Экономические взгляды Кейнса
p>[pic] рис. 4.1

[pic] рис. 4.2

1.4.3. Средняя склонность к потреблению и к сбережению

Выраженная в процентах доля любого данного общего дохода, которая идёт на потребление, называется средней склонностью к потреблению (APC), а та доля общего дохода, которая идёт на сбережения, называется средней склонностью к сбережению (APS). То есть: [pic] и [pic].

Рассчитав APC и APS при каждом из 10 уровней DI, указанных в таблице
1, увидим, что с увеличением DI APC падает, а APS возрастает. Тем самым количественно подтверждается сделанный только что вывод: потребляемая доля общего дохода после уплаты налогов снижается и возрастает по мере его увеличения. Поскольку доход после уплаты налогов либо потребляется, либо сберегается, сумма потребляемой и сберегаемой частей должна поглотить всю величину дохода любого уровня (APC + APS = 1).

1.4.4. Предельная склонность к потреблению и к сбережению

То, что домохозяйства потребляют определённую долю данного общего дохода, например 45/47 часть дохода после уплаты налогов в 470 млрд. дол., еще не гарантирует, что они будут потреблять туже самую долю при изменении величины дохода. Доля, или часть прироста дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (MPC). Или же, другими словами, это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления: [pic].

Аналогично: доля любого прироста дохода, которое идёт на сбережение, называется предельной склонность к сбережению (MPS). MPS – это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало: [pic].
Так, если текущий доход после уплаты налогов и доход домохозяйств, составлявший 470 млрд. дол. (строка 6), возрос на 20 млрд. дол. и достиг
490 млрд. дол. (строка 7), то видно, что они будут потреблять 15/20, или
3/4, и сберегать 5/20, или 1/4, от данного прироста дохода. Другими словами, MPC составляет 3/4, или 0,75, а MPS – 1/4, или 0,25. Сумма MPC и
MPS для любого изменения в доходе после уплаты налогов должна всегда быть равной единице. То есть прирост дохода может идти либо на потребление, либо на сбережения; та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, по существу, идёт на сбережения. Поэтому потреблённая доля
(MPC) и сбережённая доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: MPC +
MPS = 1. В нашем примере: 0,75 + 0,25 = 1.

Математически MPC – это числовое значение угла наклона линии потребления, а MPS – числовое значение угла наклона линии сбережений.
Наклон любой кривой можно определить отношением вертикального смещения к горизонтальному смещению, которые происходят от одной точки к другой на данной линии. Итак, из данных таблицы 1 и рис. 4.1 видно, что потребление изменяется на 15 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении в доходе после уплаты налогов на 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение); то есть угол наклона линии потребления равняется 0,75 (= 15 : 20), что и является величиной MPC. Из таблицы 1 и рис. 4.2 также видно, что сбережения изменяются на 5 млрд. дол. (вертикальное смещение) при каждом изменении дохода после уплаты налога на каждые 20 млрд. дол. (горизонтальное смещение). Поэтому угол наклона линии сбережений составляет 0,25 (= 5 :
20), что и является величиной MPS.

Не все экономисты полностью согласны с подобной зависимостью изменений MPC и MPS от возрастания дохода. В течение многих лет утверждалось, что с ростом дохода MPC понижается, а MPS увеличивается. То есть считалось, что потребляться будет уменьшающаяся доля прироста дохода, а сберегаться – возрастающая. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны. Статистические данные, в том числе приведенные на рис. 3, подтверждают такую точку зрения.

1.4.5. Факторы потребления и сбережений, не связанные с доходом

Уровень дохода после уплаты налогов является основным фактором, определяющим величину потребления и сбережений в домохозяйствах, точно также, как цена является основным фактором, определяющим спрос на отдельный продукт. Вспомним, что изменение других факторов, кроме цены, таких, как вкусы потребителей, доходы и т.д. приводят к смещению кривой спроса на данный продукт. Аналогичным образом, помимо дохода существуют и другие факторы, которые побуждают домохозяйства потреблять меньше или больше при каждом возможном уровне. При этом положение графиков потребления и сбережений изменяется. Рассмотрим, как эти факторы воздействуют на взаимозависимость между потреблением и доходом после уплаты налогов, а также между сбережениями и доходом после уплаты налогов.

Богатство. Вообще говоря, чем больше накопленного богатства домохозяйства, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода. Под богатством мы подразумеваем как недвижимое имущество (дом, автомобили и другие предметы длительного пользования), так и финансовые средства (наличные деньги, сбережения на счетах, акции, облигации, страховые полисы, пенсии), которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. При прочих равных условиях, чем больше богатства накопили домохозяйства, тем слабее у них будет стимул для сбережений, чтобы накапливать дополнительное богатство. Говоря иначе, увеличение богатства смещает график сбережений вниз, а график потребления вверх.

Пример: в результате разыгравшейся в 1929 г. драмы – кризиса на фондовой бирже – финансовое благосостояние многих семей было значительно подорвано всего за одну ночь. Это, несомненно, явилось фактором снижения уровня потребления в кризисные 30-е годы. В основном же, однако, величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и потому обычно не вызывает серьёзных сдвигов в графиках потребления и сбережений.

Уровень цен. Возрастание уровня цен ведёт к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен – к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства как фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательную способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен.
Это и есть эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Пример: предположим, у вас есть государственная облигация на 10 тыс. дол. Если уровень цен повышается, скажем, на 10 %, то реальная стоимость ваших финансовых средств снизится приблизительно на 10 %. Поскольку ваше реальное финансовое богатство уменьшилось, вы менее склонны к потреблению текущего дохода. Наоборот, снижение уровня цен увеличит ваше реальное финансовое богатство и будет побуждать вас потреблять большую часть вашего текущего дохода.

Отсюда следует заслуживающий внимания вывод: где бы на рис. 4 мы не проводили кривые уровня потребления или сбережения, мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат на данном графике откладывается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов.

Ожидания. Ожидания домохозяйства, связанные с будущими ценами, денежными доходами и наличием товаров, могут оказать существенное воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидание повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов и снижению сбережений.
То есть к смещению графика потребления вверх, а графика сбережений вниз.
Почему? Потому что для потребителей естественно стремление избегать уплаты более высоких цен или жить по принципу "обойдусь без этого". Ожидаемая инфляция и ожидаемые дефициты побуждают людей "покупать впрок" во избежание более высоких будущих цен и пустых полок. Ожидание прироста денежных доходов в будущем, в свою очередь, ведёт к тому, что потребители поступают более вольно со своими текущими расходами. Наоборот, ожидаемое падение цен, предчувствие снижения доходов, ощущения того, что товары будут в изобилии, может побудить потребителей сокращать потребление и увеличивать сбережения.

Потребительская задолженность. Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направлять текущий доход либо на потребление, либо на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем, 20 или 25 % их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность. Наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережения домохозяйств может необычно повыситься, что приведёт к возрастанию их задолженности.

Налогообложение. Изменения в налогообложении приведут к смещению графиков потребления и сбережений. Налоги выплачиваются частично за счёт потребления и частично за счёт сбережений. Поэтому рост налогов переместит как график потребления, так и график сбережений вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться и частично идти на сбережения домохозяйств. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг как графика потребления, так и графика сбережений вверх.

1.4.6. Смещение и стабильность графиков

Для анализа графиков сбережения и потребления важно учесть ещё три последних взаимосвязанных момента.

Терминология. Перемещение из одной точки в другую на приведённом графике постоянного потребления (например, из точки А в В на линии С на рис. 5.1) называется изменением в величине потребления. Единственной причиной этого изменения является изменение в уровне дохода после уплаты налогов. С другой стороны, изменением в графике потребления считается смещение всей прямой вниз или вверх, например из С0 до С1 или С2 на рис.
5.1. Перемещение графика потребления явно вызывается изменениями одного или нескольких факторов, не связанных с доходом. Аналогичное терминологическое разграничение относится и к графику сбережений на рис. 5.2.

Сдвиги на графике. Суть данного аспекта заключается в том, что с изменением первых четырёх не связанных с доходом факторов потребления графики потребления и сбережений будут непременно смещаться в противоположных направлениях. Если домохозяйства решают потреблять больше при каждом возможном уровне дохода после уплаты налогов, это означает, что они хотят меньше сберечь, и наоборот. На графике это выглядит так: если график потребления перемещается вверх из С0 до С1 на рис. 5.1, то график сбережений переместится вниз из S0 в S2 на рис. 5.2. Аналогично: сдвиг вниз кривой потребления из С0 до С1 означает перемещение вверх кривой сбережений из S0 в S2. Исключением является воздействие не связанного с доходом фактора – налогообложения. Домохозяйства будут меньше потреблять и меньше сберегать в силу необходимости выплачивать более высокие налоги. Значит, рост налогов смещает вниз как график потребления, так и график сбережений, в то время как снижение налогов перемещает вверх оба графика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать