Экономика 34 вопроса
p>5. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений. Эволюция денег.
Д возникли в результате развития обмена и развития товарно-денежных отношений. Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. Сначола роль денег выполняли товары, затем благородные металлы (чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег). В результате из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар – золото, он стал всеобщим эквивалентом. Д- это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Д существуют в металлистическом и номиналистическом выражении. Монета – это металл определенной формы, веса и достоинства.
Бумажные деньги: банкнота; казначейский билет. Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки. Функции денег: мера стоимости, средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.
Развитие межд экон связей (внешнеторговых, кредитных т.д.) требует функционирования Д на мировом рынке. Мировые Д выступали в виде слитков золота. По мере развития товарного обмена Д превращаются в знаки стоимости.
По мере развития денежной системы бумажные и кредитные Д, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В современных межд торговых отношениях роль мировых Д играют валюты ведущих стран мира, и, в первую очередь, доллар
США, который стал функционировать как межд платежное и резервное средство.
Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и др. Отход от металлического базиса - одна сторона эволюции денег, другая - тенденция к сохранению страхового фонда в форме золотовалютного запаса.

6. Рынок: содержание, функции, типология.
Р - это есть совокупность экон отношений производства и обмена товаров при помощи денег; рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. В общем виде, рынок — это специфический способ организации экон деятельности в масштабе всей экон системы. Характерными чертами и условием существования современного Р являются: 1.Свободный доступ и свободный выход. 2.Полная свобода перемещения материальных, финансовых и людских ресурсов. 3.Равные шансы для всех, исключаются какие-либо привелегии. Функции рынка: Ценообразующая;
Посредническая; Информационная; Регулирующая; Санирующая (очистка рынка от неконкурентоспособных производителей). Конечно, это идеальная модель, основанная на свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей. Конкуренция - состязание за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. К (в идеале) выступает как механизм стихийного регулирования через спрос, предложение и динамику цен; способствует экон равновесию (когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре). В итоге можно сделать вывод —Р -это механизм реализации рыночной экономики. В реальности конк несовершенна, а на рынке действуют мощные монополии (стремятся установить монопольные цены). В современных условиях Р как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал – стихийного (конкурентного) и организующего
(монопольного). Монопольное начало предполагают наличие элементы сговора, упорядоченные, согласованные действия. Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным.
По форме конкуренции, различают рынки: рынок свободной конкуренции, чистая монополия (власть одного), олигополия (власть немногих), монополистическая конкуренция (регулируется государством),
По виду товара различают рынки: Рынок товаров и услуг, Рынок недвижимости,
Рынок средств производства (включая землю), Рынок труда, Финансовый рынок или рынок капитала (Рынок ссудного капитала), Рынок ценных бумаг (Рынок кредитных ресурсов), Рынок «ноу-хау» и другой информации,
По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой.

7. Структура и инфраструктура рынка: сущность и основные элементы.
Рынок — сложная система с определенной структурой. Структура — внутреннее строение, порядок расположения и удельный вес в общем объеме элементов системы. Признаки структуры: целостность, связь элементов, устойчивость связей. По виду товара различают рынки: Рынок товаров и услуг, Рынок недвижимости, Рынок средств производства (включая землю), Рынок труда,
Финансовый рынок или рынок капитала (Рынок ссудного капитала), Рынок ценных бумаг (Рынок кредитных ресурсов), Рынок «ноу-хау» и другой информации. По территориальному признаку: местные, национальные, региональные, мировой.
Структуру рынка упрощенно (без учета финансового и внешнего рынков) можно представить схемой. В ценре внимания рынка 3 вопроса (что, как и для кого производить). В верхней части схемы — спрос на потр Т находит удовлетворение в предложении со стороны производства. На рынке потр Т в зависимости от спр и предл определяется ответ на вопрос «что производить».
В нижн части схемы —вопрос «как производить» решается в производстве.Очевидно, чем меньше издержки и чем больше объем выпускаемой продукции, тем меньшую цену можно назначить в конкурентной борьбе за спрос на товарном рынке. Большую роль играют все факторы производства и цены на них, которые устанавливаются конкуренцией на рыке труда, капитала, средств производства. Рынок диктует производителю как эффективно использовать ограниченные ресурсы, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и получить доходы. На вопрос «для кого производить» — рынок отвечает — для тех кто в состоянии покупать, т.е. располагает деньгами. Упрощенно — это те, кто на рынке труда в конкурентной борьбе смог победить и обеспечить себя.
Инфраструктура рынка — это система организаций (элементов и экон институтов), обеспечивающих своб движение товаров: 1. Организационная база
И —снабженческо-сбытовые, брокерские и др посреднические организации.
2.Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. 3.В кредитно-расчетную базу входят отдельные банки, страховые организации. И обеспечивает: производство всеми необходимыми факторами (рабочей силой, средствами производства, капиталом) и необходимой информацией об ограниченных ресурсах общества. Элементы И: ярмарки, аукционы, биржи, банки, страхов общ, транспортные и информационные системы и т.д. Ярмарка —регулярный рынок широкого значения. Аукционы — место продажи товара по максимальной цене
(товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену). Биржа —- это торговый посредник, способствующий заключению оптовых сделок между продавцами и покупателями товаров, валюты, ценных бумаг. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда, (распространены фьючерсные товарные сделки — с поставкой в будущем). На биржах продаются и покупаются не сами товары, а контракты на их поставку. На фондовой бирже — купля-продажа ценных бумаг на основе их биржевого курса. Биржа труда—посредник по купли- продажи рабочей силы. Элементом И рынка выступает кредитная система: банки, страховые компании, фонды. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и гос финансы: республиканские и местные бюджеты. Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, определяющая правила "рыночной игры".

8 Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложения, цена.
Рын мех – это мех формирования и распределения ресурсов, мех взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу установления цен, качества и объема производства. Основой мех рыночной саморегуляции являются спрос и предложение. Рыночное равновесие устанавливается, когда планы покупателей
(спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными. Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Спрос - количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается. Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота). Существуют 2 концепции ценообразования:

- в основе 1 лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой концепции основы цены составляют затраты прошлого и живого труда, т.е. стоимость.

Чем она выше, тем выше цена.

- 2-ая концепция характерна для представителей неоклассического направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего.

Она утверждает, что каждый покупатель имеет свою шкалу ценностей и оценивает товар с учетом собственных потребностей, а поэтому и цена будет разной.
Суть это концепции сводится к тому, что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о
"невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес.
Ориентиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный ценовой механизм.
Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать