Экономическая безопасность России в период системных преобразований

Решить   проблему   "утечки"   валютных   ресурсов   только экономическими (рыночными) методами невозможно. Предотвратить несанкционированный   вывоз   валютных   ресурсов   можно   путем использования системы мер, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, - на основе реализации эффективной бюджетной, налоговой, кредитной политики, рационального денежного обращения, валютного и таможенного регулирования и т.п. Пресечение "утечки" валютных средств предполагает создание жесткой и эффективной системы государственного валютного контроля за возвращением валютной выручки российских экспортеров. К такой системе взаимосвязанных и одновременно действующих мер целесообразно отнести следующие:

- создание квалифицированной аудиторской службы, главными задачами которой должны стать отслеживание объективности и полноты учета валютных операций участниками внешнеторговых сделок;

- реформирование финансовой и налоговой службы в направлении создания благоприятных условий для осуществления внешнеторговых операций;

- налаживание эффективной системы единого таможенно-банковского контроля за поступлением валютной экспортной выручки российских экспортеров.

Предполагается, что новая система мер валютного контроля сделает его более эффективным, поскольку к контролю подключаются банки, ответственность которых за поступление валютной выручки от экспортных

сделок значительно возрастает, информация о совершенной сделке, сумме и сроках поступления валютной выручки документально фиксируется и находится под контролем разных по подчиненности учреждений. Тройной контроль за каждой экспортной сделкой затруднит сговор между банком и экспортером либо между экспортером и таможенным инспектором, перекроет каналы "утечки" валютных ресурсов.

Это нововведение способно кардинальным образом повлиять на пополнение бюджета страны валютными ресурсами, сократить "утечку" валютных ресурсов, обеспечить экономическую безопасность страны.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации должна строится на вариантных прогнозах экономического и социального развития России и ее регионов и корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов.

Многовариантная    стратегия    предоставляет    определенные преимущества и, в частности, возможность "переключения" на тот или иной вариант в зависимости от конкретного развития ситуации без принятия экстренных, недостаточно проработанных и взаимоувязанных решений.

При этом должна быть сформирована полноценная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших структурных сдвигов и способная взять на себя функцию поддержания экономики страны на безопасном уровне на основе четко определенных границ и критериев (условий) государственного вмешательства в экономику (в частности, границ государственного сектора), а также разработку эффективных методов государственного регулирования.

Учитывая, что экономическая безопасность государства базируется прежде всего на эффективном хозяйствовании каждого агента рынка, на первый план выходит работа по проведению структурных преобразований.

Смена типа хозяйствования, происходящая в ходе реформ, положила начало существенным структурным изменениям - от изменения форм собственности, либерализации цен и условий внешнеэкономической деятельности к объективному изменению структуры производства в результате ее приспособления к платежеспособному спросу.

В связи с этим в основу формирования Основных положений государственной стратегии в области экономической безопасности Российской Федерации целесообразно положить следующие принципы экономической политики:

- формирование слоя активных собственников;

- создание одинаковых условий поведения для всех хозяйствующих субъектов;

- активизация межотраслевого перелива капиталов;

- преемственность целей экономической политики для перспективного и среднесрочного периодов;

- необходимость соизмерения и сопряжения целей экономической политики с реальными социальными, финансовыми ограничениями, а также ограничениями, обусловленными состоянием инфраструктуры российской экономики.

Исходя из этого структурная политика должна реализовываться на макро- и микроэкономическом уровнях по трем основным направлениям, определяющим ориентиры деятельности органов государственной власти по селективной поддержке элементов российской экономики для обеспечения экономической безопасности государства.

На макроэкономическом уровне - в ходе проведения структурной политики должны решаться следующие задачи:

- повышение совокупного спроса;

- увеличение нормы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;

- стимулирование перелива всех видов ресурсов из стагнирующих секторов в секторы роста;

- увеличение валовых инвестиций;

- регулирование импорта в целях защиты отечественных производителей в рамках общепринятых процедур.

На микроэкономическом уровне в ходе осуществления структурной политики необходимо решить следующие задачи:

- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и организаций;

- ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;

- недопущение возможности появления новых монополий;

- стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала;

- организация согласительного процесса в целях торможения роста цен;

- стимулирование внедрения рыночных норм поведения экономических субъектов.

Первое  направление  структурной  политики  заключается  в непосредственной работе с агентами рынка и связано:

- во-первых, с идентификацией "точек роста", то есть предприятий, организаций, реализующих проекты и программы, обеспечивающие нахождение и освоение реального платежеспособного спроса на свободном рынке. Тот или иной элемент экономического пространства может быть отнесен к "точкам роста" в смысле приоритетов структурной политики, если он действует экономически эффективно, расширяет объем вовлекаемых в сферу своей деятельности финансовых, трудовых и иных ресурсов, не приближается к своему "пределу роста", обусловленного конъюнктурой   рынка  и   какими-либо  ресурсными   или   иными ограничениями, способствует формированию на базе "точек роста" "секторов" роста.

- во-вторых, с выведением из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств;

- в-третьих, с необходимостью в сегодняшних условиях поддержания жизненно важных отраслей экономики в целях обеспечения экономической безопасности РФ.

К жизненно важным отраслям и производствам с точки зрения экономической безопасности следует отнести топливную промышленность и энергетику, пищевую промышленность, транспорт, связь и др.

Второе  направление  структурной  политики  заключается  в воздействии государства на объем совокупного спроса на товары и услуги через образование государственного спроса, который формируется на основе государственных нужд и программ федеральных ведомств, региональных администраций и органов местного самоуправления в рамках бюджетных ограничений всех уровней. Это направление определяет объемы гарантированного спроса для субъектов свободного рынка, а также объемы и направления вложения государственных ресурсов для обеспечения функционирования тех сфер жизнедеятельности, за которые указанные структуры несут прямую ответственность.

Третье направление структурной политики определяется как система проектов и  программ задельного характера - как научных и инновационных, так и производственных и инвестиционных. Такая система опирается прежде всего на результаты анализа перспектив развития мирового рынка и нацелена на прорыв в среднесрочной и долгосрочной перспективе на новые сегменты рынка, на освоение прогнозируемых ниш платежеспособного   спроса,   на  обеспечение  жизненно   важных национальных интересов в будущем. К числу последних относится и задача сохранения возможности активизировать деятельность в тех или иных потенциально важных для государства научных или хозяйственных сферах, которые в настоящее время не могут быть отнесены к первому или второму направлению. Реализация указанных целей требует в ближайшее время:

- разработки государственной политики в области правовой защиты прав интеллектуальной собственности;

- подготовки и принятия нормативных актов, обеспечивающих деятельность некоммерческих научных организаций;

- создания целостной системы государственного регулирования экспорта технологий;

- поддержания международных связей российских научных школ в приоритетных областях фундаментальных исследований;

- создания системы стимулирования частных инвестиций в НИОКР, в наукоемкое производство;

- развития научной инфраструктуры и в первую очередь ее основы -системы научно-технической информации.

В целях стабилизации общества проводимая государством социальная политика должна содействовать консолидации общества при условиях достижения устойчивого экономического положения граждан, повышения уровня жизни населения, в том числе за счет увеличения денежных доходов, что позволит предотвратить угрозу безопасности России с точки зрения возможных социальных конфликтов.

Все вышесказанные взгляды на разрабатываемую проблему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации далеко не в полной мере раскрывают все ее аспекты. В проекте Основных положений государственной стратегии в области  экономической безопасности РФ находят отражение и вопросы,  связанные с инвестиционной политикой, мерами в финансовой и кредитно-денежной сфере, региональной политикой, внешнеэкономической деятельностью, а также с решением проблемы нарастания экономической преступности.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. "От кризиса к стабилизации и ее последующему подъему" "Вопросы экономики" Nil (1994), стр. 5-43.

II. Ю.Рыжов "Стратегия безопасности страны" Сборник "Армия и общество" (1990г.), стр.380-391.

III. Газета "Известия" 1993 (23 января).

IV. Л.Абалкин "Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение"; "Вопросы экономики" N12 (1994),стр.4-13.

V.   А.Архипов,   А.Городецкий,   Б.Михайлов   "Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения" "Вопросы экономики" N 12 (1994), стр. 36-44.

VI.   Е.Бухвальд,   Н.Гловацкая,   С.Лазуренко   "Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели" "Вопросы экономики" N 12 (1994), стр. 25-35.

VII. С.Лыкшин, А.Свинаренко "Развитие экономики Росиии и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности" "Вопросы экономики" N12 (1994), стр.115-125.

VIII.    К.Самсонов    "Элементы   концепции    экономической безопасности"; "Вопросы экономики" N 12 (1994), стр. 14-24.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать