Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений
p> В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам неравномерна, что отражено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1

Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США
|Украина |- |- |159 |267 |350 |600 |700 |
|Россия |- |- |637 |2017 |2479 |3800 |1500 |
|Польша |378 |1715 |1875 |3659 |4498 |3000 |4000 |

Неравномерность привлечения иностранных инвестиций в экономику оказывает влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических показателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2), показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г.

Таблица 2.2

Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, млн. долл. США
|Украина |1761 |1337,8|996,5 |932,3 |846,7 |637,4 |663,1 |
|Россия |2856,8|2586,9|2162,5|2373,1|2931,4|2960,8|2816,7|
|Польша |2153,7|2200 |2363,5|3061,7|3474,4|3704,5|3897,1|

В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3).

Таблица 2.3
Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г., млн. долл. США
|Страна |Величи|Валово|
| |на |й |
| |иностр|внутре|
| |анного|нний |
| |капита|продук|
| |ла |т |
|Беларусь |1550 |25693,|
| | |5 |
|Украина |12700 |33753,|
| | |7 |
|Россия |158500|414051|
|Польша |31700 |150819|

В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом внутреннем продукте в 2000 г. в Республике Беларусь составила всего лишь
6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%.

Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику
Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так, наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики

Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
| Отрасль |Величина,|
|экономики |% |
|Транспорт |4,1 |
|Связь |3,2 |
|Строительство |1,2 |
|Торговля |13,5 |
|Сельское |0,4 |
|хозяйство | |
|Промышленность |70,5 |
|Остальные |7,1 |

Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался процесс формирования материально-технической базы для активизации обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1985-2000 гг. (в % к итогу).
|Годы |Всего |В том числе по отраслям экономики |
|Прямые инвестиции, всего |72,6 |189,7 |105,2 |
|В том числе страны СНГ |53,4 |125,4 |39 |
|За границу, всего |0 |-2,1 |-2,4 |
|В том числе в страны СНГ |0 |-0,7 |-0,8 |
|Во внутреннюю экономику, |72,6 |191,8 |107,6 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |53,4 |126,1 |39,8 |
|Портфельные инвестиции, |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |-14,5 |-42,8 |13,9 |
|Активы (нерезиденты), всего |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|В том числе в страны СНГ |-17,7 |-80,3 |26,8 |
|Обязательства (резиденты), |3,2 |37,5 |-12,9 |
|всего | | | |
|В том числе в страны СНГ |3,2 |37,5 |-12,9 |
|Другие инвестиции, всего |401,4 |431,1 |496,9 |
|В том числе в страны СНГ |229,7 |366,8 |374,4 |

Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики
Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации, разработка программного обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по приоритетным отраслям экономики способен обеспечить создание новых наукоемких производств, сокращение безработицы, укрепление конкурентоспособности предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ складывающихся тенденций в экономике указывает на углубление интеграции материального и нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг.
Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в табл. 7.

Таблица 2.7
Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.
|Страны |Доля в общем объеме |
| |иностранных инвестиций |
|Нидерланды |25,6 |
|Германия |21,7 |
|США |16,8 |
|Польша |5,8 |
|Кипр |3,7 |
|Ирландия |2,8 |
|Швейцария |2,6 |
|Австрия |2,3 |

3. Защита иностранных инвестиций.

Процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и правовой нестабильностью в стране. Существуют такие понятия как неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем его средств или активов.

При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды неопределенностей и рисков:

1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и использования прибыли.

2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения ограничений на торговлю).

3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально- политические изменения в стране или регионе.

4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры.

5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий.

6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, технологический брак).

В этой связи очень важным моментом является система гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к следующему:

• Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных Законом.

По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать, что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам, причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в частности, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций»
(1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.).

Инвестиционный Кодекс, принятый Парламентом Республики Беларусь, также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов, указывая на то, что государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица инвестора.

Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных исключений из национального режима.

Во-первых, национальный режим осуществления хозяйственной деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных инвесторов, а иногда и противоречит их интересам. Иностранный инвестор зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему национального режима.

Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом
Беларуси и режимами развитых стран, экспортирующих капитал. Многие зарубежные предприниматели, несмотря на преференции и гарантии, не рискуют вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс, большой удельный вес государственной собственности, нестабильное законодательство, слабая предпринимательская инфраструктура, негативное отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов, отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть иностранных инвестиций в национальную экономику будет просто упущена.

В-третьих, интересы привлечения иностранного капитала обуславливают особые льготы и гарантии для инвесторов, хотя с общетеоретической точки зрения национальный режим является самым оптимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с осуществлением инвестирования.

Следует отметить, что по вопросу выбора оптимального режима иностранных инвестиций высказываются подчас самые полярные точки зрения.
Некоторые специалисты отдают предпочтение преференциальному режиму, поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что инвестирование осуществляется в особо социально значимую и более рискованную сферу производства материальных и духовных благ.
«Преференциальный режим», с их точки зрения, позволяет, например, компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у других видов субъектов экономических отношений. Подобный режим является стимулирующим для привлечения инвестиций в национальную экономику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать