. накоплением "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить;
. неоправданно низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений;
. чисто спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния экономики;
. полным отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;
. непродуманной фискальной политикой.
Внешние факторы (восточно-азиатский и мировой экономические кризисы,
падение цен на нефть и т.д.) лишь ускорили наступление кризиса в России и
увеличили его тяжесть.
Однако начало кризиса было спровоцировано непосредственно правительством.
Оно попыталось одним махом девальвировать рубль, повысить налоговые
поступления в казну, облегчить положение крупнейших банков путем
замораживания расчетов с их зарубежными кредиторами, объявить войну
неплатежам.
Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом отличают его от
кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии, но при этом и
определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического роста.
Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического
развития - основы существования самого государства, В результате его
последствия сказались значительно тяжелее.
2. Экономические проблемы финансового кризиса и их влияние на движение капитала.
Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса в России,
особенно обострившегося к августу 1998 года, можно выделить следующие:
. Снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов к
Правительству, Центральному банку и Министерству финансов России означает утрату возможностей занимать деньги как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.
. Закрытие как внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета означают в сложившееся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования и возвращение к практике кредитование Центробанком Правительства России. Это, в свою очередь, повысит темпы роста денежной массы и неизбежно скажется на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.
. Кризис отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, приведет к обострению кризиса неплатежей.
. Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%) приведет к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования.
Ожидаемого усиления деловой активности в нефтегазовом и других
экспортоориентрованных секторах экономики, благодаря изменению соотношения
"затраты в рублях/выручка в валюте", может не произойти, поскольку в
условиях обострения бюджетного кризиса государство постарается выбирать все
дополнительные прибыли из сектора даже без введения дополнительных налогов
в счет просроченной задолженности в бюджет. Точно так же трудно
прогнозировать способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей
быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением
реального курса рубля и соответствующим снижением конкурентоспособности
импортных товаров. Эти перспективы зависят также от уровня инфляции.
По отношению к первому кварталу в ходе кризиса произошла почти 160- процентная девальвация рубля. В то же время наблюдался интенсивный рост индекса потребительских цен.
Кроме того, наблюдается резкое снижение уровня жизни населения что приводило к снижению вкладов не только как следствию снижения политического доверия, но и просто из-за недостаточности экономического положения.
Реальная заработная плата и доходы населения в марте 1999г, по данным
Госкомстата РФ составили 58 и 75% от показателей годичной давности. И, хотя
падение уровня жизни в последнее время несколько замедлилось, это является
слабым утешением для большинства людей, чье благосостояние было существенно
подорвано финансовым кризисом.
По сравнению с первым кварталом 1998г. минимальный потребительский набор
подорожал почти вдвое. И, хотя денежные доходы населения увеличились в
марте 1999г. на 54,1% по сравнению с тем же периодом 1998г, инфляционный
скачок полностью «ликвидировал» эту прибавку. Таким образом, сейчас в
среднем по РФ месячные доходы населения лишь в 1,5 раза превышают
прожиточный минимум. Аналогичная ситуация складывается и с реальной
средней заработной платой. Начисленная номинальная заработная плата, по
данным Госкомстата РФ, составила в марте 1999г. 1295 руб. и возросла по
сравнению с мартом 1998г. на 20,4%. Тем не менее, в долларовом эквиваленте
она снизилась более чем в 3 раза. Еще летом 1998г. средняя зарплата по
России составляла 180 долл. США, то в марте 1999г. она опустилась в среднем
по всем отраслям экономики до 54 долл. США.
Однако, и столь низкая заработная плата далеко не всегда выдается в срок по состоянию на 1 апреля 1999г. суммарная задолженность по зарплате составила 67686 млн. рублей.
3. Занижение стоимости экспорта
Необоснованное не поступление экспортной выручки Непогашение импортных
авансов Невыделенный контрабандный экспорт Торговые кредиты сверх выданных
Б лицензий и разрешений на отсрочку платежа и предварительную оплату
импорта Превышение отраженных в платежном балансе финансовых кредитов сверх
выданных Б лицензий и разрешений Вывоз капитала по статье «Чистые ошибки и
пропуски» платежного баланса
Капитальные трансферты эмигрантов Средства, затраченные россиянами на-
приобретение недвижимости за границей Контрабандный вывоз наличной валюты
Так, в 1997 г. значительный чистый приток валюты по линии госсектор?
(+12,8 млрд долл.) был связан с финансированием бюджетного дефицита за счет
портфельных инвестиций нерезидентов в государственные долговые ценные
бумаги (ГКО/ОФЗ, а также еврооблигации). I ., , .
Общая сумма обязательств государства по портфельным инвестициям
нерезидентов составляла 44 млрд долл. В 1998 г. чистый приток госсектора
был достигнут за счет значительной просроченной задолженности после
августовского дефолта по ГКО/ОФЗ. При этом в 1997—'1998 гг. сальдо
торгового баланса и баланса услуг находилось на очень низком уровне (12—13
млрд долл.) в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке энергоносителей
и высоким объемом импорта (1997 г. — 89,04 млрд, в 1998 г. — 74,7 млрд
долл.).
Растет спрос со стороны нерезидентов на российские активы, в том числе на акции предприятий, ориентированных на внутренний рынок (региональные предприятия связи, энергетики). В то же время не вполне понятно, как будет развиваться ситуация при условии затяжной мировой рецессии и продолжительного снижения цен на энергоносители.
На примере российского кризиса 1997—1998 гг. и азиатского кризиса очевидно, что краткосрочные портфельные инвестиции очень мобильны и их отток при ухудшении внешнеторгового баланса и повышении инвестиционных рисков способен привести к коллапсу слабых финансовых рынков, относящихся к развивающимся. Косвенная оценка нелегального вывоза капитала складывается из нёвозвращенной экспортной выручки, непогашенных импортных авансов, а также чистых ошибок и пропусков.
На протяжении рассматриваемого периода его значение снижалось с 19,3 млрд. долл. в 1997 г. до 11,7 млрд. долл. в'1999 г. (резкое ужесточение валютного контроля, введение 75%-ного норматива обязательной продажи экспортной выручки, требование 100%-но-го депонирования предоплаты по импортным контрактам).
Таким образом, вывоз капитала по государственным и частным каналам остается значительным (в последние 3 года — не менее 30 млрд долл.). Однако в 2001 г. при наиболее значительном оттоке валютных средств со стороны государства (погашение основной суммы долга и процентные расходы) отток капитала со стороны частного сектора снизился.
Это позитивная тенденция, связанная с улучшением инвестиционной
привлекательности России по сравнению с .альтернативными рынками капитала
В то же время отток капитала может усилиться при ухудшении экономической
конъюнктуры внутри страны (замедление экономического роста, высокие темпы
инфляции, проблемы с обслуживанием внешнего долга). В конечном итоге для
устойчивого притока инвестиций в страну необходимо снизить все еще очень
высокую зависимость нашей экономики от мировых цен на сырьевые товары,
составляющие основу нашего экспорта и доходов бюджета.
III. Инвестиции в России 1997-1998 года.
Вывоз капитала частным сектором можно оценить как сальдо торгового
баланса и баланса услуг за минусом чистого оттока средств со стороны
госсектора и увеличения золотовалютных резервов. Это значение равно
превышению вывоза капитала частным сектором над его ввозом Согласно такой
оценке в течение 1997-—1998 г. вывоз капитала оценивается примерно на одном
и том же уровне — 23—25 млрд долл. в год. Лишь в 1998 г. это значение
несколько снижается — до 21,6 млрд долл. в связи с ухудшением финансового
состояния большинства нефинансовых предприятий и банков после дефолта и
девальвации.
Однако уже к 1999 ситуация меняется к лучшему — по оценке, вывоз
капитала частным сектором составляет примерно 15 млрд долл. Это может быть
связано с частичным возвратом вывезенных ранее капиталов в Россию и
сокращением оттока средств со стороны крупных российских компаний. Причины
— улучшение инвестиционного климата в России.
Растет спрос со стороны нерезидентов на российские активы, в том числе на
акции предприятий, ориентированных на внутренний рынок (региональные
предприятия связи, энергетики). В то же время не вполне понятно, как будет
развиваться ситуация при условии затяжной мировой рецессии и
продолжительного снижения цен на энергоносители.
На примере российского кризиса 1997—1998 гг. и азиатского кризиса
очевидно, что краткосрочные портфельные инвестиции очень мобильны и их
отток при ухудшении внешнеторгового баланса и повышении инвестиционных
рисков способен привести к коллапсу слабых финансовых рынков, относящихся к
развивающимся.
Косвенная оценка нелегального вывоза капитала складывается из
нёвозвращенной экспортной выручки, непогашенных импортных авансов, а также
чистых ошибок и пропусков.
На протяжении рассматриваемого периода его значение снижалось с 19,3 млрд
долл. в 1997 г. до 11,7 млрд долл. в'1999 г. (резкое ужесточение валютного
контроля, введение 75%-ного норматива обязательной продажи экспортной
выручки, требование 100%-но-го депонирования предоплаты по импортным
контрактам).
Таким образом, вывоз капитала по государственным и частным каналам
остается значительным (в последние 3 года — не менее 30 млрд долл.). Однако
в конце 1999 при наиболее значительном оттоке валютных средств со стороны
государства (погашение основной суммы долга и процентные расходы) отток
капитала со стороны частного сектора снизился.
Это позитивная тенденция, связанная с улучшением инвестиционной
привлекательности России по сравнению с .альтернативными рынками капитала
В то же время отток капитала может усилиться при ухудшении экономической
конъюнктуры внутри страны (замедление экономического роста, высокие темпы
инфляции, проблемы с обслуживанием внешнего долга). В конечном итоге для
устойчивого притока инвестиций в страну необходимо снизить все еще очень
высокую зависимость нашей экономики от мировых цен на сырьевые товары,
составляющие основу нашего экспорта и доходов бюджета.