Финансовые аспекты лизингового бизнеса: мировой опыт и отечественная практика

Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем.  В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

На условиях “бербоут - чартер” Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет.

Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back).

Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП «Арендмаш» по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО «Совфинтрейд», в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.

В книге Тома Кларка «Финансовый лизинг», вышедшей в Лондоне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального банка СССР, указывается, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей стране составляли 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.

В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания «Дальлизинг» (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение «РОССИЯ» (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания «Ярославтехлизинг», а в Санкт-Петербурге — компания «Балтийский лизинг».

В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания «Петролизинг», а в 1992 г. в Москве — компании «Лизингбизнес», «Межсбер-Юраско лизинг», «Промстройлизинг». В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания («РГ Лизинг») и Русская авиационная акционерная лизинговая компания «Аэролизинг», а в Пензе — компания «Лизинком».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”.

В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка. Основными направлениями ее деятельности являются:

• содействие развитию рынка лизинговых услуг в России;

• координация деятельности членов Ассоциации, объединение их сил и средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов и операций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

• разработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России;

• участие в развитии и совершенствовании законодательной и нормативной базы лизинговой деятельности в России;

• представление интересов и защита прав членов Ассоциации в государственных и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;

• участие в работе международных лизинговых организаций.

При создании ассоциации «Рослизинг» в ее состав вошли 15 компаний. По материалам «Евролиза», корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24, хотя на 1 января 1997 г. в составе «Рослизинга» было 32 компании (возможно, не все из них успели заключить лизинговые контракты). К июню 1998 г. в ассоциацию «Рослизинг» входило 56 компаний. Правда, лишь 29 из них относились к активно работающим, т. е. участвующим в формировании статистической информации о результатах своей лизинговой деятельности. Некоторые компании только собирались заняться лизинговой деятельностью, а некоторые занимаются не лизингом, а страхованием.

Выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге. Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.

Следуя общепринятой в мире практике, Временное положение определило лизинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель или поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь (лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и лизинга.

Схожие в целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6 ), вступившей в действие 1 марта 1996 г.

В целях повышения финансовой привлекательности лизинговых операций было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Согласно данному постановлению проценты по полученным субъектами лизинга заемным средствам для осуществления лизинговых операций, а также лизинговые платежи включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли лизингодателей, получили воз­ожность уменьшать налогооблагаемую базу на величину денежных средств, предоставляемых для осуществления лизинговых сделок. В свою очередь, лизингополучателям было предоставлено право относить лизинговые платежи на производственные затраты.

Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.

В том же постановлении было определено, что лизинговое имущество в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.

В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» на основные средства, являющиеся объектом международного лизинга, распространялся режим временного ввоза, предусматривавший частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов.

Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать