Государственная инвестиционная политика

АО «Банк развития Казахстана» профинансировал проект АО «Ютекс» по производству трикотажного белья. АО «Инвестиционный фонд Казахстана» финансирует проект АО «Экопродукт» по модернизации плодоконсервного завода.

В институтах развития на рассмотрении находится ряд инвестиционных проектов, в том числе проект АО «Химфарм» - «Освоение производства мазей, суппозиториев, расширение производства таблеток», стоимость проекта 13,6 млн. долл. США.

В целях осуществления мониторинга инвестиционных и инновационных проектов по состоянию на 1 июля 2006 года от города Астаны в АО «Банк развития Казахстана» одобрен к финансированию инвестиционный проект ТОО АБК «Максат» по строительству завода по производству бетонных, железобетонных изделий и конструкций. В АО «Инвестиционный фонд Казахстана» был заявлен ряд инвестиционных и инновационных проектов, в т.ч.: производство строительных материалов; производство полимерных труб и железобетонных изделий; производство плазмы крови и ее компонентов; переработка и производство волостонита; производство крахмала и белка; домостроительный комбинат и т.д.

По решению комиссии проекты отклонены.

Кроме крупных инвестиционных проектов реализуются небольшие инвестиционные проекты, финансирование которых осуществляется через АО «Фонд развития малого предпринимательства». Так за первое полугодие 2006 года Фондом профинансировано 8 проектов в обрабатывающей промышленности на общую сумму 166 535 тыс. тенге.

По г. Алматы объем инвестиций в развитие производства на предприятиях обрабатывающей промышленности составил 10,7 млрд. тенге. По состоянию на 01.07.06г. в государственные институты развития направлено 80 инновационных и инвестиционных проектов.

В Банк развития Казахстана направлено 8 проектов, из них 3 профинансировано: «Расширение и модернизация производства напитков, лимонада и минеральной воды» - АО «Сусындар»; «Строительство завода по переработке семян масличных культур» - АО «VITA»; «Расширение производства по переработке семян» - АО «VITA»; 1 принят к финансированию, 4 – на рассмотрении.

Национальный инновационный фонд. Приняты обязательства по финансированию 35 проектов, из них 4 – инновационных, 11 – проекты НИОКР и проект по созданию технологического бизнес-инкубатора. Общая стоимость проектов – 95,6 млрд. тенге.

В Инвестиционный фонд Казахстана направлено 11 проектов, из них 1 – профинансирован: проект ТОО «Kaps Intel» - строительство завода по производству крышек и алюминиевых колпачков; 1 - принят к финансированию, 9 – на рассмотрении.

Глава 3 Совершенствование инвестиционной политики в Республике Казахстан

 

3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности

На разных стадиях функции государства и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме того, функции и принципы будут различаться по формам зарубежного капитала. С этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательст­ва. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капи­тала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по ино­странным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.

Методы регулирования будут также различаться в зависимости от форм иностранного ка­питала и инвестиций.

Степень регулирования международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.

Роль государства в данном случае определяется тем, что:

•          оно является наиболее активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;

•          государственное кредитование осуществляется путем аккумулирования бюджетных средств;

•          государство поощряет внешнеэкономическую деятельность с помощью субсидий, кре­дитов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государствен­ные гарантии по экспортным кредитам являются самыми употребляемыми;

•          в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются экспертные креди­ты;

•          для поощрения прорыва на мировые рынки создаются государственные или полугосу­дарственные экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование и страхова­ние внешнеторговых операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков.
Например, ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам, ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.

Государство с сильным бюрократическим аппаратом иногда не может мириться с положе­нием независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это выражается в отношениях между государст­вом и инвесторами.

Каждое государство имеет собственный закон о зарубежных инвестициях. Именно из это­го закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использова­нии иностранного капитала и инвестиций.

Важным элементом отношений государства и инвесторов выступает функция контроля го­сударства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, при­обретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии за­рубежных физических и юридических лиц.

Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.

Принципиальным моментом в установлении отношений государства и иностранного инве­стора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения кон­курентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками при­влечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежно­го капитала защищать национальный рынок.

Доктрина конкуренции служила своеобразным критерием для государственных мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на на­циональном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.

Применение доктрины конкуренции позволяет сочетать меры государственного регулиро­вания разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять равно­весие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инве­стиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.

Функция поддержания конкуренции с помощью зарубежных инвестиций столь очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют законов о них, государство осуществляет регу­лирование импорта капитала с помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонополь­ному законодательству, являются действия, направленные на осуществление инвестиций, неза­висимо от их организационно-правовой формы: соглашение о приобретении акций националь­ного предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его форме в качестве вклада в совместное производство или создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.

Без проходящей либерализации режимов иностранных инвестиций расширение междуна­родного производства было бы невозможно.

Либерализация иностранных инвестиций конечной своей целью имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.      

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать