Финансовые аспекты лизингового бизнеса: мировой опыт и отечественная практика

До выхода Закона «О лизинге» российским законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинговой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для применения схем возвратного лизинга.

Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. - 2,9%, в 1995 г. - 3,0, в 1996 г. - 4,8, а в 1997 г. произошел резкий спад— до 0,9%, т. е. было заключено договоров на 4 млн. долл. По-видимому, это результат того обстоятельства, что объектом лизинга, согласно российским нормативным актам, могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ № 685/96 и бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100 минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры дешевле чем за 1,5 тыс. долл. в 1997 г. было невозможно.

В соответствии с методикой «Евролиза» суда, авиа- и железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества. Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация «Рослизинг». Вместе с тем по российскому законодательству (статья 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в отличие от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.

Данные по этой группе имущества имеются только за два последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн. долл., хотя относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как видно, «цена» этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании «Инком-авиа», из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга самолетов.

В госбюджетах последних двух лет предусматривались значительные средства на эти цели. Так, в госбюджете на 1998 г. из 50 млрд. руб. лимитов государственных гарантий на финансовый лизинг приходилось 9,5 млрд. руб., в том числе на лизинг гражданских воздушных судов— 4 млрд. руб. Потребуется создание специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих лизинг самолетов и вертолетов.

В течение последних двух лет стали заключаться лизинговые сделки с недвижимостью. Первыми активность в этом сегменте лизингового рынка проявили пензенская компания «Лизинком», Московская лизинговая компания и компания «Лизингбизнес». Пока на этот вид бизнеса приходится 5,3—6,0 млн. долл., или 1,3% всех лизинговых операций. Здесь многие проблемы возникают из-за прав собственности на землю. Поэтому нужно одновременно с договором лизинга недвижимости заключать договоры на аренду и субаренду земельных участков. При этом общий размер пошлин при оформлении и регистрации договоров лизинга недвижимости, по оценке компании «Лизинком», достигает 5,5%.

В отличие от ведущих европейских стран величина российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.

В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг оборудования было заключено на срок до двух лет, в 1995 г.— 36,8%, в 1996 г.— 16,1, в 1997 г.— 7,3, а в первой половине 1998 г.— только 2,65%. Банки стали активнее участвовать в лизинговых операциях. Они чаще кредитовали лизинговые компании на более продолжительные периоды. В 1997 г. основная масса договоров (92,4%) заключалась на срок до пяти лет. В 1995—1997 гг. долгосрочные договоры на лизинг оборудования на срок свыше пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В первой половине 1998 г. этот показатель вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров было заключено на срок свыше десяти лет. Однако следует учесть, что зачастую возможность получить долгосрочный по российским меркам кредит для закупки лизингового оборудования имеется только у тех компаний, учредителями которых являются банки-кредиторы. Эти же банки нередко становятся и лизингополучателями оборудования.

Вместе с тем в отличие от широкой международной практики российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты, являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация регионов. Это тоже специфика российского лизинга.

В 1997 г. 67,6% договоров на лизинг недвижимости заключалось на срок до 8 лет включительно, еще 32,2% договоров— на срок до 16 лет включительно.

Интересна структура лизингового оборудования по типу заказчика по данным ассоциации «Рослизинг». Эта информация приведена в табл. 14.

1998 год не самый благоприятный для лизингового бизнеса. Сначала ставки рефинансирования, последовательно устанавливаемые Центральным банком России в первой половине года на уровне 50, 150, 60%, не способствовали развитию инвестиционных лизинговых проектов. Приемлемой была бы ситуация со стоимостью кредитных ресурсов на уровне 25—30% в рублях и 17—20% в валюте. Но в августе 1998 г. начался финансовый кризис, который потряс всю банковскую систему. Очень тяжело он отразился и на лизинговых компаниях.

Однако в отличие от банков, пострадавших в ходе финансового кризиса и имеющих большую кредиторскую задолженность, в активах большинства лизинговых компаний преобладала дебиторская задолженность. Вероятность возврата лизинговых платежей по уже заключенным сделкам достаточно велика, особенно в тех случаях, когда лизингополучателями являются предприятия с высоким экспортным потенциалом.

Как уже говорилось ранее, доля лизинга в общем объеме капиталовложений производственного характера в России составляет около 1,5%, что является существенным отставанием от развитых стран в развитии лизинга, и исходя из текущей экономической ситуации, Россия нуждается в резкой активизации инвестиционных процессов. Россия, следовательно, должна стремиться к увеличению этой доли, если не до уровня 15-30%, как на Западе, то хотя бы до 10-15%.
















Таблица 14 Заказчики лизингового оборудования по компаниям, входившим в ассоциацию «Рослизинг» в 1994-1997 гг. ( 8, стр 96).

Тип заказчиков

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1.      Сельское,лесное хозяйство, рыболовство

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

2.      Промышленность, строительство

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

3.      Услуги- частный сектор

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

4.      Услуги- общественный сектор

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

5.      Торговля (для внутренних целей)

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

6.      Потребители- частные лица

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

7.      Другое

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

Итого:

млн. руб.

млн. долл.

% все заказчики


 

-

-

-

 

 

4426.6

1.2

48.2

 

1358.8

0.4

14.8

 

 

-

-

-

 

 

2739.9

0.8

29.9

 

 

-

-

-

 

653.2

0.2

7.1

 

9178.5

2.6

100.0

 

 

60.1

0.1

0.1

 

 

14250.6

3.1

13.2

 

75673.0

16.3

70.3

 

 

10757.0

2.3

10.0

 

 

-

-

-

 

 

-

-

-

 

6867.3

1.5

6.4

 

107608.0

23.2

100.0

 

 

10092.1

1.8

1.6

 

 

471463.9

84.8

73.5

 

61500.5

11.1

9.6

 

 

38130.3

6.9

5.9

 

 

6862.7

1.2

1.1

 

 

-

-

-

 

53163.7

9.6

8.3

 

641213.2

115.3

100.0

 

 

722445.8

121.2

25.8

 

 

1127188.2

189.1

40.2

 

12281.0

2.1

0.4

 

 

237626.5

39.9

8.5

 

 

-

-

-

 

 

5281.4

0.9

0.2

 

695927.8

116.8

24.9

 

2800750.4

69.9

100.0


Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.

Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и экономических изменений, которые упоминались в данной работе. На это можно надеяться в связи с избранием новой Думы, более либерально настроенного состава, чем дума предыдущего созыва, а также , нас ждут выборы главы государства в марте 2000 года, от исхода этих выборов будет зависеть даже больше, так как Президент в России обладает гораздо большими полномочиями чем Дума.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      «Лизинг-ревю», 1998, №5/6,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».

2.      «Лизинг-ревю», 1999, №1/2,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».

3.      «Лизинг-ревю», 1998, №3/4,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».

4.      Циренщиков В.С., Антюшина Н.М. «Лизинг в Западной Европе: выводы для России»,- М.: Доклад-Институт Европы, 1998, 73с.

5.      Хольнова Е.Г. «Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством лизинга»,- Санкт-Петербург: Автореферат, 1998, 20с.

6.      Русол В.В. «Экономическая эффективность лизинга воздушных судов гражданской авиации»,- Москва: АО «Экос»,1998, 100с.

7.      «О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации», -Москва, ИВЦ «Маркетинг», 1999, 28с.

8.      Серегин В.П., Халевинская Е.Д. «Организация, учет и налогообложение лизинговых операций»,- Москва: «Юрист», 1999, 176с.

9.      Газман В.Д. «Рынок лизинговых услуг»,- Москва: Фонд «Правовая культура», 1999, 376с.

10.  Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. «Финансово-промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг»,- Москва: ООО ИКК «Дека», 1999, 448с.

11.  Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства»,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 1999, 228с.

12.  Самохвалова Ю.Н. «Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение»,- Москва: Современная экономика и право, 1999, 57с.

13.  Балтус П., Майджер Б. «Школа европейского бизнеса», «Лизинг-ревю», 1996 г., № 1,- М: Издательский дом «Деловая пресса».

14.  Медведков С.Ю. «Лизинг в экономике США», «США: политика, экономика, идеология», 1980 г., № 5.

15.  Giovanoli M. Le credit-bail en Europe, 1980, 247p.

16.  В.А. Горемыкин “Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие”,— М.: Инфра-М, 1997, 241с.

17.  "Аспекты лизинга: бухгалтерский, валютный и инвестиционный",- М.: ИСТ-Сервис, 1994, 64с.

18.  Овчаров Д.А. "Развитие лизинга в рыночной Экономике",- М.: МГУ им. Ломоносова, Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, 1994, 134 стр.

19.  Акиндинов А. Ю. «Роль лизинговых компаний в рамках финансово-промышленных групп» / Материалы Второй международной конференции «Развитие лизинга в Российской Федерации». Вена, 25-26 марта 1998 г., 54с.

20.  Блейк Дж., Амат О. «Европейский бухгалтерский учет: Справочник»,— М.: Филинъ, 1997г., 269с.

21.  Быкова С., Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая газета, 1998г., № 24.

22.  Волков Н. Г. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» / Главбух 1998г.- № 22, с. 21-29.

23.  Харви М. Лизинг: игра стоит свеч / Экономика и жизнь, 1998г.- № 26,с. 34-41.

24.  Чекмарева Е. Н. «Лизинговый бизнес»,— М.: Экономика, 1993г., 302с.

25. World Leasing Yearbook 1998., 19th edition., Ed. by Christopher Holloway,— London, Euromoney Publication, 1998., 341p.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать