. государственную заинтересованность в укреплении позиций национальной банковской системы России, учитывая масштабы ее территории и экономики;
. многоукладность банковской системы, понимая под ней многообразие способов формирования капиталов и сфер деятельности банков.
Основу банковской системы должны составлять акционерные и частные кредитные организации;
. создание равных конкурентных условий;
. усиление роли и возможностей региональных банков, так как именно регионы имеют возможности для развития производительных сил страны;
. ускорение перехода коммерческих банков на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
3. Увеличить объемы рефинансирования Банком России коммерческих банков, в том числе за счет предоставления стабилизационных ссуд, изменения порядка предоставления ломбардных кредитов с тем, чтобы он был, приемлем для банков, внедрения операций по переучету векселей.
4. Федеральным и региональным органам власти совместно с банками определить взаимовыгодные меры по стимулированию направления банковского капитала в реальный сектор экономики — снижение стоимости кредитов и кредитных рисков, координация программ по развитию региональных экономик с возможностями привлечения для этого кредитов банков, облегчение местного налогового бремени, изменение очередности платежей по возврату ссуд, совершенствование Банком России экономических нормативов.
5. Принять законодательные акты о гарантировании вкладов граждан и внести необходимые изменения в закон о реструктуризации кредитных организаций.
6. Продолжить тенденцию к ремонетизации реального сектора.
7. Привлечь для реструктуризации банковской системы средства международных банков и финансовых организаций.
23 декабря 1999 г. правительство приняло Постановление № 1425 «О внесении изменений в соглашение между Российской Федерацией и МБРР», предусматривающее использование части средств займа на совершенствование банковского регулирования в размере до 10 млн. дол. и на мероприятия по реструктуризации банковской системы, осуществляемые АРКО, в размере до 35 млн. дол. Но эти деньги вряд ли пойдут на увеличение капиталов банков, которые проходят реструктуризацию.
Беспокоясь о том, что реструктуризация и особенно рекапитализация
банковской системы проходят медленно, Совет Ассоциации обратился в январе
с. г. к В. В. Путину с рядом предложений по решению этих проблем. В. В.
Путин поручил Банку России подготовить предложения о дополнительных мерах
по капитализации кредитных организаций.
И все же важнейшими факторами укрепления банковской системы остаются усилия самих банков, их учредителей и акционеров, компетентное управление активами и пассивами, повышение рентабельности.
Рекапитализация непосредственно связана с получением прибыли. Сказать, что в этой области для банковского бизнеса сложилась самая благоприятная обстановка, было бы слишком смело. Почти 40% промышленных предприятий убыточны, и в силу этого реальный сектор сложно кредитовать. Предоставление услуг населению также затруднено в связи с его низкими доходами.
Советы банкам
На что в этих условиях целесообразно ориентироваться?
1. Подходить к кредитованию промышленности не с позиции перестраховки и
отказа, а путем комплексного анализа работы предприятий находить методы
установления кредитных отношений с ними. В этой связи мы хотели бы
напомнить о Постановлении правительства РФ от 12.11.99 г. № 1249,
определяющем порядок предоставления государственных гарантий при выдаче
кредитов на осуществление крупных проектов, в соответствии с которым
Минэкономики РФ проводит анализ и отбор высокоэффективных инвестиционных
объектов.
2. Первоочередной задачей является организация кредитования производства, модернизация оборудования предприятий, финансирование быстроокупаемых проектов, которые непосредственно связаны с инновациями и являются высокоэффективными.
Обратить особое внимание на лизинговые и факторинговые операции. Они привлекательны как для крупных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса, особенно в регионах. Лизинговые платежи предприятия могут включать в стоимость продукции, использование лизингового оборудования сокращает налог на имущество и освобождает от вложения крупных средств в основные фонды.
3. Расширять кредитные отношения с населением. Хотя доходы граждан невелики, однако отдельные группы населения способны получать и погашать кредиты, оплачивать другие банковские услуги. Эти вопросы целесообразно решать совместно с руководителями предприятий — клиентами коммерческих банков, которые располагают более полной информацией о возможностях своих работников.
4. Главное же направление - расширять круг услуг, оказываемых клиентам.
Эта задача должна постоянно находиться в центре внимания банков.
В 1999 г. наметился перелом во взаимоотношениях банков с экономикой.
Кредитные вложения возросли в полтора раза и составили 512 млрд. руб. Кроме
того, вложения банков в акции и паи предприятий увеличились с 8 до 26 млрд.
руб. (более чем в три раза). Большинство банков, независимо от их величины,
в различных формах кредитуют своих клиентов, особенно тех, в
платежеспособности которых они уверены. Стимулом для расширения
кредитования предприятий явилось снижение ЦБ РФ процентных ставок по
кредитам с 45 до 33%. Эту тенденцию Центробанк обещает сохранить и на
перспективу, чтобы к концу текущего года ставка рефинансирования составляла
примерно 18%.
Зачастую банки критикуют за недостаточную инвестиционную активность.
Однако следует иметь в виду, что кредитные организации работают в основном
с «короткими деньгами». Долгосрочные ресурсы - вклады населения на срок
свыше одного года — составляют небольшую часть — 100 млрд. руб., или около
8,5% от общей суммы вкладов. Поэтому активное привлечение сбережений
населения (как инвестиционного ресурса) остается очень актуальным.
Наученные финансовым кризисом, банки предъявляют строгие требования к качеству залогов заемщиков, к гарантиям возврата кредита, более тщательно проверяют кредитоспособность организаций. Но этого недостаточно. Нужна целенаправленная государственная промышленная политика, в которой были бы определены не только приоритеты, но также меры по повышению уровня менеджмента и ответственности руководителей за финансовые результаты деятельности предприятий.
Недавно правительство приняло два постановления по поддержке малого и
среднего бизнеса. Предусмотренные в них меры позволят банкам с меньшими
рисками кредитовать малых предпринимателей в сфере производства.
Европейский банк реконструкции и развития выделяет России целевые ссуды для
кредитования малых предприятий, и банкам целесообразно устанавливать с ними
деловые отношения.
Для финансирования крупных проектов и соблюдения при этом нормативных требований ЦБ РФ собственных средств отдельных банков часто не хватает. В этой связи мы настоятельно рекомендуем банкам создавать пулы для предоставления синдицированных кредитов, что также позволит снизить кредитные риски. В международной практике такой метод используется весьма широко.
Банки и рынки
Развитие экономики во многом зависит от состояния финансовых рынков и участия в них банков. Рынок межбанковских кредитов после кризиса медленно оживает: формируются новые группы его участников. В качестве примера можно привести Европейский трастовый банк, Содбизнесбанк, Москомприватбанк и ряд других, на базе которых созданы и расширяются площадки торговли межбанковскими кредитами (МБК). Сейчас оборот рынка МБК составляет более 90 млрд. руб., но с поправкой на инфляцию это лишь половина докризисного объема, качественных изменений рынка пока не произошло. Межбанковские операции с участием ЦБ осуществляются в основном в Московском регионе, в котором преобладают сверхкороткие (однодневные) кредиты. Тем самым роль этого сегмента рынка ограничивается простым поддержанием текущей ликвидности.
Фондовый рынок проходит мучительный этап становления. В развитых странах инвестиции в экономику на 90% осуществляются за счет выпуска ценных бумаг предприятиями, в России - не более 10%. Рынок этих бумаг ограничен так называемыми «голубыми фишками», т. е. ценными бумагами небольшого количества предприятий сырьевых отраслей.
Отсутствуют условия для участия населения на фондовом рынке.
Ассоциация российских банков совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Московской межбанковской валютной биржей и другими заинтересованными структурами подготовила проект Программы развития фондового рынка и поддержки деятельности эмитентов. Этот проект был направлен в высшие государственные инстанции По нашему мнению, в целях обеспечения инвестиционных потребностей реального сектора экономики и расширения участия в этом коммерческих банков должна быть принята специальная Государственная программа развития рынка корпоративных ценных бумаг.
Более мобилен валютный рынок, обороты которого растут быстрыми темпами.
На ММВБ в феврале 2000 г. среднедневной оборот по доллару США в системе
электронных лотовых торгов вырос в сравнении с январем прошлого года на 70%
и превысил докризисный объем. Но в последнее время стала проявляться
потребность в новых организационных формах взаимодействия участников
валютного рынка. В связи с этим Ассоциация российских банков вместе с ММВБ
выступила с инициативой создания Национальной валютной ассоциации. Такая
структура создана, и мы уверены, что она сможет адекватно отражать и
защищать интересы участников как биржевого, так и внебиржевого валютных
рынков.
Есть еще один важный показатель денежного рынка - его направленность.
Сейчас 60% денежных ресурсов России обслуживают потребности государства,
что по международным меркам беспрецедентно. Уход такой большой доли
денежных ресурсов страны в госсектор серьезно сдерживает экономический
рост.
Регулирование и надзор за деятельностью банков
Банк России совершенно справедливо заявляет о необходимости совершенствования нормативов надзора, делающих банковскую систему более надежной, о переориентации банковских денежных потоков в реальный сектор экономики. Мы разделяем мнение его Председателя В. В. Геращенко, высказанное на совещании руководителей главных управлений (национальных банков) Банка России 19 января с. г.: «Главной задачей является не изъятие временно свободных средств банков, а их использование в реальном секторе».
Однако слова зачастую расходятся с делами. Так, два с половиной месяца
назад Банк России явно неоправданно повысил отчисления банков в Фонд
обязательного резервирования. Сейчас в денежно-кредитной политике ЦБ РФ
предусматривается только регулирование макроэкономических процессов путем
воздействия на массу денег в обращении, изъятие с денежного рынка
«излишней» ликвидности административным способом, чтобы сократить спрос на
валютном рынке. Новые нормативы, повышающие отчисления в Фонд обязательного
резервирования, вводятся поспешно, и даже за прошедший период Так было,
например, в январе 2000г. Получается своеобразный бизнес по-русски:
коммерческие банки собирают ресурсы, платят за них большие деньги, а
Центральный банк забирает их бесплатно вместо того, чтобы создавать условия
для их эффективного использования как для банков, так и для государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8