Экономика 34 вопроса
p>23. Система жизнеобеспечения населения и экономическая безопасность страны.
Национальна экономика должна быть системой жизнеобеспечения населения, обеспечивая: необходимыми продуктами, предметами, жильем и т.д.; работой; услугами здравоохраниея, образования и др. Государством разрабатывается стратегия экон безопасности. Такая стратегия в РФ утверждена Указом
Президента РФ (от 29.04.96 г. № 608), она определяет нац интересы в области экономики. Цель - обеспечение такого развития экон, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экон и военно-полити стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. В частности, обеспечить: защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих соц мир в стране и спокойствие в обществе; эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из нац интересов; активное влияние на процессы в мире, затрагивающие нац интересы Р. Для обеспечения экон безопасности необходимо: эффективно реализовывать преимущества межд разделения труда, обеспечить устойчивость развития нац экон, недопустить критическую засисимости Р от зарубежных стран в жизненно важных экон вопросах. Объектами экон безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экон системы. Гос стратегия включает: 1. Характеристику внешних и внутренних угроз экон безопасности 2. Определение критериев и параметров экон 3.Формирование экон политики. Угрозы экон безопасности: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению соц мира и общественного согласия. 2. Деформированность структуры росс экон, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно- сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции; свертывание производства в жизненнно важных отраслях; подрыв научно- технического потенциала Р; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка и росси предприятий в целях вытеснения отечественной; рост внешнего лолга Р. 3. Возрастание неравномерности соц-экон развития регионов. 4.
Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Реализация Гос стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.

28. Кридитно-бансковкая система. Денежная политика.
Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Различают 2 понятия кредитно-банковской системы: 1)совокупность кредитнобанковск отношений, различают — банковский, потребительский, коммерческий, государственный, международный кредит; 2) совокупность кредитно-банковских учреждений, аккумулирующих свободные денежные ср-ва и предоставляющих их в ссуду. Ведущим звеном кред-банк системы являются банки. Кредитная система более широкое и емкое понятие, чем банковская система. Банк- коммерч. учреждение, которое привлекает ден. средства юр. и физ. лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции. В России функционирует двухуровневая банковская система:
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. Функции Центрального Банка:
1.Денежная эмиссия. 2.Регулирование денежного обращения. 3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики. Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах. Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят: -коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов; - инвестиционные банки, которые выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок; ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества. К кредитной системе кроме банков относятся сберегательные кассы и кредитные общества; страховые и пенсионные фонды. специальные финансово- кредитные институты (кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды и др.
Кредитно-денежное регулирование заключается в изменении ставки % ссудного капитала, регулировании денежного обращения. Если гос-во хочет расширить пр- во, то кредит дешевеет. Государство контролирует эмиссию денег, т.к. денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем расширение производства. Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству Общий з-н ден. обращения состоит в том, что кол-во денег в обращении прямо пропорционально сумме цен реализованных товаров и обратно пропорционально скорости обращения ден. единицы. Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, т.к. одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг.

30. Финансовая система гос-ва. Фискальная политика.
ФС - совокупность различных форм организации финансовых отношений, включает в себя фин институты: гос Ф; Ф предприятий и организаций; фин рынок. Ф предприятий и организаций обеспечивают производственный процесс и получение доходов, регулируют распределительные отношения на уровне предприятий
(микроэкономики). Ф гос обеспечивают формирование и использование гос доходов и функционируют на основе создания различных централизованных фондов. Состав гос финансов: Гос бюджет; Гос социальное страхование;
Пенсионный фонд; фонды целевого назначения. В основе бюджетной системы лежит административно-территориальное деление. Гос бюджетная система включает в себя следующие виды бюджета: гос бюджет; республиканские бюджеты; местный бюджет. Бюджет имеет такие структуры: доходную и расходную. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности Б. Это означает только несоответствие гос дохода его расходам. Фин рынок представляет собой сферу функционирования разнообразных ценных бумаг, выпускаемых гос и предприятиями с целью привлечения инвестиций. Роль фин системы заключается в том, чтобы с помощью фин отношений влиять на темпы и пропорции соц-экон развития страны. Такое влияние осуществляется двумя методами: финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое регулирование (система налогов). Фискальная политика гос заключается в формировании денежных доходов посредством сбора налогов. Здесь проявляется экон функция гос — стимулирование или ограничение определенной деятельности и контроля с помощью налоговой политики. Через бюджетно-налоговую гос-во оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот. По степени воздействия налоги делятся на 3 группы: прогрессивные (возрастают быстрее доходов), пропорциональные и регрессивные (возрастают медленнее доходов). В зависимости от способа взымания налоги делятся на: прямые (взымаются непосредственно с доходов) и косвенные(в виде надбавок к ценам). Виды налогов: налог на прибыль; налог на имущество; подоходный налог; на оборот; акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС)

