Заглядывая в 2000 год
Опыт работы в изолированных ячейках рынка информационных услуг создал у многих информационных компаний представление о “массе рынков”, а не о едином “массовом рынке”, больше соответствующем реалиям индустриальной эры.
Несмотря на происходящий теперь взрыв информационных услуг, похоже, что их “массовый рынок” как важный элемент личного потребления населения начнет функционировать в полную силу не раньше конца века. Должны возникнуть не только информационные услуги ориентированные на личное, не производственное потребление (пока их не так уж много, да и разные местные рынки могут потребовать специфических услуг). Должны возникнуть и новые каналы их финансирования.
* * *
Информация - бизнес, приобретающий глобальные измерения.
Развитие информационного дела во всем мире имеет те же тенденции, что и в Соединенных Штатах.
Во-первых, предприниматели открыли для себя информацию как вид бизнеса. Даже в Китае правительство поощряет “рисковый” капитал для создания и развития информационных услуг.
Во-вторых, компании, действующие в области инфраструктуры, признали потенциал информационного бизнеса и развивают технику и технологию передачи и обработки информации. Специалисты в области почтовой, телефонной и телеграфной связи во всем мире решают проблему, как обслужить (а в некоторых странах - как регулировать) информационный бизнес, особенно с точки зрения типа и качества необходимых средств связи.
В-третьих, поскольку масса информационных услуг приближается к критической, они приобретают транс национальный характер. По существу, можно говорить о зарождении мирового рынка информации для ведущих в техническом отношении стран.
В-четвертых появляются услуги ориентированные на личное, непроизводственное потребление, обрабатываются способы их финансирования.
Хотя никто из занятых в этом бизнесе не считает, что информация может вытеснить промышленность и стать главным видом экономической деятельности в мировом масштабе, совершенно ясно, что информационные услуги вносят немаловажный вклад в экономику и тем самым участвуют в создании богатства народов.
Влияние информации сказывается на рабочей силе, предметах и орудиях труда. Таким образом, она создает конкурентные возможности во всех видах деятельности. В ХХI веке ее значение еще более возрастет и в США, и во всем мире.
Глава 3
По уровню информатизации, какими бы показателями мы ее не измеряли,
наша страна катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых
развивающихся стран мира. Например, объем производства средств
вычислительной техники в нашей стране едва достигает 10% от уровня США, а в
настоящее время резко сокращается объем тиражируемых программных средств -
5%. Надежность отечественной вычислительной техники в 100-500 раз уступает
зарубежным образцам, по технико-экономическим показателям она не
конкурентоспособна на рынке России по сравнению с импортной.[22]
Значительно отставание в использовании промышленных баз данных и баз
знаний. Резко отстает от потребностей общества развитие сетей связи и
передачи данных, служащих базой инфраструктуры информатизации регионов
России.
По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс
преобразования человеком Среды своего существования, биосферы в ноосферу,
результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы.[23] Этот
процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека.
Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного
решения которых зависит ход информатизации.
Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.
Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.
Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в России.
К психологическим проблемам относится, в первую очередь, не готовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов.
Психофизическая проблема, т. е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время.
Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике “информационного” общества.
Социальные проблемы обусловленны коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации.
Кадровые проблемы. Они связаны с необходимостью не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы.
Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.
Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы.
Научные проблемы обусловленны неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране.
Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем могут осуществляться различными путями:
1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно.
Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов.
2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам.
3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат.
Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так являются первыми в этой сфере.
Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, в том числе
Россия, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в
создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию.
Таким образом информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.
Заключение
Глобальной целью информатизации является обеспечение необходимого уровня информированности населения, обусловленного целями социально- экономического развития страны.
Главным итогом информатизации станет обеспечение свободного своевременного доступа населения к региональному, государственному и мировому информационному фонду, формирование потребности и сознания необходимости его использования в процессе своей деятельности у каждого члена общества.
Задачи информатизации будут выполнены и затраты на ее проведение оправдаются только в том случае, если она будет проводится с единых позиций, базироваться на единых принципах.
К основным принципам информатизации относятся:
- подчиненность ее целей целям социально-экономического развития;
- соответствие структур и методов информатизации требованиям перехода страны к рыночной экономике;
- выгодность информатизации для общества, ее окупаемость;
- ориентация на экономические методы управления информатизацией;
- конкурсность путей осуществления информатизации, источников и форм ее финансирования;
- саморазвитие процесса информатизации;
- совместимость информатизации страны с мировым процессом информатизации;
- интеграция информационных ресурсов.
Исходя из целей и проблем информатизации общества основными ее направлениями следует считать:
- проведение исследований по информатике и информатизации;
- создание и развитие материально-технической базы информатизации.
- совершенствование существующих, разработка, развитие и применение новых информационных технологий;
- перевод производства программных средств на промышленную основу, создание индустрии программных средств;
- создание и развитие информационной инфраструктуры;
- создание и развитие индустрии переработки информации;
- подготовку населения к информатизации;
- подготовку, введение и корректировку правовых и хозяйственных норм;
- участие в международном сотрудничестве и разделении труда в сфере информатизации.
Производство программных средств может и должно стать самоокупаемой
отраслью народного хозяйства, способной экспортировать свою продукцию.
Необходимо ввести в практику лицензионную закупку зарубежных и экспорт
созданных в России программных средств, решив при этом проблемы авторских и
прочих прав в соответствии с нормами Международной конвенции по охране прав
на интеллектуальную собственность, к которой наша страна присоединилась в
1989 году.