Экономические системы

• создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей процветанию рынка;

• защита конкуренции;

• производство социально-значимых товаров (услуг);

• защита населения от вредных побочных последствий     

  предпринимательства;

• перераспределение доходов и ресурсов;

• стабилизация экономики.

Так как в системе свободного рынка имеется противоречие между свободой объединяться и свободой конкуренции, то первой и главной проблемой правительства, учрежденного на различном уровне (от городского до государственного), является проблема установления и соблюдения законопорядка. Необ­ходимая правовая база предполагает такие меры, как определе­ние прав собственности, предоставление законного статуса ча­стным предприятиям, гарантированное соблюдение контрактов. Право собственности на землю сталкивается с правом собст­венности на самолет, если вы, например, не разрешаете летать над своей территорией. Это противоречие призвано разрешить правительство, оно становится как бы арбитром при решении споров хозяйствующих субъектов. Правительство устанавливает законные "правила игры" на свободном рынке для всех, обес­печивает информирование населения через средства массовой информации о состоянии экономики и рыночной конъюнкту­ры, тем самым защищая и поощряя конкуренцию.

В странах Запада государство, выполняя функцию защиты конкуренции, активно вмешивается в хозяйственную деятель­ность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного их влияния в экономике, разрабатывает антимоно­польное (антитрестовское) законодательство.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889 г.) и США (1890 г.). Это был знаменитый закон Шермана, получивший широкую известность как "хартия экономической свободы". Звучал он очень грозно. Любые догово­ры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу про­мысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, были признаны незаконными.

Следовательно, обязанность правительства — создать такие ус­ловия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко посту­пать правильно. Ответственность правительства за денежную сис­тему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государст­ва. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.

Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социаль­но-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.

Например, инвалиды не могут построить дорогу через ка­кую-то местность. Во-первых, они не владеют этой землей; во-вторых, у них нет ресурсов для строительства. Кроме того, тому, кто построит дорогу, придется взимать налог за пользование ею, чтобы окупить затраты и получить прибыль. На Западе правительство имеет привилегию — право решающего голоса в таких вопросах. Это значит, что правительство может заплатить за землю людям, владеющим ею, и строить там дорогу, незави­симо от того, хотят или не хотят этого жители данного региона. Инвалид не мог бы этого сделать. А правительство может не только построить дорогу, но и обложить налогом тех, кто поль­зуется ею. Правительство может принимать полезное участие в производстве социальных благ.

Социальное благо — это то, что люди не могут произвести самостоятельно без централизованного управления.

Примерами социальных благ могут быть не только автомагист­рали, но и библиотеки, музеи, медицинские учреждения, школы, Муниципальные службы, пожарная и полицейская службы и тд.

Государство заполняет свободные от рынка хозяйственные зо­ны, которые или не дают достаточной прибыли, малоэффективны, но общественно необходимы, либо дадут результат только в будущем (фундаментальное развитие науки, НТП, космос и тд.)

Правительство призвано защитить население от вредных по­следствий предпринимательства. Эти последствия влияют на здоровье людей и условия их жизни, экологию и национальную безопасность. Чтобы избежать их, предупредить или уменьшить, правительство использует различные методы — налогообложение, субсидии, убеждение, запрещение и др. Целесообразно вмеша­тельство государства и при внешних эффектах (загрязнение рек, эксплуатация автодорог, парков и заповедников в городе и тд.).

Развитые государства осуществляют также перераспределе­ние доходов между богатыми и бедными слоями населения. Обобщающим показателем вмешательства государства в ры­ночную экономику является доля валового национального про­дукта, которая перераспределяется через государственный бюджет. В Швейцарии эта доля составила к концу 90-х гг. 27,1% ВНП, в Японии — 33,0; в США - 36,0; в Англии - 38,0; в Италии — 48,7; в Голландии — 53% ВНП.

В рыночной экономике государство может заниматься и пред­принимательством, доходы от которого оно также направляет на решение социальных проблем. Государственный сектор, по самым приблизительным подсчетам, занимает от 20 до 30% в националь­ном продукте.

Государство должно правильно определять приоритеты макроэко­номического развития — что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, какие будут последствия широкохозяйствен­ных связей — с тем, чтобы правильно перераспределить ресурсы из одних сфер в другие. Например, чтобы ликвидировать структурные диспропорции. Чтобы не разорялись мелкие товаропроизводители (фермеры), государство устанавливает высокие закупочные цены на их продукцию, выплачивает из госбюджета дотации.

И последнее. Стабилизация экономики не может быть достиг­нута без вмешательства государства. Это самая новая и сегодня одна из самых важных функций правительства. Уровень произ­водства зависит от общего или совокупного уровня расходов. Высокий уровень расходов означает, что многим отраслям на­циональной экономики выгодно увеличить производство това­ров, следовательно, повышается занятость населения, возрастает его платежеспособный спрос. Если совокупные расходы пре­вышают величину созданного продукта при полной занятости, то избыточные расходы вызовут повышение цен и инфляцию, ибо чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляци­онный характер. В этом случае правительство обязано не толь­ко сократить, но и ликвидировать чрезмерные совокупные рас­ходы путем уменьшения собственных расходов, повышения на­логов с целью сокращения расходов частного сектора.

Государственное регулирование не должно подменять собой рынок, иначе оно превращается в администрирование, а модель свободной рыночной экономики перерастает в модель команд­ной экономики, которая, как исторически доказано, неэффек­тивна. Если государственное вмешательство в экономику пере­ходит разумные границы, оно вытесняет механизм конкуренции, ставя на его место государственную монополию. В результате фирмы теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат, а общество, население вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства по более высоким ставкам. Вопрос роли государства в системе свободного рынка до конца еще окончательно не решен. Есть много факторов, кото­рые служат поводом для бесконечного обсуждения гражданами роли государства.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свойства хозяйственной системы как целого не тождественны простой сумме свойств, входящих в нее структурных элементов, появляются новые качества, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, возникая в тот или иной ис­торический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались.

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:

• по форме собственности на средства производства;

• по способу, посредством которого координируется и управ­ляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:   командную или тоталитарную экономику, рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции,   смешанную экономику.

Система свободного рынка тре­бует определенных условий, в которых бы люди могли независимо принимать решения, производить продукт, выходить на рынок ресурсов с целью их приобретения, создавать время, место и форму полезности из этих ресурсов, а затем предлагать их рынку по цене, которая будет больше чем затраты и принесет им выгоду.

Плановая экономика как единая централизованная система исключала экономическую соревновательность, конкуренцию от­дельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемо­сти ими было к тому же относительно невелико. Это дополни­тельно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение ка­чества продукции, производство новых продуктов, внедрение но­вейшей техники и т.п.

Роль правительства в рыночной экономике заключается в том, чтобы делать вещи, которые рынок не в состоянии сделать для себя сам. Правительство осуществляет производство социаль­но-значимых товаров и услуг, которые не могут быть созданы в рамках частного предпринимательства.

Обязанность правительства — создать такие ус­ловия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко посту­пать правильно. Ответственность правительства за денежную сис­тему признана давно. Чеканить монету, регулировать ее стоимость и стоимость иностранной монеты — всегда было делом государст­ва. Сегодня функции правительства расширяются до обеспечения функционирования всей кредитно-денежной системы.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать