• создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей процветанию рынка;
• защита конкуренции;
• производство социально-значимых товаров (услуг);
• защита населения от вредных побочных последствий
предпринимательства;
• перераспределение доходов и ресурсов;
• стабилизация экономики.
Так как в системе свободного рынка имеется противоречие между свободой объединяться и свободой конкуренции, то первой и главной проблемой правительства, учрежденного на различном уровне (от городского до государственного), является проблема установления и соблюдения законопорядка. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как определение прав собственности, предоставление законного статуса частным предприятиям, гарантированное соблюдение контрактов. Право собственности на землю сталкивается с правом собственности на самолет, если вы, например, не разрешаете летать над своей территорией. Это противоречие призвано разрешить правительство, оно становится как бы арбитром при решении споров хозяйствующих субъектов. Правительство устанавливает законные "правила игры" на свободном рынке для всех, обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о состоянии экономики и рыночной конъюнктуры, тем самым защищая и поощряя конкуренцию.
В странах Запада государство, выполняя функцию защиты конкуренции, активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного их влияния в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Это был знаменитый закон Шермана, получивший широкую известность как "хартия экономической свободы". Звучал он очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, были признаны незаконными.
Следовательно, обязанность правительства — создать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно. Ответственность правительства за денежную систему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государства. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.
Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социально-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.
Например, инвалиды не могут построить дорогу через какую-то местность. Во-первых, они не владеют этой землей; во-вторых, у них нет ресурсов для строительства. Кроме того, тому, кто построит дорогу, придется взимать налог за пользование ею, чтобы окупить затраты и получить прибыль. На Западе правительство имеет привилегию — право решающего голоса в таких вопросах. Это значит, что правительство может заплатить за землю людям, владеющим ею, и строить там дорогу, независимо от того, хотят или не хотят этого жители данного региона. Инвалид не мог бы этого сделать. А правительство может не только построить дорогу, но и обложить налогом тех, кто пользуется ею. Правительство может принимать полезное участие в производстве социальных благ.
Социальное благо — это то, что люди не могут произвести самостоятельно без централизованного управления.
Примерами социальных благ могут быть не только автомагистрали, но и библиотеки, музеи, медицинские учреждения, школы, Муниципальные службы, пожарная и полицейская службы и тд.
Государство заполняет свободные от рынка хозяйственные зоны, которые или не дают достаточной прибыли, малоэффективны, но общественно необходимы, либо дадут результат только в будущем (фундаментальное развитие науки, НТП, космос и тд.)
Правительство призвано защитить население от вредных последствий предпринимательства. Эти последствия влияют на здоровье людей и условия их жизни, экологию и национальную безопасность. Чтобы избежать их, предупредить или уменьшить, правительство использует различные методы — налогообложение, субсидии, убеждение, запрещение и др. Целесообразно вмешательство государства и при внешних эффектах (загрязнение рек, эксплуатация автодорог, парков и заповедников в городе и тд.).
Развитые государства осуществляют также перераспределение доходов между богатыми и бедными слоями населения. Обобщающим показателем вмешательства государства в рыночную экономику является доля валового национального продукта, которая перераспределяется через государственный бюджет. В Швейцарии эта доля составила к концу 90-х гг. 27,1% ВНП, в Японии — 33,0; в США - 36,0; в Англии - 38,0; в Италии — 48,7; в Голландии — 53% ВНП.
В рыночной экономике государство может заниматься и предпринимательством, доходы от которого оно также направляет на решение социальных проблем. Государственный сектор, по самым приблизительным подсчетам, занимает от 20 до 30% в национальном продукте.
Государство должно правильно определять приоритеты макроэкономического развития — что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, какие будут последствия широкохозяйственных связей — с тем, чтобы правильно перераспределить ресурсы из одних сфер в другие. Например, чтобы ликвидировать структурные диспропорции. Чтобы не разорялись мелкие товаропроизводители (фермеры), государство устанавливает высокие закупочные цены на их продукцию, выплачивает из госбюджета дотации.
И последнее. Стабилизация экономики не может быть достигнута без вмешательства государства. Это самая новая и сегодня одна из самых важных функций правительства. Уровень производства зависит от общего или совокупного уровня расходов. Высокий уровень расходов означает, что многим отраслям национальной экономики выгодно увеличить производство товаров, следовательно, повышается занятость населения, возрастает его платежеспособный спрос. Если совокупные расходы превышают величину созданного продукта при полной занятости, то избыточные расходы вызовут повышение цен и инфляцию, ибо чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае правительство обязано не только сократить, но и ликвидировать чрезмерные совокупные расходы путем уменьшения собственных расходов, повышения налогов с целью сокращения расходов частного сектора.
Государственное регулирование не должно подменять собой рынок, иначе оно превращается в администрирование, а модель свободной рыночной экономики перерастает в модель командной экономики, которая, как исторически доказано, неэффективна. Если государственное вмешательство в экономику переходит разумные границы, оно вытесняет механизм конкуренции, ставя на его место государственную монополию. В результате фирмы теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат, а общество, население вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства по более высоким ставкам. Вопрос роли государства в системе свободного рынка до конца еще окончательно не решен. Есть много факторов, которые служат поводом для бесконечного обсуждения гражданами роли государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.
Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались.
Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:
• по форме собственности на средства производства;
• по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
На основе этих признаков различают: командную или тоталитарную экономику, рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, смешанную экономику.
Система свободного рынка требует определенных условий, в которых бы люди могли независимо принимать решения, производить продукт, выходить на рынок ресурсов с целью их приобретения, создавать время, место и форму полезности из этих ресурсов, а затем предлагать их рынку по цене, которая будет больше чем затраты и принесет им выгоду.
Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п.
Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социально-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.
Обязанность правительства — создать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно. Ответственность правительства за денежную систему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государства. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.