Экономическая роль банковской системы в общественном производстве. Денежно-кредитная политика
p> Как видим, соблюдение ликвидности банка как способности рассчитываться по обязательствам практически не зависит от высвобождения средств из кредитных вложений. Поэтому преодоление банковского кризиса не может быть достигнуто с помощью такого высвобождения средств. Так. в приведенном варианте N° 3 высвобождение средств из кредитных вложений сопровождается равновеликим уменьшением остатков на расчетных счетах и, следовательно, не образуются ресурсы, которые могли бы быть использованы банком, в том числе и для погашения МБК.

Это, с одной стороны, свидетельствует о неприемлемости такой меры для погашения задолженности по МБК, а с другой стороны, ставит под сомнение в целом характеристику возможности поддержания ликвидности за счет высвобождения средств из кредитных вложений.

Вызывает удивление, что при характеристике возникновения банковского кризиса в весьма ограниченной степени принимается во внимание существующий в стране платежный кризис, несмотря на тесную связь между этими явлениями.
Именно на фоне неплатежей в хозяйстве возник и такой своеобразный феномен, как банковский кризис, который отличается особенностями, подтверждающими его самостоятельное значение. Это видно из следующего.

Кризис неплатежей возникает, если многие плательщики по различным причинам задерживают платежи своим контрагентам. В свою очередь такие контрагенты задерживают платежи другим по получателям. При весьма широком распространении неплатежей складывается платежный кризис.

Однако не все неплатежи вызывают банковский кризис. Взаимные неплатежи клиентов данного банка не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на его возникновение в том смысле, что та или иная величина таких неплатежей не сказывается на возможности банка перечислять средства своих клиентов в другие банки для их клиентов.

Возможность того или иного банка перечислять средства своих клиентов в другие банки зависит от состояния его расчетов с другими банками, но никак не от состояния расчетов между клиентами данного банка. В самом деле, если речь идет о перечислении средств через РКЦ, то для этого необходимо, чтобы в балансе банка дебетовое сальдо по расчетам с РКЦ было достаточным для выполнения перечисления.

Если же банк ведет расчеты с другими банками, минуя РКЦ, на основе непосредственных корреспондентских взаимоотношений с другим банками, то перечисление клиентам других банков возможно в тех случаях, когда сальдо расчетов между такими банками позволяет осуществлять эти операции.

Ограниченная возможность привлечения МБК, а также неполучение перечислений от других банков не позволяют данному банку перечислять другим банкам, которые в свою очередь лишаются возможности перечислять средства третьим банкам. Все это усугубляет положение и приводит к обострению банковского кризиса тем более, что при таких условиях крайне ограничивается возможность предоставления и получения МБК.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что получение МБК не предоставляет в распоряжение банка-заемщика дополнительные ресурсы. В самом деле, при получении МБК в данном банке делается бухгалтерская запись:
Дт корреспондентского счета или счета РКЦ и Кт счета банка-кредитора.
Естественно, в результате такой операции в распоряжении банка, получившего
МБК, никакие дополнительные ресурсы не появляются, что подтверждается равновеликим увеличением актива и пассива баланса. При оценке значения привлечения банком МБК нельзя сводить дело к удовлетворению возникшей дополнительной потребности в средствах. В действительности, благодаря привлечению МБК банк получает возможность делать межбанковские перечисления. Именно в этом и состоит главным образом значение получения
МБК.

Признание обоснованности подобной точки зрения позволяет рассматривать платежный кризис как основу возникновения банковского кризиса. Тем не менее, банковский кризис нельзя рассматривать как прямое следствие платежного кризиса, поскольку непосредственное влияние на возникновение банковского кризиса оказывает не вся совокупность неплатежей, а лишь та ее часть, которая приходится на платежи, совершаемые между клиентами различных банков.

В этом отношении существенное значение имеет то, что возможность перечислений средств в другие банки обусловлена состоянием расчетов с РКЦ или с банками-корреспондентами, которое во многом зависит от объема поступлений в данный банк платежей из других банков.

Действительно, при непоступлении платежей из других банков и складывающихся при этом взаимоотношениях с ними, что отражается на соответствующем сальдо по расчетам с РКЦ и банками-корреспондентами, банк практически лишается возможности перечислять средства в другие банки.

Отмеченные особенности банковского кризиса позволяют оценить эффективность некоторых из рекомендаций по его преодолению и, в частности, по уменьшению неплатежей в хозяйстве.

В качестве одной из мер по сокращению неплатежей рекомендуется расширение банковского кредитования, в том числе и благодаря предлагаемому уменьшению величины резервов, которые коммерческие банки обязаны помещать в
ЦБ. Такая мера позволила бы банкам расширить кредитование и тем самым предоставила бы в распоряжение заемщиков дополнительные средства, которые могли бы быть использованы ими для уменьшения неплатежей. Но эти меры, будучи полезными для уменьшения неплатежей, не могут оказать заметного влияния на преодоление банковского кризиса.

Учитывая особенности, присущие банковскому кризису, эффективной мерой по его преодолению может явиться усиление активности ЦБ в части расширения возможностей коммерческих банков по осуществлению взаимных расчетов. Для этой цели могло бы применяться предоставление ЦБ кредита коммерческим банкам, что отразилось бы на состоянии расчетов банка с РКЦ и намного облегчило бы возможности банков по взаимному перечислению средств.

Возможна и такая мера, как предоставление банкам права осуществлять перечисления через РКЦ клиентам других банков, даже при недостаточности сальдо банка по расчетам с РКЦ. Разумеется, такие услуги не могут быть бесплатными. Вместе с тем подобные возможности могут предоставляться лишь надежным банкам.

Рассмотренное позволяет сделать некоторые выводы.

Первый. Меры по преодолению банковского кризиса и его негативных последствий должны учитывать особенности этого кризиса, состоящие в нарушении бесперебойности расчетов между банками при ограниченных возможностях использования МБК. Поэтому такие меры не могут сводиться к обычным мерам по преодолению кризиса неплатежей в хозяйстве, в том числе к расширению возможностей кредитования коммерческими банками за счет уменьшения резервов, помещаемых в ЦБ.

Второй. Банковский кризис, свидетельствующий о нарушении ликвидности отдельными банками, не может быть преодолен с помощью обычно рекомендуемых мер по высвобождению средств из кредитных вложений. Это обусловлено тем, что в результате такой меры в распоряжении банков не появятся дополнительные ресурсы и не улучшатся возможности по перечислению средств в другие банки.

Третий. Реальному ослаблению банковского кризиса может способствовать активизация деятельности ЦБ по предоставлению кредитов надежным коммерческим банкам либо разрешение осуществлять расчеты с другими банками через РКЦ, даже при наличии неблагоприятного для этого сальдо по расчетам коммерческого банка с РКЦ на условиях взимания соответствующей платы.

3. ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Иерархическая структура, задачи, цели денежно-кредитной политики

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных , интервалах.

Высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи более высокого порядка. Предположим, что намеченная денежно-кредитной политикой тактическая цель состоит в поддержке на неизменном уровне независимых резервов, а промежуточной целью в этом случае является контроль за постоянством роста параметра Ml. При этом желательный уровень независимых резервов будет корректироваться в той необходимой степени, которая обеспечит соответствующий рост денежной массы в требуемых размерах и направлении. Тогда, с интервалом от нескольких месяцев до года желательный темп роста денежной массы может быть проконтролирован и, по необходимости,
«подправлен» в свете конечной задачи обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства.

Тактические цели и LM-кривая

Выбор Федеральной Резервной Системой определенной тактической цели фактически задает форму кривой предложения денег. Цель, преследующая фиксацию количества денег, находящихся в обращении, задает вертикальную кривую предложения денег. Цель, преследующая фиксацию нормы процента, известная как гибкая денежно-кредитная политика, задает диаметрально противоположную кривую предложения денег — горизонтальную.

Разнообразие промежуточных вариантов между этими крайними позициями задает наклонную кривую предложения денег с весьма широким спектром значений угла ее наклона. Например, денежно-кредитная политика может удерживать независимые резервы на фиксированном уровне, при этом позволяя резервам, полученным путем займов, расти или уменьшаться и в соответствии с изменением разности между нормой процента (процентной ставкой) федеральных резервных фондов и учетной ставкой.
Наклон кривой предложения денег, в свою очередь, определяет наклон кривой
LM.

Это обстоятельство проиллюстрировано на рисунке 1. Как было указано в предыдущей главе, кривая LM строится путем смещения кривой спроса на деньги вдоль фиксированной кривой предложения денег. В части (а) рисунка 1 кривая спроса на деньги MD1 соответствует реальному доходу в 1000 млрд. долларов, а кривая MD2 доходу в 2000 млрд. долларов. Уровень цен в этом случае считаем постоянным.
При вертикальной кривой предложения денег MS1 смещение кривой спроса на деньги задает новое положение равновесия на рынке денег Е1 с нормой процента, равной 10%, вместо прежнего положения Е0 с нормой процента, равной 5%. Соответствующие точки в части (б) рисунка есть е0 и е1. Таким образом, линия, проходящая через эти точки, — есть кривая LM, соответствующая вертикальной кривой предложения денег.

При горизонтальной кривой предложения денег МS2 смещение кривой спроса на деньги задает другое положение равновесия на рынке денег — E2 — вместо прежнего положения E0, не изменяя, однако, при этом существующую норму процента. Соответствующие точки в части (б) рисунка есть e2 и e0. Таким образом, если ФРС преследует в качестве тактической цели гибкую денежно- кредитную политику, которая задает горизонтальную кривую предложения денег, соответствующая кривая LM — LM2 — будет также располагаться горизонтально.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать