Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:
• по форме собственности на средства производства;
• по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих признаков различают.
Командную или тоталитарную экономику, где большинство предприятий находится в государственной собственности; они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив; все вопросы о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Албанию и т.д.
Рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно на свой страх и риск. Несмотря на то что они руководствуются своими собственными интересами, их деятельность, по словам А.Смита. направляется как бы невидимой рукой (конкуренцией) в целях реализации интересов других людей и общества в целом. Сюда можно отнести, например, Гонконг.
Смешанную экономику, где и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Сюда относят развитые страны, в том числе США, Англию, Францию и др.
В российской экономической мысли имеет место другая классификация хозяйственных систем, в которой получило отражение современное видение мира как результата исторического развития различных типов цивилизации.
Слово "цивилизация" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает гражданский, общественный. Это понятие сравнительно молодое для науки, введено в научный оборот всего два столетия назад и использовалось французскими философами-просветителями для характеристики общества, в котором царствует разум и свобода. Сегодня в научной литературе термин цивилизация используется :
¨ для оценки степени и уровня культуры (различают античную и современную, европейскую и азиатскую культуры и т.д.);
¨ для характеристики стадии развития человеческого общества, пришедшей на смену варварства;
¨ как культурно-исторический цикл развития замкнутых групп, народов и государств; как заключительная стадия развития культуры, фаза ее заката;
¨ как совокупность основных компонентов общественной жизни: человеческого потенциала, способа производства материальных благ, окружающей среды — различают собирательство, земледельческую и промышленную цивилизации;
¨ как определенную стадию в циклическом развитии общества в целостности составляющих его элементов: наука, экономика, культура и т.д.
В России наиболее распространено представление о цивилизации как разумно организованной системе экономических и социально-правовых отношений в развитых странах.
2.СВОБОДНЫЙ РЫНОК
Проблема изучения современной теории рынка исключительно важна для всех стран, экономика которых функционирует на основе рынка.
Рынок — одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие рынок применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности и у нас и за рубежом имеется самое различное толкование понятия "рынок".
Понятие "рынок" многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также к удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.
Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках. Рынок в функционирующей экономической системе можно рассматривать и как самостоятельную подсистему.
Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических функциях.
Экономическая функция — это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность.
Функции рынка:
• согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;
• установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов; рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы;
• экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли;
• стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;
• обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, "территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции к интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике;
• обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Выполнение рынком стимулирующей и мотивационной функций очень важно для развития экономики. В развитой экономике именно рынок правит всем. В условиях плановой экономики могут потребоваться долгие годы, чтобы рынок утвердил себя, но все равно в конце концов он начнет функционировать и эффективно размещать ресурсы. В бывшем СССР была система рынка, которая существовала наряду с плановой экономикой. Плановая экономика до некоторой степени существовала за счет того, что ее поддерживала рыночная система.
Эффективно (результативно) функционирующая система свободного рынка характеризуется следующими обязательными составными элементами.
Первым элементом является свободное движение цен, которое предполагает свободное их изменение в сторону увеличения, снижения или стабильности на основе свободной конкуренции. Правительство может установить фиксированную цену и требовать взимать ее за какой-то продукт независимо от того, какова его стоимость, или от того. будет ли это выгодно для владельца продукта. Обычно результатом фиксирования цены правительством на какой-то продукт бывает исчезновение его с прилавков рынка и появление на "черном" рынке. Но иногда установление цен правительством бывает целесообразным, например, в период высокой инфляции, во время войны, или других национальных бедствий. История свидетельствует, что все эксперименты, связанные с установлением твердых цен на Западе не имели успеха. Объясняется это тем, что данная мера никогда не могла дать то, что от нее требовалось в такой ситуации.
Свободное движение цен может происходить только в системе рынка. Правительство не должно диктовать цены, ибо результатом этого будет застой в производстве продукта и сокращение предложения товара рынку. В случаях войны и национальных бедствий правительство вынуждено будет контролировать цены и нормировать продукты, стремясь стабилизировать травмированное положение экономики. Эти меры часто применяются, но, увы, не часто дают положительный результат.
Другой элемент свободного рынка — отсутствие давления на поставки. Если на поставки оказывается принуждение, давление, цены поставок повышаются. Для того чтобы система свободного рынка действовала естественным путем, поставщики должны иметь достаточное количество ресурсов, необходимых для производства такого продукта, который бы отвечал всем требованиям, предъявленным ему на рынке потребителями.
То же самое происходит, когда давление на поставки оказывает правительство. Если оно проявляет настойчивость в своих попытках оказывать давление на поставки, результатом будет исчезновение этого продукта у предлагавших его ранее поставщиков и появление его на "черном" рынке. Естественно, будет повышена цена на этот продукт, потому что человек, который связывает себя с "черным" рынком, подвергается риску, предлагая свой товар за пределами правовой системы, за что он и взимает дополнительную плату.
Третий элемент свободного рынка — адекватная информация о рынке. Особенно важно это сегодня, когда события быстро меняются. Быстрая система коммуникации (сообщения) дает нам возможность знать, как меняются рыночные условия фактически на любом рынке мира. Чтобы поставить свой продукт, производитель должен знать цену рынка, потому что он основывает свои решения на цене, затратах и потенциальной прибыли. В то же время потребитель, чтобы принять рациональное решение, должен знать, какова цена продукта. Ему необходимо сравнить альтернативные продукты и сделать свой выбор, основывая его на тех ограниченных ресурсах, которыми он располагает для покупки требующихся товаров и услуг. Поэтому для людей, заинтересованных в участии в рыночных отношениях, очень важно. чтобы существовала соответствующая гласность и им была предоставлена необходимая информация.
Четвертый элемент — вред правительственного вмешательства.
1. Ни один участник свободной конкуренции в системе свободного рынка не должен быть в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими (административными, приказными) методами. Но правительство вмешивается в рынок по-разному. Прежде всего, как уже было сказано, через контроль цен или путем ограничения количества ресурсов, требуемых для производства продукта (например, во время войны, когда многие материалы ограничены в поставке и употребляются как военная продукция). Кроме того, оно может вмешиваться через различные сдерживающие постановления. Выполнение постановлений, связанных с охраной окружающей среды, или направленных на социальную защиту и охрану труда рабочих, также будет сдерживать рынок.