Экономические системы Молдовы, США и Италии
смотреть на рефераты похожие на "Экономические системы Молдовы, США и Италии"
США.
Налоговая система.
Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую
активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей
предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения
издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения
конкурентоспособности национальных предприятий/на мировом рынке. С помощью
налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или
обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов
государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового
воздействия на экономику через расходную часть.
Налоговая политика США рассчитана на привлечение частного капитала.
Стимулирующее влияние налоговых льгот можно рассматривать как форму
косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.
В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.
В структуре доходов федерального бюджета США (1994 г.) наибольший удельный вес (около 40%) занимает подоходный налог на физических лиц, весомую роль играет часть отчислений на социальное страхование (примерно третья — 10%). Налог на доходы корпораций занимает третье место, остальная часть поступлений приходится на акцизные сборы, заемные средства, налог на имущество, государственные пошлины.
Итак, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и пять налоговых ставок. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.
Исчисляется налог следующим образом. Для определения совокупного валового
дохода суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от
предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными
пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше
определенной суммы, доход от ценных бумаг и др. Доход от продажи имущества
и ценных бумаг либо облагается специальным налогом, либо учитывается з
составе личного дохода.
Из совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его
получением. К ним относятся расходы на приобретение и содержание
капитальных активов: земельный участок, здание, оборудование, текущие
производственные расходы и т.д. Эти затраты учитываются не только у
предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат
получается чистый доход плательщика.
Из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем таких вычетов образуется налогооблагаемый доход.
Необлагаемый минимум доходов — величина переменная, имеющая тенденцию к увеличению. В 1990-х годах он составлял 4 тыс-долл. Ставки подоходного налога, действовавшего в 1996 г., приведены в табл1.1.
Таблица 1.1. Ставки подоходного налога
Налогооблагаемый доход.
|Супружес|Супружес|Одинокий|Одинокий|Налоговы|
|кая пара|кая пара|глава |человек.|е |
|(совмест|(раздель|семьи. | |ставки, |
|ные |ные |Глава | |% |
|доходы) |доходы) |домохозя| | |
| | |йства. | | |
|0-40100 |0-20500 |0-32150 |0-24000 |15 |
|40100-96|20500-48|32150-83|24000-58|28 |
|900 |450 |050 |150 |31 |
|96900-14|48450-73|83050-13|58150-12|36 |
|7700 |850 |4500 |1300 |39,6 |
|147700-2|73850-13|134500-2|121300-2| |
|63750 |1875 |63750 |63750 | |
|свыше |свыше131|свыше263|свыше263| |
|263750 |875 |750 |750 | |
До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х годов шкала ставок была упрощена: максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот.
Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджета — вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса платит работодатель, в США взнос делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В 1995— 1996 годах общая ставка составляла 15,3% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящиеся вносили по 7,65%'. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 62,7 тыс. долл. в 1996 г. (в расчете на каждого занятого). Отчисления имеют строго целевое назначение. Как следует из приведенных данных налицо тенденция повышения ставок.
Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах, бюджета.
Его основная ставка в 1996 г. составляла 34%, Вносится он по следующей
схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого
дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме
того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. установлен
дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет
чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий.
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка
обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога.
Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5%,
федеральном округе Колумбия (адм. центр — г. Вашингтон) — 10,25%. Наиболее
низкие налоги в штатах Миссисипи —от 3 до 5%, Юта — 5%.
Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот, из чистого
дохода вычитаются местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся
в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов,
полученных от облагаемых налогом местных корпораций, доходы по ценным
бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды.
Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения
стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют
налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии.
Компаниям предоставляется "налоговый кредит" в размере 50% стоимости
оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе
производственного процесса.
Для поддержки отраслей добывающей промышленности используется налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в этих отраслях. Скидка не должна уменьшать величины налога более чем на 50%. Не включается в доходы удорожание стоимости активов, если оно не ревизуется путем продажи. Действуют и другое многочисленные налоговые льготы.
В особых случаях с корпорация взимается нaлoг на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начёте 1980-х годов введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними иенами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической ценой нефти и ее базовой ценой.
Налоги на сверхприбыль составляют часть антимонопольного механизма
регулирования экономики США. Рыночный механизм, основанный на свободе
предпринимательской деятельности, регулирует распределение ресурсов и
обеспечивает установление цен на уровне, отражающем затраты на производство
товаров, с учетом средней нормы прибыли. Как это происходит? В условиях
конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на
свои товары и услуги. Они должны считывать цены, назначаемые другими
фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги.
Рынок дает потребителю возможность выбора, и это его главное свойство. В
ходе конкурентной борьбы цены начинают снижаться до уровня, приближающегося
к издержкам производства.
Однако следует помнить, что при возникновении монополии рыночный механизм не срабатывает, что приводит к обратному неэффективному распределению и использованию ресурсов).
Монополия возникает при наличии на рынке лишь одного поставщика товара.
Монополист владеет рынком полностью. Он может назначать любую цену за свой
товар или поставлять его в нужном ему количестве.
Образование монополий может происходить в силу различных причин.
Например, жесткая конкуренция вытесняет с рынка все более слабые и менее
эффективно работающие фирмы. Этот процесс идет до тех пор, пока не станет
доминировать одна компания. Другой путь — последовательные слияния и
поглощения нескольких крупных компаний в данной отрасти. Монополия может
быть создана образованием картеля. Картель создается независимыми
компаниями соглашением о цене и квотах производимой продукции. Одним из
видов мирового картеля является организация стран — экспортеров нефти
(ОПЕК). Наконец, монопольное положение на рынке могут занимать владельцы
месторождений редких природных ресурсов.
В некоторых случаях монополия может быть установлена и государством. В
отдельных отраслях конкуренция приведет только к дублированию затрат на
дорогостоящее оборудование и общему снижению эффективности хозяйства.
Например, в электроэнергетике, водоснабжении городов, телефонной связи,
газовой промышленности, железнодорожном транспорте конкуренция потребовала
бы просадки нескольких сетей кабелей, трубопроводов, железных дорог и т.д.
Но и при государственном разрешении и даже создании монополий необходимо
бороться с их негативными последствиями.
В США понятие "монополия " применяется к фирме или к группе фирм,
обладающих таким влиянием на конкретном рынке, которое позволяет подавлять
конкуренцию, регулировать объём и условия поставок и фиксировать цены,
нанося ущерб потребителю. При этом абсолютный размер хозяйственной единицы
не предопределяет ее монопольные позиции в отрасли или на рынке. Фирма,
независимо от ее величины, становится монополией, если ей принадлежит
подавляющая часть продаж на конкретном товарном или географическом рынке.
Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по
нескольким направлениям. Среди них: прогрессивное налогообложение доходов
фирм, налоги на сверхприбыль. При этом законы о конкуренции, как правило,
не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское
дело, коммунальные службы — снабжение водой и энергией). Зачастую не
затрагивают они и добывающую промышленность — добычу угля, производство
стали. В этих отраслях государство регулирует объемы, цены, доступ на
рынок. Считается, что здесь конкуренция не может способствовать успешному
выполнению возложенных на данные отрасли функций. В этих отраслях велик
удельный вес государственных предприятий, поскольку главное для них не
прибыль, а удовлетворение потребностей общества.