Экономика 34 вопроса
смотреть на рефераты похожие на "Экономика 34 вопроса"
1. Возникновение, основные этапы и направления развития экономической
теории.
Донаучные элементы отрывочных экон знаний встречаем в мифах, легендах,
религиозных верованиях. Первые научные проблемы в древности появились в
рамках единой философской науки. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие
«экономика» – правила ведения домашнего хозяйства.
Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:
1 этап. Экон учение дорыночной эпохи —включает экон учения Др мира и
средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные
деятели. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая
школа экон науки – меркантилизм. 3атем появляются физиократы во главе с Ф.
Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство,
причем только в сельском хозяйстве.
2 этап.Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период
сформировалась класс экономическая наука, начало которой было положено
трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон теории доминировал принцип
либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные
постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как
«экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной
выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью
осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок
обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно
перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше
единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей
силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной
прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на
рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала.
Марксистское экон учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин
теорет. мысли того времени. В главном своем произведении "Капитале" Марксом
дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-
19в. Однако некоторые положения или устарели, или изначально были ошибочным
3 этап. Период развития учения о регулировании рыночной экон 30-х гг. 20
века. Принцип экон либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась
идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство,
неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки.
Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без
вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к.
рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление
—Неолиберализм - сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования.
Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система
хозяйства создает наилучшие условия для экон роста; Во-вторых, отстаивают
приоритетное значение свободы субъектов экон деятельности. Гос должно
обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти
условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа —
монетаризм — экон теория в которой денежная масса играла роль определяющего
фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер
монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и
вмешательства государства в экон. Сторонники считают, что рыночный механизм
способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между
предложением и спросом, между производством и потреблением. Вмешательство
гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эффективности.
Другое направл —неокейнсианство — выступают за постоянное, систематическое
вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все
больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного
регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута
концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть
этой концепции состоит в сочетании государственного и рыночного
регулирования экономики. Сочетание государственного производства и частного
предпринимательства дает смешанную экономику.
2. Экономическая террия: предмет, специфика методологии.
Предметом ЭТявляется то, что она изучает. ЭТ изучает сферу производства и
распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Существует
несколько определений предмета: 1.Марксистское —экон отношения
производства, распределения, обмена и потребления. 2.Самуэльсон —выбор
способа использования дефицитных ресурсов. 3.Эапад ли-ра ввела понятие
«проблема выбора" — выбор между целями и ограниченными рксурсами,
допускающими альтернативное использование. ФункцииЭТ: познавательная
функция (накопление научных знаний); методологическая; прогностическая
(прогнозы развития); практическая (обеспечивает экон политику). Методология
—учение о принципах построения, формах и способах научного познания. ЭТ
является методологической основой всех экон дисциплин, раскрывает сущность
и содержание экон процессов в обществе в целом, а конкретные эконо науки
отражают отраслевые особенности. Методология ЭТ базируется на научных
методах исследования. Различают общенаучные методы и частные. К общенаучным
методам относятся метод индукции (от частного к общему), научной абстракции
(выделение наиболее существенных сторон и отвлечении от второстепенного),
функциональный анализ. Экон явления исследуются: 1.системно, т.е.
расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается
изучению,2. исследуются взаимосвязи экон явлений (например рост цены на
товар ведет к уменьшению спроса),3.исследуются в процессе развития, что
необходимо для выяснения тенденций. Количественный анализ использует
статистику, методы математического моделирования и вычислительную технику.
3. Основные формы общественного хоз-ва и их модели. Особенности становления
рыночной модели экономики в России
Осн исторические формы общ хоз-ва: 1.Натуральное хозяйство (производство
для внутр потребления (не для продажи), различают: а)патриархальное хоз;
б)общинное хоз; 2.Товарное производство. Различают простое и
капиталистическое товарное производство (простое базируется на частной
собственности и личном труде, капиталистическое - на частной собственности
и использовании наемной рабочей силы).
В каждой экон системе существуют свои модели организации хоз. Экон системы
раньше разделяли на капит, соц и смешанные. Сейчас различают: 2 рыночные
экон системы—а) чистый капитализм (в кот доминирует рыночный механизм и
совершенная конкуренция), б) современный капитализм; и 2 нерыночные системы
– традиционная и командно-административная(плановая) экономики. В план экон
существовали советская и китайская модели. В современной экономике
существуют различные модели: американская, японская, шведская.
Предпринимательская модель (например, — американская построена на системе
поощрения предпринимательской деятельности, обогащения наиболее активной
части населения). Социальная (Шведская) модель отличается сильной
социальной политикой (направленной на перераспределение нац дохода в пользу
наименее обеспеченных слоев населения). Японская модель - приоритет
общенациональных интересов, характеризуется отставанием уровня жизни
населения от развития производственных сил. Существует понятие переходной
экономики, например в Р, промежуточное состояние между плановой и рыночной
экон. Особенность Р: гос собственность на средства производства; экон
система находилась в кризисе (несоответствие спроса и предложения,
финансовый кризис,). Кроме того макроэкономическая несбалансированность
(дефицит бюджета, высокая инфляция), неравномерность в развитии отдельных
секторов экономики (проявлялось в гипертрофированном развитии ВПК, тяжелого
машиностроение); неравномерность в технико-технологическом уровне отраслей;
деформированная структура АПК (не обеспечивала продовольствием. Вариант
макроэкономической стабилизации для России был выбран в форме «шоковой
терапии» — совокупность макроэкономических мероприятий, включающих
ликвидацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной
политики и фиксирование номинальной денежной массы но все это
предполагалось при условии короткого временного отрезка, отпущенного для
экономической стабилизации. Но реформы затянулись, а Р находится в
состоянии кризиса. Необходимо: преобразование форм собственности и
становление рыночных структур, осуществление структурной перестройки и
технико-технологическое обновление производства. Переход в тех странах, где
существовал не только гос сектор экономки, но и частный, существовали
традиции, отличается большей устойчивостью и меньшей нестабильностью. Как
правило, чем больше реальной демократии в экономической и политической
системе допускала модель командной экономики в прошлом, тем быстрее идет
трансформация экономики.
4. Экономическая теория товара.
Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей.
Блага подразделяются на материальные (дары природы, землю, воду, воздух и
климат продукты с/х и промышленности) и нематериальные (способности,
професс мастерство, репутация). Выделяют неэкон и экон блага. Первые не
обмениваются на другие блага (воздух). Экон благом является товар. Т -
благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и
предназначено для обмена, для реализации на рынке. Исходя из общественной
потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления.
Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные
потребности общества. Предметы потребления - это товары, удовлетворяющие
личные потребности человека. Различают долговременные и недолговременныеТ:
первые используются постоянно (оборудование); вторые лишь раз и полностью
потребляются (питание). Т делятся на взаимозаменяемые (например нефть и
газ) и взаимодополняемые (магнитофон-кассета). Товаром считается и услугаТ
характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную
потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда.
Соответственно этим 2 началам товар обладает 2 свойствами: потребительная
стоимость и стоимость. Товар должен обладать способностью обмениваться на
другие товары. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в
которой обменивается один Т на другой. Основой обмена является стоимость -
то общее, что свойственно всем Т, а именно затраты труда. Труд, воплощенный
или овеществленный в Т, и представляет его стоимость. Это внутреннее
свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой
стоимости. Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная -
это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная
стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех
факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и
редкость ресурсов; в) спрос и предложение. По вопросу величины стоимости Т
существуют три подхода:
1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов: а) производительности труда; б) интенсивности труда.
2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.
3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8