31 Предпосылки формирования, основные черты и структура мироваого хоз-ва.
МХ —совокупность нац хоз, связанных полит и экон отношениями. МХ - истор и политико-экон категория. Предпосылки формирования — великие географические открытия и международное разделение труда. До 20 в. МХ состояло из колоний и метрополий. Современное МХ сложилось к н. 20 в, когда мир был поделен на сферы влияния, завершен процесс формирования межд монополий. В современное
МХ входят различные гос, но практически все уже имеют или рыночную или переходят к рыночной экономике Это целостная экон система, имеющая свою структуру и элементы. Но целостность этой системы сочетается с наци интересами стран. Целостность МХ проявляется в зависимости экономик разных стран друг от друга (происходит циркуляция Т и капитала в планетарном масштабе); укрепляет межгос. связей и общей заинтересованности всех стран в решении глобальных проблем (экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) МХ присуще иерархичность— неравномерность в развитии (1/3 покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения). Участие в межд экон организациях обеспечивает включение в МХ. Но для полноправного вхождения в
МХ необходимое условие —открытость экономики. Открытая экономика – это свободная торговля, активное использование различных форм совместного предпринимательства, ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю, организация зон свободного предпринимательства, активное участие в межд разделении труда. Она предполагает: разумную доступность внутреннего рынка любой страны для притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала, технологий, инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное неравенство. Существовали различные представления о структуре МХ: А) Три три полюсами развития(США, ЕЭС, Япония— мировые ядра) остальные гос— периферийные, полупериферийные. Б)—-четыре группы: а)ндустриально-развитые страны, б)страны на разных ступенях эк развития (делятся на 2 подгруппы — страны экспортеры нефти и новые индустриальные страны). в)слаборазвитые, экономически отсталые, г) страны с переходной рыночной экономикой. Между всеми гос сотрудничество, но и противоречи (реализация, вывоз и использ. капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во несмотря на свое единство и заинтересованность всех стран противоречиво => наблюдается 2 тенденции: 1 — к интеграции, объединению ценностностей; 2 — центробежная (преобладание нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В последние десятилетия возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям и исходит из взаимозависимости и партнерства всех стран.

32. Формы международных экономический связеей.
Формы межд экон связей: 1.Межд разделение труда. 2.Межд торговля товарами и услугами. 3.Межд движение капитала и зарубежных инвестиций. 4.Межд трудовая миграция. 5.Межд валютные и кредитно-финансовые отношения. 6.Межд экономическая интеграция. Мировые экон отношения строятся на основе конкуренции, кооперации, сотрудничества. Межд экон отношения включают деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем. МЭС строятся как на двухсоронней и многосторонней основе, так и в рамках межд организаций: ООН,
ВТО (Всемирная торговая орг), МВФ, Мировой банк реконстр и развития. К региональным организациям относятся Европейский союз, НАФТА (Сев Амер),
АТЭС (Азиатско-Тихоок регион). Отраслевые — ОПЭК, МОТ (Междун орган труда),
Неформальные экон организации — Лондонский и парижский клуб, Всемирный экономический форум в Давосе. Участие в межд экон организациях обеспечивает включение в МХ. Но для полноправного участия в межд экон связях необходимое условие —открытость экономики. Открытая экономика – это свободная торговля, активное использование различных форм совместного предпринимательства, ликвидация гос монополии на внешнюю торговлю, организация зон свободного предпринимательства, активное участие в межд разделении труда. Она предполагает: разумную доступность внутреннего рынка любой страны для притока иностранных товаров, рабочей силы, капитала, технологий, инвестиций. Для того, чтобы нац экономика стала открытой, нужны определенные условия (экон структура и структура цен адекватных МХ-у, прав законодательная система, корпус предпринимателей, система современной связи нац экономики, конвертируемость нац валюты). Положительные стороны открытой нац экономики: 1.Нац хозяйство входя в МХ, получает льготы в продаже своих товаров.2.Финансовая помощь. 3.Приобщение к мировым технологиям. 4.Рост собственной конкурентоспособности. Отрицательные моменты: Открытый импорт вызывает спад собственного производства. Безработица. Имущественное неравенство. Межд экон связи регламентируются нормами международного права, уставами межд орган, гос и частным правом гос.

33. Валютные проблемы мироваого хоз-ва.
Вал отношения сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-техн. обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление экономической помощи, кредитование. Характер вал отношений зависит от конвертируемости валюты страны. Качество в. определяется не только ее конвертируемостью, но и ее роль в вал системе. Функцию резервной в., т.е. валюты используемой для обслуживания межд расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен, выполняют в настоящее время: доллар США, фунт стерлингов Великобр., марка Германии, швейцарский франк и японская иена - именно эти валюты являются наиболее конвертируемыми валютами мира. Основой межд валютной системы являются нац валюты, туда также входят нац и коллективные резервные валют единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д. Исторически межд вал система сложилась к концу XIX века, был введен золотой стандарт. Позже было достигнуто соглашение о том, что, основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заместители золота —некоторые нац и коллективные валюты. В 70-х г, когда межд валютный кризис подорвал связь валют с золотом, была установлена так называемая ямайская валютная система с плавающим валютным курсом. Нынешняя мировая валютная система характеризуется доминирующей ролью доллара (доминирует в мировых валютных резервах, в международных торговых расчетах). Но идет процесс движения к многовалютному устройству. В 1999г появилась европейская денежная единица — евро (пока только безналичная), которая должна стать одной из основных мировых валют. Важным элементом международной валютной системы является национальные валютный рынок - официальные центры, где совершается купля- продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. По мере развития национ. рынков и их взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок. Современная валютная система харак-ся следующими основными особенностями и проблемами:
1.Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним. 2.Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света. 3.Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков. 4.Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков.
5.Нестабильность курсов валют. В современных условиях режимы фиксированного и плавающего курса сблизились. Существуют регулируемые курсы валют: гос может по результатам торгов объявлять официальный курс и поддерживать его своим золотовалютным резервом на этом уровне; влияет на него в процессе торгов — устанавливать коридор — т.е. минимум и максимум. Реальный валютный курс определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте
Понижение официального курса валюты называют девальвацией, повышение — ревальвацией. Котировку валют осуществляют гос или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными валютами ведется на валютных 6иржах (одна из крупнейших — Лондонская биржа). Московская межбанковская валютная биржа
(ММВБ) является основной валютной биржей Р. ММВБ (не государственная организация, хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на валютном рынке, влияя на курс рубля.

34. Глобальные проблемы цивилизации.
Критерии, которые позволяют выделить глобальные проблемы и множество других, стоящих перед человечеством: общемировой характер проблемы
(затрагивает интересы всех стран или большинства); в случае нерешенности такой проблемы возникает угроза всему человечеству, регресс в развитии производительных сил; нужда в безотлагательных и решительных действиях на основе коллективных и скоординированных усилий всего мирового сообщества.
Глобальность означает, что проблема подобного рода затрагивает интересы всех классов и слоев общества, всех стран и народов планеты; эта проблема влияет на все сферы общественной жизни и сказывается на положении дел во всех районах планеты, хотя и с разной степенью остроты. Глобальные проблемы можно сгруппировать по сферам действия:1. проблемы, возникающие в сфере взаимодействия природы и общества: надежное обеспечение человечества сырьем, энергией, продовольствием, проблема сохранение окружающей среды;
2.энергетический кризис; миграция населения; конверсия; проблемы войн, разрушений; социальные проблемы; проблемы выравнивания экономического уровня развития стран; освоение ресурсов мирового океана; овладение космическим пространством; 3.проблемы общественных взаимоотношений: отношения между государствами; преодоление отсталости развивающихся стран; локальные и международные кризисы и потрясения; проблемы развития человека и обеспечения его будущего: проблемы приспособления современного человека к меняющимся условиям природной и социальной среды под влиянием происходящей в мире НТР; вопросы современной урбанизации; борьба с эпидемиями и наиболее тяжелыми заболеваниями; духовные ценности человека. А в экономике важная проблема то, что на первом месте выходит не производящий и даже не перераспределяющий сектора, а спекулятивно-финансовая надстройка. В этом - серьезнейшая опасность обвалов в финансово-экономической и производственной сферах, возможности произвола, с элементами общепланетарного кризиса.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать