Финансовые аспекты лизингового бизнеса: мировой опыт и отечественная практика

В ведущих европейских странах доля лизинга автотранспортных средств наиболее высокой была в Швейцарии, где она составляла 80,6%, в Чехии— 71,3, в Норвегии— 68,8, в Австрии— 64,4, в Германии— 63,3, в Великобритании— 49,4%.

По абсолютным показателям уверенно лидирует Германия. Годовой объем сделок по лизингу легковых автомобилей составляет здесь 15630 млн. ЭКЮ, или 30,0% данного вида всех европейских операций.

Очень распространен лизинг автомобилей в Австрии, хотя собственного автомобильного производства здесь нет. Каждая шестая лизинговая компания страны специализируется на этом виде предпринимательской деятельности. Практически все австрийские лизинговые компании созданы с участием зарубежных (немецкого, французского, американского) капиталов наиболее крупных автомобилестроителей. Однако эти компании являются австрийскими резидентами. Австрийские банки также охотно принимают участие в организации и финансировании лизинговых операций. Этот вид финансовых услуг очень выгоден как предприятиям, так и гражданам и пользуется у них большим спросом. Действительно, в Вене значительно чаще, чем в Нью-Йорке, Амстердаме или Копенгагене, можно встретить стоянки автомобилей с предложением приобрести их на условиях лизинга. Большинство австрийских автотранспортных лизинговых компаний создавалось, как и в Германии, в виде обществ с ограничейной ответственностью (акционерное законодательство этих стран во многом схоже). Очень быстро, буквально в течение нескольких лет, автомобильный лизинг получил широкое развитие в таких странах Центральной и Восточной Европы, как Болгария, Венгрия, Польша, Россия, Словакия, Словения, Чехия. Это обстоятельство объясняется, во-первых, расширением экспортно-импортных операций в этих странах; во-вторых, относительно недорогой стоимостью имущества, сдаваемого в лизинг; в-третьих, короткими сроками выкупа этого имущества лизингополучателями в собственность; в-четвертых, возможностями применения механизма ускоренной амортизации; в-пятых, технико-экономическими и качественными характеристиками машин, приобретаемых у лидеров мирового автомобилестроения. В результате за три года объемы новых контрактов по лизингу легковых автомобилей увеличились в этих странах в 3,4 раза и достигли 1107,6 млн. долл., что, впрочем, несколько меньше, чем в одной только Австрии. Лизинг грузовых автомобилей в этих странах соответственно возрос в 2,6 раза, и годовая сумма сделок составляет 568,1 млн. долл. В Польше наиболее крупным лизингодателем легковых автомобилей является компания Carcade. Годовой объем ее лизинговых операций составляет 42,2 млн. долл. Основная масса лизинговых договоров в Польше имеет продолжительность три года, что также является наиболее распространенным сроком для лизинга автотранспортных средств.

Важно также охарактеризовать структуру европейских пользователей услуг лизинговых компаний, табл. 9.












Таблица 9 Структура пользователей услуг лизинговых компаний, % (9, стр. 47)

Пользователи лизинговых услуг

1991г.

1992г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Всего

в том числе:

Аграрный сектор

Промышленность и стороительство

Частный сектор услуг

Коммунальное хозяйство

Индивидуальные потребители

Другие

100,0

 

2,6

41,8

 

41,4

4,2

6,8

 

10,1

100,0

 

3,0

35,8

 

47,3

5,2

5,7

 

8,7

100,0

 

3,2

38,2

 

42,4

4,6

7,6

 

4,0

100,0

 

2,6

36,0

 

45,2

5,0

7,8

 

3,5

100,0

 

2,4

34,2

 

47,0

4,2

7,0

 

5,2

100,0

 

2,7

31,2

 

50,1

5,2

6,2

 

4,6


Потребителем более чем половины лизинговых операций стал частный сектор услуг. Несмотря на то что объем лизинговых операций в промышленности несколько сократился, эта отрасль народного хозяйства совместно со строительством продолжают оставаться наиболее крупными потребителями лизинговых услуг. По-прежнему крупнейшим заказчиком у лизинговых компаний остается частный сектор экономики.

Уровень развитости лизинговых отношений во многом определяется сроками предоставления оборудования в лизинг. Наиболее распространенными являются сделки со сроком от двух до пяти лет. В целом по Европе на их долю ежегодно приходится 3/4 всех вновь заключенных лизинговых договоров. Это обстоятельство во многом зависит от правовой возможности использования сторонами (лизингодателями и лизингополучателями) механизма ускоренной амортизации.

Вместе с тем значительные объемы (17,4%) приходятся на лизинговые операции со сроком свыше пяти лет (см. табл. 10). Возможность получения в лизинг оборудования на такой продолжительный период позволяет лизингополучателям уверенно строить свою долгосрочную инвестиционную политику в части приема и использования капитала. Последнее обстоятельство является черезвычайно важным для использования в российских условиях.


Таблица 10 Сроки предоставления оборудования в лизинг в Европе, % (9, стр. 47)

Сроки лизинга

1992г.

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

Всего

в том числе:

до 2 лет

до 5 лет

до 10 лет

свыше 10 лет

100,0

 

10,8

75,6

9,7

3,8

100,0

 

11,1

74,6

11,0

3,2

100,0

 

12,3

75,6

8,8

3,4

100,0

 

12,8

74,7

8,2

4,4

100,0

 

11,2

71,8

9,0

8,0

100,0

 

11,5

72,6

9,2

6,7


В наиболее «развитых» лизинговых странах более чем пятилетние сроки предоставления оборудования в лизинг резко возросли. В Германии с 3202 млн. ЭКЮ в 1995 г. до 4328 млн. ЭКЮ в 1997 г., т. е. за два года увеличение составило 35,2%. В Великобритании прирост за тот же период был вообще ошеломляющий. Он достиг 109,2% (с 3539 млн. до 7404 млн. ЭКЮ). Интересным является тот факт, что в этой стране объем новых сделок по лизингу оборудования увеличился за два года почти на 10 млрд. ЭКЮ. При этом около 4 млрд. пришлось на договоры со сроком свыше пяти лет.

Лизинговые компании стран Восточной Европы в течение нескольких лет обретали опыт и навыки ведения нового бизнеса; они активнее работали на перспективу, увеличивали объемы лизинговых сделок и тем самым убеждали кредиторов в собственной высокой платежеспособности, а значит, и в высокой платежеспособности своих клиентов-лизингополучателей. Последнее достигалось глубиной проработки проекта, получением необходимых гарантий своевременного возврата причитающихся по договору лизинговых платежей. В результате росло доверие к лизинговым компаниям со стороны банков, стремящихся надежно поместить свой капитал в долгосрочные инвестиции, приносящие хороший доход. Кредиторы лизинговых сделок стали более заинтересованы в выдаче долгосрочных займов для заключения новых сделок. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в сроках предоставления оборудования в лизинг.

Так, например, по вновь заключенным сделкам по лизингу оборудования продолжительность заключенных договоров сроком до десяти лет увеличилась в Чехии, значительно возросла в Словакии и Словении. В то же время в этих странах сократилась доля лизинговых сделок со сроком до двух лет.

Доля недвижимости в общем объеме лизинговых операций в Европе в течение 12 лет (с 1986 по 1997 г.) находилась на уровне от 13,0 до 16,9%. В последние годы в этом секторе лизингового рынка происходили заметные структурные изменения. Они отражены в табл. 11, по данным на начало каждого года.


Таблица 11 Структура лизинга недвижимости в Европе, % (9, стр 49)

Вид недвижимости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать