Минтрансом России, МПС России, и другими заинтересованными министерствами и ведомствами поручено проработать вопрос о возможности поэтапного перехода к реализации права бесплатного проезда на основании проездных документов
(билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов
(первоначально для одной - двух категорий лиц, пользующихся льготами по профессиональной принадлежности, начиная с 2004 г.
Рассматривается вопрос о возможном переводе с 2005 г. права бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в единую форму их денежного довольствия.
В области предоставления государственных гарантий и компенсацией северянам
Дальнейшая работа по совершенствованию системы государственных гарантий
и компенсаций, а также районного регулирования оплаты труда будет
осуществляться в соответствии Программой социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), а также
на основе принятия новых федеральных законов и иных нормативных правовых
актов в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации,
регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к
ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями.
Для осуществления дифференцированного подхода к предоставлению государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в северных регионах, большое значение имеет научно-обоснованное районирование территории Севера Российской Федерации по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населения.
В настоящее время Минэконоразвития России при участии заинтересованных министерств и ведомств ведется работа по подготовке нового районирования
Севера Российской Федерации. Разработка и внесение в Правительство
Российской Федерации проекта нового федерального закона об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике,
предусматривающего формирование основ районирования Севера России,
предусмотрены пунктом 120 Плана мероприятий Правительства Российской
Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг., утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №
878 (срок 2003-2004 гг.).
На втором заседании Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при
Правительстве Российской Федерации, которое состоялось в г. Якутске 8 июля
2003 г. был заслушан доклад Минэкономразвития России о концепции
районирования Севера Российской Федерации по условиям дискомфортности
жизнедеятельности населения с целью компенсации повышенной стоимости жизни.
В соответствии протоколом заседания вышеназванного Совета создана
рабочая группа с участием представителей Федерального Собрания Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзных и научных
организаций, которая в срок до 1 января 2004 г. должна уточнить критерии и
доработать методику районирования Севера.
Разработка и принятие нового районирования территории Севера позволит более детально классифицировать северные территории, и в дальнейшем осуществлять дифференцированный подход при предоставлении государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим на Севере, основными из которых являются районные коэффициенты и процентные надбавки.
Совершенствование механизма предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается осуществлять путем реализации норм Трудового кодекса, которая предполагает принятие новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В частности по главе 50 Трудового кодекса предусматривается разработка двух федеральных законов:
О размере районного коэффициента к заработной плате и порядке его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (к статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации);
О размере процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядке ее выплаты (к статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заключение
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы
показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения
блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую
нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации
«Российская Федерация — это социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека».
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка
России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства
населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только
на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности.
Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России,
является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию
воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже
средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства
работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия.
Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с
экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда
высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и
максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в
рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.[22;12]
Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.
Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.
Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.
Низкая опдата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.
Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи.
Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе.
В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному
Собранию Российской Федерации 2003 года задача преодоления бедности
рассматривается как стратегическая задача ближайшего десятилетия наряду с
удвоением производства валового внутреннего продукта в стране. Настоящая
работа посвящена анализу причин бедности в России, ее социально-
экономической обусловленности и конкретным предложениям по сокращению
масштабов бедности с учетом международного опыта.
Учитывая актуальность, остроту, масштабность и социальную и
политическую значимость рассматриваемой темы, представленные здесь
материалы носят дискуссионный характер. Они знакомят как с позицией
официальных органов власти Российской Федерации, так и представителей науки
по проблеме бедности.
Литература
1. Барабанов М.В.. Системный кризис экономики России. // Мировая
Экономика и международные отношения. М., №3, 1995, с. 322.
2. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М. М.,
2001, с. 368.
3. Доверие к статистике // Вестник статистики, 1992, №7, с. 42.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2000, с. 640.
5. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления
развития. // Экономист. М, №12, 2002, с. 34-42.
6. Корягина Т. Теневая экономика в СССР. // Вопросы экономики. М., 1990,
№3.с.П6
7. Маневич Е. Заработная плата в условиях рыночной экономики. // Вопросы
экономики. М., 1991, №7. с. 13.
8. Максимов Я.Я. Реализация стимулов к труду в агропромышленном
комплексе. Казань, 1990, с. 138.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.,Т. 46. 4.1. с. 25.
10. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991, с. 113.
11. Об оплате труда колхозников и работников совхозов (экономический обзор Госкомстата СССР) // АПК: экономика, управление. М., 1990, №11. с. 82-83. 12.Основные социально-экономические показатели развития
Российской
Федерации в 2003 г. М.: Госкомстат России, 2003. 13. Ржаництна Л.С.
Вопросы теории и практики сокращения бедности в
России. // Аналитический вестник. №20. М., 2003. 14.Роик В.Д. проблемы
бедности в бюджетном процессе. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.
15.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая Теория. М., 1999, с. 420.
16.Федеральная служба занятости РФ. Мониторинг регистрируемой безработицы январь-июнь 2003. М., 2003, с. 10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10