок и последующего перехода к «единому» валютному курсу (ориентировочно в III квартале 2000 г.), достижение
«прозрачности» валютного рынка;

• наращивание золотовалютных резервов государства;

• совершенствование системы регулирования ликвидности банков, а также развитие платежной системы, освоение передовых банковских технологий и повышение надежности банков.

Заключение.

В настоящее время денежно-кредитная сфера Республики Беларусь переживает не лучшие времена. Какие проблемы тормозят экономическое развитие Беларуси?

Главная из них, из которой проистекают все другие, - крайне низкая эффективность экономики, вызванная отказом от кардинальных рыночных преобразований. Подтверждением этого является факт увеличения доли убыточных предприятий до 40% от общего числа функционирующих. А с учетом наличия около трери низкорентабельных предприятий (в условиях среднемесячной инфляции в 3%) доля реально убыточных хозяйств превысила критическую величину, приближается к 70%. Средний уровень рентабельности прибыльного сектора снизился до 10%. Очевидно, экономика не распологает источниками для инвестиций.

За 2000 год прирост ВВП на 5,8% был обеспечен ростом задолженности экономики перед коммерческими банками страны в 3,3 раза. За восемь месяцев нынешнего года при росте ВВП на 3% долги экономики белорусским банкам приросли еще на 46% и составили на 1 сентября 2001 года 2,2 трлн. руб.

На начало 2001 года внешние долги белорусских предприятий превышали

1 трлн. руб. или около 1 млрд. долларов. Нашим предприятиям должны были около 350 млрд. руб. На долю России приходилось около 65% и 40% долгов соответственно. Белорусские предприятия имеют также проблемы с погашением внешних кредитов.

Прирост потребительских цен в 2000 году составил 108%, в текущем превысит 50%, в то время как в странах Балтии – менее 3%, Польши 10% ,
России – 20%. Рост цен в 3-5% в год считается оптимальным. Рост цен свыше
25% в год делает экономику неустойчивой, влечет за собой утрату оборотного капитала, отток инвестиционного капитала из страны обесценивает денежные сбережения и накопления.

Выход из сложившейся ситуации – это смена методов регулирования денежной политики, решение экономических проблем без инфляционного
«печатного станка», осуществление денежной эмиссии только путем покупки иностранной валюты.

Список использованной литературы:

1. Макконелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л., “Экономикс” – М,

“Республика”, 1992 год.

2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., “Курс экономической теории” – Киров,

“АСА”, 1997 год.

3. Сенчагов В., “Денежная масса и факторы ее формирования” // Вопросы

Экономики – 1997 г. – №10 – с. 29-31, 40.

4. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. - С.- Пб.: АОЗТ "Санкт-

Петербург оркестр", 1994.

5. Богданкевич С.А. На путях выхода республики Беларусь из экономического кризиса //Фiнансы.Улiк.Аудыт.-1994.- N5.- С. 20-24.

6. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. В.

Лукашевича и др. -С.-Пб.: АОЗТ "Санкт-Петербург оркестр", 1994.

-----------------------
МV = PQ



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать