Национальна экономика должна быть системой жизнеобеспечения населения, обеспечивая: необходимыми продуктами, предметами, жильем и т.д.; работой; услугами здравоохраниея, образования и др. Государством разрабатывается стратегия экон безопасности. Такая стратегия в РФ утверждена Указом
Президента РФ (от 29.04.96 г. № 608), она определяет нац интересы в области экономики. Цель - обеспечение такого развития экон, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экон и военно-полити стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. В частности, обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих соц мир в стране и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из нац интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие нац интересы Р. Для обеспечения экон безопасности необходимо: эффективно реализовывать преимущества межд разделения труда, обеспечить устойчивость развития нац экон, недопустить критическую засисимости Р от зарубежных стран в жизненно важных экон вопросах. Объектами экон безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экон системы. Гос стратегия включает: 1. Характеристику внешних и внутренних угроз экон безопасности 2. Определение критериев и параметров экон 3.Формирование экон политики. Угрозы экон безопасности: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению соц мира и общественного согласия. 2. Деформированность структуры росс экон, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно- сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции; свертывание производства в жизненнно важных отраслях; подрыв научно- технического потенциала Р; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка и росси предприятий в целях вытеснения отечественной; рост внешнего лолга Р. 3. Возрастание неравномерности соц-экон развития регионов. 4.
Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Реализация Гос стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.
28. Кридитно-бансковкая система. Денежная политика.
Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного
капитала, предоставляемого в ссуду. Различают 2 понятия кредитно-банковской
системы: 1)совокупность кредитнобанковск отношений, различают — банковский,
потребительский, коммерческий, государственный, международный кредит; 2)
совокупность кредитно-банковских учреждений, аккумулирующих свободные
денежные ср-ва и предоставляющих их в ссуду. Ведущим звеном кред-банк
системы являются банки. Кредитная система более широкое и емкое понятие,
чем банковская система. Банк- коммерч. учреждение, которое привлекает ден.
средства юр. и физ. лиц и от своего имени размещает их на условиях
возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные,
комиссионно-посреднические и иные операции. В России функционирует
двухуровневая банковская система:
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. Функции Центрального Банка:
1.Денежная эмиссия. 2.Регулирование денежного обращения. 3.Реализация
официальной денежно-кредитной и валютной политики. Денежная или банковская
эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных
деньгах. Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области
денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой
покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль
деятельности коммерческих банков.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или
коммерческие банки. К ним относят: -коммерческие (депозитные) банки,
основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей
краткосрочных кредитов; - инвестиционные банки, которые выступают
посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для
долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок; ипотечные
банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого
имущества. К кредитной системе кроме банков относятся сберегательные кассы
и кредитные общества; страховые и пенсионные фонды. специальные финансово-
кредитные институты (кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые
компании, страховые компании, частные пенсионные фонды и др.
Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки % ссудного
капитала, регулировании денежного обращения. Если гос-во хочет расширить пр-
во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию денег, т.к.
денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем
расширение производства. Денежная масса - совокупность покупательских,
платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и
принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству Общий з-н
ден. обращения состоит в том, что кол-во денег в обращении прямо
пропорционально сумме цен реализованных товаров и обратно пропорционально
скорости обращения ден. единицы. Скорость обращения денег определяется
числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же
деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки,
обслуживая продажу товаров и оказания услуг.
30. Финансовая система гос-ва. Фискальная политика.
ФС - совокупность различных форм организации финансовых отношений, включает
в себя фин институты: гос Ф; Ф предприятий и организаций; фин рынок. Ф
предприятий и организаций обеспечивают производственный процесс и получение
доходов, регулируют распределительные отношения на уровне предприятий
(микроэкономики). Ф гос обеспечивают формирование и использование гос
доходов и функционируют на основе создания различных централизованных
фондов. Состав гос финансов: Гос бюджет; Гос социальное страхование;
Пенсионный фонд; фонды целевого назначения. В основе бюджетной системы
лежит административно-территориальное деление. Гос бюджетная система
включает в себя следующие виды бюджета: гос бюджет; республиканские
бюджеты; местный бюджет. Бюджет имеет такие структуры: доходную и
расходную. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности Б. Это
означает только несоответствие гос дохода его расходам. Фин рынок
представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг,
выпускаемых гос и предприятиями с целью привлечения инвестиций. Роль фин
системы заключается в том, чтобы с помощью фин отношений влиять на темпы и
пропорции соц-экон развития страны. Такое влияние осуществляется двумя
методами: финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое
регулирование (система налогов). Фискальная политика гос заключается в
формировании денежных доходов посредством сбора налогов. Здесь проявляется
экон функция гос — стимулирование или ограничение определенной деятельности
и контроля с помощью налоговой политики. Через бюджетно-налоговую гос-во
оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и
вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение
налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот. По степени
воздействия налоги делятся на 3 группы: прогрессивные (возрастают быстрее
доходов), пропорциональные и регрессивные (возрастают медленнее доходов). В
зависимости от способа взымания налоги делятся на: прямые (взымаются
непосредственно с доходов) и косвенные(в виде надбавок к ценам). Виды
налогов: налог на прибыль; налог на имущество; подоходный налог; на оборот;
акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС)
31 Предпосылки формирования, основные черты и структура мироваого хоз-ва.
МХ —совокупность нац хоз, связанных полит и экон отношениями. МХ - истор и
политико-экон категория. Предпосылки формирования — великие географические
открытия и международное разделение труда. До 20 в. МХ состояло из колоний
и метрополий. Современное МХ сложилось к н. 20 в, когда мир был поделен на
сферы влияния, завершен процесс формирования межд монополий. В современное
МХ входят различные гос, но практически все уже имеют или рыночную или
переходят к рыночной экономике Это целостная экон система, имеющая свою
структуру и элементы. Но целостность этой системы сочетается с наци
интересами стран. Целостность МХ проявляется в зависимости экономик разных
стран друг от друга (происходит циркуляция Т и капитала в планетарном
масштабе); укрепляет межгос. связей и общей заинтересованности всех стран в
решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) МХ
присуще иерархичность— неравномерность в развитии (1/3 покупательной
способности у США, Японии и Германии при 9% населения). Участие в межд экон
организациях обеспечивает включение в МХ. Но для полноправного вхождения в
МХ необходимое условие —открытость экономики. Открытая экономика – это
свободная торговля, активное использование различных форм совместного
предпринимательства, ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю,
организация зон свободного предпринимательства, активное участие в межд
разделении труда. Она предполагает: разумную доступность внутреннего рынка
любой страны для притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала,
технологий, инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны
определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав
законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи
нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой
нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих
товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост
собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт
вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное
неравенство. Существовали различные представления о структуре МХ: А) Три
три полюсами развития(США, ЕЭС, Япония— мировые ядра) остальные гос—
периферийные, полупериферийные. Б)—-четыре группы: а)ндустриально-развитые
страны, б)страны на разных ступенях эк развития (делятся на 2 подгруппы —
страны экспортеры нефти и новые индустриальные страны). в)слаборазвитые,
экономически отсталые, г) страны с переходной рыночной экономикой. Между
всеми гос сотрудничество, но и противоречи (реализация, вывоз и использ.
капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во
несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво =>
наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 —
центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В
последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала,
интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим
концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран.
32. Формы международных экономический связеей.
Формы межд экон связей: 1.Межд разделение труда. 2.Межд торговля товарами и
услугами. 3.Межд движение капитала и зарубежных инвестиций. 4.Межд трудовая
миграция. 5.Межд валютные и кредитно-финансовые отношения. 6.Межд
экономическая интеграция. Мировые экон отношения строятся на основе
конкуренции, кооперации, сотрудничества. Межд экон отношения включают
деятельность международных экономических организаций, хозяйственное
сотрудничество в решении глобальных проблем. МЭС строятся как на
двухсоронней и многосторонней основе, так и в рамках межд организаций: ООН,
ВТО (Всемирная торговая орг), МВФ, Мировой банк реконстр и развития. К
региональным организациям относятся Европейский союз, НАФТА (Сев Амер),
АТЭС (Азиатско-Тихоок регион). Отраслевые — ОПЭК, МОТ (Междун орган труда),
Неформальные экон организации — Лондонский и парижский клуб, Всемирный
экономический форум в Давосе. Участие в межд экон организациях обеспечивает
включение в МХ. Но для полноправного участия в межд экон связях необходимое
условие —открытость экономики. Открытая экономика – это свободная торговля,
активное использование различных форм совместного предпринимательства,
ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю, организация зон свободного
предпринимательства, активное участие в межд разделении труда. Она
предполагает: разумную доступность внутреннего рынка любой страны для
притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала, технологий,
инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны
определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав
законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи
нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой
нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих
товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост
собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт
вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное
неравенство. Межд экон связи регламентируются нормами международного права,
уставами межд орган, гос и частным правом гос.
33. Валютные проблемы мироваого хоз-ва.
Вал отношения сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-техн. обмен,
миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление
экономической помощи, кредитование. Характер вал отношений зависит от
конвертируемости валюты страны. Качество в. определяется не только ее
конвертируемостью, но и ее роль в вал системе. Функцию резервной в., т.е.
валюты используемой для обслуживания межд расчетов по внешнеторговым
операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен, выполняют
в настоящее время: доллар США, фунт стерлингов Великобр., марка Германии,
швейцарский франк и японская иена - именно эти валюты являются наиболее
конвертируемыми валютами мира. Основой межд валютной системы являются нац
валюты, туда также входят нац и коллективные резервные валют единицы,
международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной
обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные
рынки и мировые рынки золота и т.д. Исторически межд вал система сложилась
к концу XIX века, был введен золотой стандарт. Позже было достигнуто
соглашение о том, что, основным инструментом регулирования международных
расчетов становятся заместители золота —некоторые нац и коллективные
валюты. В 70-х г, когда межд валютный кризис подорвал связь валют с
золотом, была установлена так называемая ямайская валютная система с
плавающим валютным курсом. Нынешняя мировая валютная система
характеризуется доминирующей ролью доллара (доминирует в мировых валютных
резервах, в международных торговых расчетах). Но идет процесс движения к
многовалютному устройству. В 1999г появилась европейская денежная единица —
евро (пока только безналичная), которая должна стать одной из основных
мировых валют. Важным элементом международной валютной системы является
национальные валютный рынок - официальные центры, где совершается купля-
продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на
основе спроса и предложения. По мере развития национ. рынков и их
взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок. Современная валютная
система харак-ся следующими основными особенностями и проблемами:
1.Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого
использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов
по ним. 2.Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во
всех частях света. 3.Техника валютных операций унифицирована, расчеты
осуществляются по корреспондентским счетам банков. 4.Широкое развитие
валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков.
5.Нестабильность курсов валют. В современных условиях режимы фиксированного
и плавающего курса сблизились. Существуют регулируемые курсы валют: гос
может по результатам торгов объявлять официальный курс и поддерживать его
своим золотовалютным резервом на этом уровне; влияет на него в процессе
торгов — устанавливать коридор — т.е. минимум и максимум. Реальный валютный
курс определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте
Понижение официального курса валюты называют девальвацией, повышение —
ревальвацией. Котировку валют осуществляют гос или крупные коммерческие
банки. Торговля иностранными валютами ведется на валютных 6иржах (одна из
крупнейших — Лондонская биржа). Московская межбанковская валютная биржа
(ММВБ) является основной валютной биржей Р. ММВБ (не государственная
организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на
валютном рынке, влияя на курс рубля.
34. Глобальные проблемы цивилизации.
Критерии, которые позволяют выделить глобальные проблемы и множество
других, стоящих перед человечеством: общемировой характер проблемы
(затрагивает интересы всех стран или большинства); в случае нерешенности
такой проблемы возникает угроза всему человечеству, регресс в развитии
производительных сил; нужда в безотлагательных и решительных действиях на
основе коллективных и скоординированных усилий всего мирового сообщества.
Глобальность означает, что проблема подобного рода затрагивает интересы
всех классов и слоев общества, всех стран и народов планеты; эта проблема
влияет на все сферы общественной жизни и сказывается на положении дел во
всех районах планеты, хотя и с разной степенью остроты. Глобальные проблемы
можно сгруппировать по сферам действия:1. проблемы, возникающие в сфере
взаимодействия природы и общества: надежное обеспечение человечества
сырьем, энергией, продовольствием, проблема сохранение окружающей среды;
2.энергетический кризис; миграция населения; конверсия; проблемы войн,
разрушений; социальные проблемы; проблемы выравнивания экономического
уровня развития стран; освоение ресурсов мирового океана; овладение
космическим пространством; 3.проблемы общественных взаимоотношений:
отношения между государствами; преодоление отсталости развивающихся стран;
локальные и международные кризисы и потрясения; проблемы развития человека
и обеспечения его будущего: проблемы приспособления современного человека к
меняющимся условиям природной и социальной среды под влиянием происходящей
в мире НТР; вопросы современной урбанизации; борьба с эпидемиями и наиболее
тяжелыми заболеваниями; духовные ценности человека. А в экономике важная
проблема то, что на первом месте выходит не производящий и даже не
перераспределяющий сектора, а спекулятивно-финансовая надстройка. В этом -
серьезнейшая опасность обвалов в финансово-экономической и производственной
сферах, возможности произвола, с элементами общепланетарного кризиса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8