Финансовые рынки, ценные бумаги, фондовые биржи
p> Варранты. Варранты по механизму действия и своему содержанию весьма близки к правам. Варрант – это ценная бумага, дающая ее владельцу право приобрести в течение установленного периода времени определенное число обыкновенных акций по заранее фиксированной цене.

Отличие варранта от права заключается в периоде действия. Если право – это краткосрочная ценная бумага, которая функционирует на рынке 3-4 недели, то варрант выпускается на длительный период времени и действует 3-5 и более лет.

Обычно варранты продаются вместе с облигациями, с тем, чтобы сделать выпуск облигаций более привлекательным для инвесторов.

Депозитарные расписки. Депозитарная расписка – это свободно обращающаяся на фондовом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустил расписки в форме сертификатов или в бездокументарной форме. В мировой практике различают два вида депозитарных расписок:

. ADR (American depositary receipt) – американские депозитарные расписки, которые допущены к обращению на американском рынке;

. GDR (global depositary receipt) – глобальные депозитарные расписки, операции с которыми могут осуществляться и в других странах.

Депозитарные расписки делятся на спонсируемые (sponsored ADR) и неспонсируемые (non-sponsored ADR).

Неспонсируемые ADR выпускаются по инициативе крупного акционера или группы акционеров, владеющих значительным числом акций компании.
Преимуществом неспонсируемых ADR является относительная простота их выпуска.

Спонсируемые ADR выпускаются по инициативе эмитента. Таким же путем организуется и выпуск GDR.

Векселя. Вексель не является эмиссионной ценной бумагой, для его выпуска не надо составлять проспект эмиссии и регистрировать ворганах ФКЦБ.
Достаточно принять решение на уровне руководства предприятия, и вексель может быть выпущен в обрашение.

Вексель – это безусловное долговое обязательство указанного в векселе плательщика оплатить определенную сумму в установленные сроки. Вексель является одной из наибоолее старых ценных бумаг, используемыхх в мировой практике. Еговозникновение относят к XII веку в связи с расчетами за товары на рынке Италии, когда менялы и банкиры наряду с традиционными операциями по размену денегг, выдачей кредита и др. стали осуществлять перевод денежных средств из одной страный вдругую.

Государственные ценные бумаги. Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

. Покрытие постоянного дефицита государственного бюджета;

. Покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов;

. Привлечение ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов;

. Привлечение ресурсов для покрытия целевых расходов правительства;

. Привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;

Поэтому в зависимости от цели выпуска различают:

Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.

Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов.
Например. В Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. В Японии широко практикуются правительственные эмиссии строительных облигаций для реализации крупномасштабных программ по строительству дорог и др. В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО «высокоскоростные магистрали», которые были выпущены под гарантию правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно широко применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда предприятия не платили в бюджет, а правительство не могло расплатиться по государственным заказам. Для решения этой проблемы Минфином РФ в 1994 –
1996 годах выпускались казначейские обязательства, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Государство на фондовом рынке выступает не только крупнейшим эмитентом, аккумулирующим средства частных корпоративных инвесторов для покрытия общегосударственных расходов, но и крупнейшим оператором фондового рынка.

2.2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА В РОССИИ

Этапы развития рынка ценных бумаг.

В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.

Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-
Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ
(например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-
Западных железных дорог).

Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.

В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России.
Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно- правовой базы фондового рынка.

Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял
«Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.

В период 1993-1994 годов обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы – крупные собственники
(владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие – нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать
«ваучеры», а другие искали возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.

Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг.
Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.

В 1995-1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно- правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы
«Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» и др. к начала 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

. Выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета – государственных краткосрочных обязательств

(ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

. Реструктуризация внутреннего валютного долга – выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

. Связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации.

Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать