Процентные ставки и денежная масса
| |Процентные ставки по кредитам и|Денежная масса (М1 )*, |
| |депозитам |миллиардов национальной валюты |
| | | |
| |1985|1990|1994|1990 |1994 |1985 |1990 |1994 |1990 |1994 |
| |г. |г. |г. |г. |г. к |г. |г. |г. |г. |г. |
| | | | |к 1985|1990 г| | | |к |к |
| | | | |г | | | | |1985 |1990 |
| | | | |(%) |(%) | | | |г |г. |
| | | | | | | | | |(%) |(%) |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|Россия| | | | | | | | | | |
|: | | |319,| | | | | | | |
|кредит| | |5 | | | | | | | |
| | | |102,| | | | | | | |
|депози| | |0 | | | | | | | |
|т | | | | | | | | | | |
|Велико| | | | | | | | | | |
|-брита| | | | | | | | | | |
|-ния: | | | | | | | | | | |
|кредит|12,3|14,7|5,48|120 |37 |56,7 |214,9|252,3|379 |117 |
| | |5 | | | | | | | | |
| | | | |104 |28 | | |** | | |
|депози|11,7|12,2|3,44| | | | | | | |
|т |9 |5 | | | | | | | | |
| |Процентные ставки по кредитам и|Денежная массa (Ml)*, миллиардов|
| |депозитам |национальной валюты |
| |1985|1990|1994|1990 |1994 |1985 |1990 |1994 |1990 |1994 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
| | | | |к 1985|к 1990| | | |к |к |
| | | | |г. |г. | | | |1985 |1990 |
| | | | |(%) |(%) | | | |г. |г. |
| | | | | | | | | |(%) |(%) |
|Герма-| | | | | | | | | | |
|ния | | | | | | | | | | |
|кредит|9,53|11,5|11,4|122 |99 |314,5|551,9|732 |175,0|133 |
| | |9 |8 |159 |63 | | | | | |
|депози|4,44|7,07|4,47| | | | | | | |
|т | | | | | | | | | | |
|Китай:| | | | | | | | | | |
| |7,74|9,36|10,9|121 |117 |301,7|700,9|215,4|232,0|307 |
|кредит| | |8 |120 |127 | | | | | |
| |7,20|8,64|10,9| | | | | | | |
|депози| | |8 | | | | | | | |
|т | | | | | | | | | | |
|США: | | | | | | | | | | |
|кредит|9,93|10,0|7,14|101 |71 |655 |925 |1232 |141 |133 |
| | |1 | |101 |56 | | | | | |
|депози|8,05|8,16|4,63| | | | | | | |
|т | | | | | | | | | | |
|Япония| | | | | | | | | | |
|: |6,60|6,95|4,13|105 |59 |98,2 |119,6|151,7|122 |127 |
|кредит| | | |102 |48 | | | | | |
| |3,50|3,56|1,70| | | | | | | |
|депози| | | | | | | | | | |
|т | | | | | | | | | | |
* Ml (деньги в узком понимании) - наличные деньги и вклады до востребования
в депозитных учреждениях.
** Данные 1993 г.
Другой важный вывод состоит в том, что спрос на финансовые активы и их
предложение по своему объему превосходят денежную массу. Эмиссия ГКО и ОФЗ
в 1996 г. составила 479,8 трлн. руб., денежная эмиссия - 29,6 трлн. руб.,
денежная масса (М2) - 278,8 трлн. руб. Такой перекос спроса связан с
многократным превышением нормы доходности части финансовых активов по
сравнению с рентабельностью реального сектора экономики. Проводимая в 1996-
1998 гг. политика Банка России по понижению учетной ставки и ставок ГКО
недостаточна для создания условий для перетока средств в реальный сектор.
Эту политику нужно скоординировать с политикой кредитования, точнее, с
политикой удешевления кредита для реального сектора. Такую задачу ЦБ очень
трудно решить, поскольку ставки рефинансирования пока еще слабо
синхронизированы со ставками кредитования, находящимися в юрисдикции
коммерческих банков Но ЦБ может проводить более взвешенную политику
денежной массы, ее взаимоувязки с другими макроэкономическими параметрами
(ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ может прямо регулировать депозитные и
кредитные ставки, устанавливая определенные пределы. Предложение денег. В
условиях денежного обращения, основанного на золотом стандарте, от которого
США отошли в 1973 г., предложение денег определялось в жестком соответствии
с производством золота, уровнем и динамикой цен на этот металл. С отказом
от "золотого правила" денежного обращения главная роль в формировании
денежного предложения принадлежит политике правительства и Центральному
банку. Исходной основой определения объема денежной массы является ранее
рассмотренный нами принцип соответствия денежной массы объему валового
внутреннего продукта и уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота
денег.
Сложность определения денежной массы состоит в том, что денежные власти
(Центральный банк) в условиях рынка должны иметь надежную информацию о
прогнозе динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей
признавал приемлемым среднегодовой прирост денежной массы на 4-5% при
среднегодовом приросте реального ВНП на 3% и незначительном снижении
скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный товар, что они не
любят ориентировочных расчетов. Поэтому прогноз ВВП на макроуровне и
прогноз производства любой продукции — это недостаточное условие
формирования денежной массы. Необходимо, чтобы продукт был продан и выручка
поступила на счета продавца. Так что основной категорией, определяющей
формирование денежной массы в наличной и безналичной формах, служит
выручка, которая и есть финансово-денежное измерение ВВП и других
стоимостных измерителей результатов экономической деятельности. Политика
правительства и Центрального банка зажата в жесткие рамки формирования
выручки. Оно не может прибегнуть к простому способу увеличения денежного
предложения "разброса денег с вертолета", как это считали некоторые
западные экономисты. Вспомним идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90-
е годы полагали, что "деньги всегда найдутся, были бы материальные
ресурсы". Конечно, деньги можно разбросать с вертолета, но сколько
потребуется таких вертолетов при больших денежных аппетитах? Поэтому
главная задача денежных властей состоит в создании условий и механизмов
слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого Центрального
банка, с тем чтобы реализация продукции и всего объема ВВП заканчивалась
поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше, чем
авансируется в момент начала производства. Обычно подчеркивается значение
выручки как базовой категории для организации налично-денежного обращения.
Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного оборота не в меньшей мере
зависит от формирования и использования выручки на счетах фирм и
организаций. Например, выручка ОАО "Газпром" лишь на 61% состоит из
денежных поступлений, 39% составляют прочие виды расчетов неденежного
характера. Естественно, такая структура выручки не может не сказаться на
структуре платежей в бюджет, на формировании различных денежных фондов
компаний. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями не
просто "живыми" деньгами, а в значительной мере наличными, то становится
понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее
структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но
и налично-денежного оборота.
Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:
1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка
торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;
2) поступление налогов и сборов с населения;
3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;
4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных
бумаг;
5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения
активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении
объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;
6) общин дефицит финансового баланса и его важнейшей части - бюджетного
дефицита. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату
заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит
носит относительный характер, он должен иметь финансовые источники покрытия
либо путем прямого кредита правительству от Центрального банка, либо путем
приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом
случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;
7) экспортно-импортное сальдо торгового баланса. Экспорт способствует
увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное
сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики,
способствующий увеличению предложения денег;
8) кроме торгового баланса предложение национальной валюты зависит от
других статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс
операций с капиталом и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2
млрд. долл.) даже при увеличении внешнего финансирования за этот период
(46,7 млрд. долл.) и использованных кредитов и займов МВФ (11,8 млрд.
долл.) показывает, что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что
создает дополнительную нагрузку на денежное обращение и увеличение
предложения денег;
9) состояние баланса Центрального банка. Например, в 1997 г. Центральный
банк активы в виде кредитов Минфину заменил активами в виде операций с
ценными бумагами. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2%
на 1 декабря 1997 г. Такая операция поставила баланс Центрального банка в
зависимость от состояния фондового рынка, кроме того, увеличились затраты
Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший в 1998 г. (август)
финансовый кризис потребовал от ЦБ дополнительных ресурсов на
реструктуризацию долга, что и осложнило формирование в 1999 г. денежной
массы (М2).
Одним из инструментов определения предложения денег служит прогноз кассовых
оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными
учреждениями по специальной методике. На основании ожидаемых поступлений
денег в кассы банков и их целевого использования определяется достаточность
или избыток денег, т.е. эмиссионный результат. Эмиссия денег (по
международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория,
тесно связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата. Эмиссия
- результат спроса и предложения денег. Если в прогнозируемых кассовых
оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы
банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат
предусматривается эмиссия денег. Представление о масштабах денежной эмиссии
дают данные табл. 2.5.
Таблица 7.5
Денежная эмиссия
(трлн. руб.)
| |1994 г. |1995 г. |1996 г. |
|I квартал |2,7 |-0,9 |7,2 |
|1-е полугодие |10,5 |19,2 |25,1 |
|9 месяцев |16,7 |30,6 |18,6 |
|Год |23,2 |45,6 |29,6 |
Эти данные в сопоставлении с данными, приведенными в табл. 2.1, о сумме
наличных денег (М0) показывают, что эмиссия оказывает влияние на количество
наличных денег (М0) с некоторым лагом. Так, эмиссия в 1994, 1995 гг. была
больше суммы наличных денег в эти годы, но меньше их суммы в последующем
году: в 1994 г. М0 составил 13,3 трлн. рублей, а эмиссия - 23,2 трлн., в
1995 г. М0 - 36,5 трлн., а эмиссия -45,6 трлн. руб. В 1996 г. произошло
такое насыщение денежного оборота, что эмиссия существенно сократилась до
29,6 трлн. руб., а масса наличных денег составила 80,8 трлн. руб.
Для прогнозирования предложения денег некоторые экономисты предлагают
использовать денежный мультипликатор: