Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства
p> Актуализация потребительской корзины обусловлена фактическими изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.

Минтруд России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской
Федерации" по уточнению отдельных положений потребительской корзины в целом по Российской Федерации по основным социально-демографическим группам населения.

При уточнении минимального набора продуктов питания увеличены нормы потребления мяса, рыбы, молока, яиц, фруктов и овощей за счет снижения хлебных продуктов и картофеля. Это повышает пищевую и биологическую ценность потребительской корзины. Основой для изменения минимальных наборов продуктов питания явились данные о фактическом питании населения Российской
Федерации, полученные по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств за 1999-2001 гг., а также результаты эпидемиологических исследований питания и здоровья населения, основанные на оценке индивидуального потребления продуктов питания 11 тыс. человек.

Кроме того, использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения по потребностям человека в белке и энергии.

Внесение уточнений в минимальные наборы непродовольственных товаров осуществлялось на основе данных специального обследования, проведенного в
2002 г. в 1040 семьях Всероссийским научно-исследовательским институтом потребительского рынка и маркетинга исходя из сформировавшихся особенностей потребления предметов гардероба и товаров общесемейного пользования, характерных для малоимущего населения, выявленных в ходе обследования.

При уточнении минимального набора непродовольственных товаров расширен ассортимент теплых вещей в регионах с холодным и резко континентальным климатом, внесены изменения в наборы одежды. Изменения затронули также сроки износа одежды, обуви и головных уборов.

С учетом социальной значимости приобретения лекарственных средств для пенсионеров и детей увеличены объемы потребления предметов первой необходимости, санитарии и лекарств от общей величины расходов на непродовольственные товары.

При уточнении минимального набора услуг принималась в расчет необходимость внесения изменений в состав жилищно-коммунальных услуг, а также расширение платности в отраслях социальной сферы и увеличение фактических расходов на пользование транспортными услугами для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

На основании фактической потребности о количестве поездок различных категорий пассажиров в городском и пригородном транспорте внесены изменения в объем потребления транспортных услуг.

Уточнен объем потребления других видов услуг с учетом фактических расходов малоимущего населения на бытовые и ремонтные услуги, платные медицинские услуги и услуги образования.

Предполагается внести уточнения в действующие методические рекомендации по определению потребительской корзины и методику исчисления величины прожиточного минимума.

Законопроект вместе с подготовленным проектом уточненных Методических рекомендаций по определению потребительской корзины в целом по Российской
Федерации и в субъектах Российской Федерации рассмотрен в субъектах
Российской Федерации и будет представлен в Правительство Российской
Федерации в установленном порядке.

Принятие законопроекта будет способствовать работе, проводимой в регионах по социальной поддержке малоимущего населения в соответствии с законодательными актами, реализация которых связана с применением величины прожиточного минимума.

В области адресной социальной помощи малоимущим гражданам

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральными законами "О прожиточном минимуме в Российской
Федерации" и "О государственной социальной помощи".

Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" принят Федеральный закон от 5 апреля
2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В целях реализации части третьей статьи 5 данного Закона постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

В регионах приняты и принимаются законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам оказания государственной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством с учетом своих финансово-экономических возможностей. Наряду с денежными выплатами, активно используются натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, предоставление услуг и др.).

Одной из основных проблем реализации Федерального закона "О государственной социальной помощи" является недостаток средств в бюджетах
Российской Федерации и местных бюджетах. Поэтому такая помощь не может быть оказана всем малоимущим гражданам, с тем, чтобы обеспечить доведение их доходов до величины прожиточного минимума.

Сдерживающими факторами являются также отсутствие четкого распределения полномочий между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях в вопросах оказания социальной помощи, а также сохранение действующей системы многочисленных льгот различным категориям населения, предоставляемых без учета нуждаемости. Работа по этим направлениям будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в соответствии с программными документами Правительства Российской Федерации.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) предусматривается внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", а также принятие иных нормативных правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, совершенствования процедуры проверки нуждаемости в государственной социальной помощи получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации.

В области упорядочения социальных выплат и льгот

Согласно абзацу седьмому части первой статьи 11 Закона Российской
Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"
(с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 39-ФЗ) гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или
"Почетный донор СССР", предоставлено право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно подпункту 16 пункта 1 Приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" № 20 "Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году" с 1 января по 31 декабря 2003 года из-за отсутствия финансовых средств приостановлено действие абзаца седьмого части первой статьи 11
Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".

В настоящее время статьей 88 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено утвердить в составе раздела
"Здравоохранение и физическая культура функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации предельный объем средств, направляемых на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", в сумме 1 110,5 млн. рублей.

Порядок финансирования указанных расходов устанавливается
Правительством Российской Федерации.

Исходя из нормы, содержащейся в статье 88 вышеназванного законопроекта,
Минздравом России, Минтрудом России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства
Российской Федерации.

Пунктом 4 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации на второе полугодие 2002, утвержденного распоряжением
Правительства Российской от 20 августа 2002 года № 1147-р, и пунктом 19
Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта
2002 года № 314-р (в редакции распоряжения Правительства Российской
Федерации 20 августа 2002 г. № 1148-р), Минтруду России совместно с
Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрансом России, МПС России,
Минобороны России и МВД России поручалось разработать проект федерального закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности" вместо ранее разработанного проекта федерального закона "Об адресной компенсации оплаты за проезд отдельным категориям граждан".

Такой законопроект разработан Минтрудом России совместно с
Минэкономразвития России, Минтрансом России, а также МПС России и 27 декабря 2002 года за № 2549-Пр направлен в Правительство Российской
Федерации.

В проекте закона предусматривается, что право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов должно реализовываться на основании проездных документов (билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов и быть связано с их профессиональной деятельностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать